Брейн-ринг «Психология и этика повседневных отношений»
Подготовила воспитатель КГУ «ВКО специального Дома юношества» управления образования ВКО Скулкина Татьяна Николаевна.
Данный материал затрагивает психологию, этику, построения деловых отношений людей в обществе. Брейн-ринг выбран как форма заключительного занятия для учащихся, изучающих предмет «Этика и психология деловых отношений». Мною данное занятие было проведено с учащимися 1 курса профессионально-технического училища.
Цель: создание условий для эффективного общения, изучения правил делового этикета. Закрепить изученные темы занятий.
Оборудование
: четыре мягкие игрушки со звуковым сигналом. Экран для просмотра информационного материала, импровизированная скамейка «знакомств».
Участники: четыре команды учащихся, в каждой команде по 3 человека.
Ведущий: мы знаем, что человек существует в двух измерениях: своем внутреннем «Я» и во взаимодействии с другими людьми. Все, что происходит в сфере личного «Я». Есть близкая реальность для человека: он думает, чувствует, переживает, желает, стремится и так дале.
«Я» другого человека закрыто, и выступает загадкой, которую необходимо разгадать. Ее можно разгадать по поведению, словесным и символическим средствам выражения. Существуют различные способы понять другого человека, при этом, не нарушая этических норм.
- А для чего нам надо стремиться понимать других людей?
(ответы учащихся).
Да, чтобы выстраивать с ними деловые и позитивные отношения!
Чтец:
Во мне два Я – два полюса планеты
Два разных человека, два врага,
Когда один стремиться на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,
Но часто вырывается на волю,
Второе Я, в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно, не то второе Я…
Ведущая: помните знакомую вам фразу: «Они жили долго и счастливо, и умерли в один день…». Секрет счастья вымышленных персонажей заключался вовсе не в том, что наши герои жили в сказке, а как ни странно, в знании простых психологических приемах межличностных отношений и особенностей характера близкого человека, его манеры поведения и темперамента.
Поэтому, тема брейн-ринга «Психология и этика повседневных отношений».
Оценивать качество ответов будет экспертная группа (3-4 человека из числа преподавателей и учащихся, озвучиваются их имена.)
Мы начинаем работу с оформления визитных карточек команд, с указанием названия команды. У вас три минуты, для того, чтобы вы сделали свои визитные карточки и приготовились к представлению команды.
(Булавки, фломастеры, цветные листы бумаги).
Напоминаю основной принцип, помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.
Поясняю, что на обдумывание вопроса отводится 1 минута.
Готовность к ответу сигнализируется звуковым сигналом. В качестве сигнала мы предлагаем каждой команде мягкую игрушку со звуком.
Команды представляют свои визитные карточки.
После представления команд начинается опрос.
Вопросы:
1. Что такое отношение? (Это поступок и ответная реакция на него.)
2. Что относится к вербальным средствам общения? ( Речь.)
3. Назовите два основных показателя динамики психических процессов и поведения? (Активность и эмоциональность.)
4. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил теорию темперамента. В чем суть его теории? По теории Гиппократа, темперамент зависит, от соотношения четырех жидкостей в организме, и того, какая из них преобладает. Кровь, желчь, слизь, черная желчь. Кровь – «сангве», слизь – «флегма», желчь – «холле», черная желчь – «мелайн холле».
5. К какому типу нервной высшей деятельности относится холерик? Ответ : сильный, неуравновешенный, со слабыми тормозными процессами.
6. К какому темпераменту относится слабый тип нервной высшей деятельности? Ответ: меланхолик.
7. Что называют деловым этикетом? Ответ: правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной совместной деятельности.
8. Какой из разговоров строится только на основе слов? Ответ: телефонный.
9. Назовите невербальные средства общения? Ответ: жесты, мимика, походка, контакт глазами, дистанция общения, пантомима, прикосновение.
10. Кто является автором и инициатором зарождения делового этикета? Ответ: Петр 1. В период реформ формировались правила деловых отношения. Петром 1 была составлена книга «Тонкий политес».
11. Дать определение конфликта. Ответ: острый способ разрешения противоречий, возникающий в процессе взаимодействия сторон.
12. Как называется вид конфликта, где решается проблема? Ответ: конструктивный.
13. Определить тип конфликта. На экране высвечиваются тексты примеров конфликтов: между личностью и группой, меж групповой конфликт.
14. А сейчас, вы определите, какие психологические эффекты вызывает то, или иное размещение партнеров в пространстве? Учащимся предлагается сесть друг против друга. Ответ: усиление соперничества, но для официальных встреч такая поза допустима. Размещение по диагонали? Ответ: такое размещение подчеркивает независимость. Если размещение сосредоточено у одного угла? Ответ: такое размещение указывает на дружескую беседу. Размещение по одну сторону стола? Ответ: указывает на деловую беседу, которая поддерживается психологическим расположением партнеров с одной стороны.
15. Мы знаем, что у каждого человека есть свое пространство, где он чувствует себя комфортно, или своя коммуникативная зона. Вам предстоит определить название зоны. – Общение с близкими, дорогими людьми? Ответ: интимная зона. – Светское общение с приятелем? Ответ: личная зона. – Формальное, официальное общение? Ответ: социальная зона. – Общение с аудиториями? Ответ: публичная зона.
16. Какой библейский постулат лежит в основе всех отношений? Ответ: относитесь к другим так, как вы хотели, чтобы относились к вам.
17. Определите тип темперамента по описанию. На экране 4 характеристики на холерика, сангвиника, меланхолика, флегматика.
18. Сейчас вам предстоит определить после прослушивания музыкального фрагмента песни чувство, которое там выражено. По очереди включается четыре песенных заставки. Ответ: грусть, радость, нежность, тревога.
19. Какие коммуникативные тактики или стратегии мы можем применить во время конфликта? Ответ: противоборство, уступка, компромисс, сотрудничество, избегание.
20. Предлагаем выполнить практическое задание на коммуникативные средства общения. На уроках вы учились быть наблюдательными, уметь поддерживать беседу, и быть внимательными. Среди присутствующих есть люди, которых вы знаете меньше. Так вот, найдите среди всех, того, кого вы не очень хорошо знаете. Дается 2 минуты для беседы на «скамейке знакомств», где вам предстоит получить исчерпывающую информацию о вашем собеседнике. Затем, вам предстоит нарисовать имя собеседника, и то, с чем оно ассоциируется. Также, вы добавляете прилагательные, которые относятся к этому человеку.
Звучит гонг.
Ведущая: Мы закончили брейн-ринг. Необходимо подвести итоги. Пока экспертная группа готовится, я хочу сказать, что знания этики и психологии поможет вам глубже понять и осознать себя, окружающих, будут способствовать преодолению барьеров непонимания и установлению благоприятных межличностных контактов. Поможет добиться успеха в жизни и профессиональной деятельности.
Ведь деловой успех, как говорил, Д.Карнеги на 85 % зависит от умений и навыков в деловом этикете, и только на 15 % от всего прочего.
Слово экспертной группе. Подводятся итоги. Награждаются отличившиеся и активные участники.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Психологические характеристики темперамента.
Сангвинический темперамент.
Человек, с таким темпераментом быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у людей этого темперамента создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и теряется интерес к делу, появляется безразличие, скука, вялость.
У людей с таким темпераментом быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Настроение быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы протекают как бы замедленно. Чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми, обладатель такого темперамента всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека такого темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека данного темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но, следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности . Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека такого темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная данному темпераменту, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с таким темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми он допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У этого темперамента медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе они обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей данного темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; они легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители данного темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У таких людей легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Приложение №2.
Пример внутри личностного конфликта.
Человек работает на нелюбимой, но высокооплачиваемой работе, в тоже время, он мечтает заниматься совсем другим делом, но оно не приносит так много денег. Человек не чувствует душевного удовлетворения, так как занимается не тем, чем хочет, однако он не может бросить работу, потому что она приносит хорошие деньги.
Пример межличностного конфликта
Пример 1: пара выбирает, какой фильм посмотреть вместе. Она хочет романтическую комедию, он – захватывающий боевик, при этом они не идут на компромисс и никто не хочет уступать. Пример 2: начальник просит выполнить много срочных заданий, причем, часть из них не входит в обязанности работника, и не будет оплачиваться отдельно. Работник отказывается бесплатно выполнять эти задания, а начальник грозиться уволить.
Пример конфликта между личностью и группой.
Весь класс решил прогулять урок, а один ученик не соглашается это делать и идет на урок. Еще пример: все работники компании, кроме одного, согласились поработать в выходной день, а тому, кто был против, хочется отдохнуть в этот день или у него есть свои планы на выходной.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия для студентов колледжа
Внеклассное занятие для школьников. Озеленение кабинета
Шоу Талантов
Проведение праздничных мероприятий
Похожие статьи:
Театрализованный концерт для детей. Сценарий
Творческое шоу для школьников «Школьное TV»
Мероприятие в школе к Международному Дню театра
Сценарий слета детских общественных организаций