Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста на тему: П. И. Чайковский «Путешествие по странам»
Автор: Силкина Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»г. Новокуйбышевск, Самарская область.
Описание работы: конспект может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями ДОУ для детей старшего дошкольного возраста, а также педагогами музыки начальных классов общеобразовательной школы. Используя интерактивные возможности и технологии дети наглядно могут познакомиться с географическим расположением некоторых стран, познакомиться с их названием и музыкой. В процессе восприятия музыки, на примере детского альбома П. И. Чайковского дети знакомятся с пьесами «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», расширяют знания в области ритма, музыкальную память, развивают художественно эстетический вкус. Данный материал основывается на первоначальных знаниях детей о ритме: половинные, четвертные, целая длительности, ладотональном изменении в музыке, а также ранее изученных пьесах из детского альбома. На занятии можно использовать шумовые музыкальные инструменты, альбомы, карандаши, наглядные пособия композитора П. И. Чайковского.
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом»
Задачи: 1. развивать эстетику, воображение, музыкальный слух посредством восприятия классической музыки;
2. Развивать умение слушать, запоминать и анализировать произведение;
3.Развивать умение выполнять танцевальные движения (вальс) под музыку, развивая фантазию, творчество в предлагаемых ребёнком танцевальных движений;
4. Знакомство с культурой разных стран : Германия, Франция, Италия, Неаполь
5. Знакомство с ритмическим рисунком в музыке : восьмая с точкой – шестнадцатая.
6.Закреплять знания хлопками и игрой на шумовых музыкальных инструментах.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы продолжить знакомство с музыкой русского композитора П. И. Чайковского. Давайте вспомним, как называется книга,пьесы которой мы с вами слышали?
Дети:«Детский альбом»
Педагог: Следовательно, для кого написан этот альбом?
Дети: «Для детей».
Педагог: Правильно.
Назовите, пожалуйста произведения, связанные с игрой детей, которые вы запомнили (ответы детей).
Назовите, пожалуйста пьесы, связанные с игрой девочек
Дети: «Болезнь куклы», «Новая кукла», "Мама"
Педагог: Назовите пьесы, связанные с игрой мальчиков
Дети: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки»
Педагог:Дорогие ребята, вы правильно назвали и дали описание всем пьесам, связанных с играми детей. А сегодня у нас будет занятие не обычное. П. И. Чайковский очень много путешествовал, представьте, что мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Композитор побывал в разных странах: во Франции(слайд №1) –так родилась «Французская песенка», в Италии(слайд №2) – так он написал «Итальянскую песенку», в Неаполе(слайд №3) – появилась «Неаполитанская песенка». Итак,первое наше путешествие страна Германия(слайд №4).В пьесе «Немецкая песенка» композитор показал лёгкий, весёлый, независимый характер немецкого народа. Размер в пьесе трёхдольный ,это подтверждает постоянный аккомпонемент в левой руке. (играю левой рукой, дети хлопками уточняют количество долей в музыке)Давайте отдельно поговорим о мелодии(играю мелодию). Мелодия состоит их мелких длительностей: восьмая - шестнадцатая.Педагог повторяет ритм хлопками. Но сегодня мы с вами познакомимся подробно о новом, ещё незнакомым вам ритмическом движении в музыке – это
восьмая с точкой – шестнадцатая. Если сказать простым языком в музыке этот ритм называется "пунктирный ритм". На протяжении этой песенки мы будем всегда слышать этот ритмический рисунок, вот послушайте. Педагог исполняет пьесу.
Педагог: ребята, вот вы послушали немецкую песенку. Скажите пожалуйста, в каком ладу она написана?
Дети : в мажоре
Педагог: верно. В средней части пьесы мы слышим другой голос. Так и кажется, что сначала пел один человек, а затем к нему присоединился ещё один и музыка стала звучать ещё радостнее. Вот послушайте... Педагог исполняет «Немецкую песенку»
Педагог: следующее путешествие во Францию.(слайд №1) Это наверное единственно грустная страна, настроение которой отразилось во Французской песенке. Послушайте. Звучит «Старинная Французская песенка». Мелодия повторяется, рассказывает о печальных исторических событиях французской революции, когда была война, и народу Франции было трудно и тяжело. В средней части настроение пьесы приобретает движение, так как в аккомпонементе звучит мелодия, написанная восьмыми длительностями.
Педагог играет мелодию отдельно левой рукой. Кажется, что сейчас всё наладится и всё будет хорошо, но возвращение мелодии настойчиво говорит о том, что настроение не изменится и всё по- прежнему будет грустно и печально. Педагог играет пьесу. Ребята, в каком ладу написана французская песенка?
Дети: «В миноре»
Педагог: дорогие ребята, а теперь скажите, какое произведение, вам больше всего понравилось и почему? (ответы детей) Я вам предлагаю взять листы с бумагой, цветные карандаши и нарисовать то, что вам хочется.
Итог: Выставка рисунков детей
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы