Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению чтению и письму в школе

Из опыта работы учителя-логопеда детского сада. Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Автор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 193", г. Ярославль.
Описание материала: данный материал содержит рекомендации по подготовке детей к школе, а точнее к овладению письмом и чтением, будет полезен родителям, педагогам, а так же другим лицам, воспитывающих детей.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский
Одной из ведущих задач в дошкольном образовательном учреждении является развитие речи. Решение данной задачи осуществляется в различных видах образовательной деятельности, в том числе и на занятиях по обучению грамоте. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Проведение развивающих занятий по обучению грамоте в детском саду способствует предупреждению возникновения специфических ошибок письменной речи в школе, то есть дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушения письма).
Сформированность фонематического восприятия и фонематического слуха является основой для успешного овладения грамотой. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте уделить внимание в первую очередь этому направлению, а не стремиться учить с детьми буквы, думая, что тем самым можно научить детей быстро читать. То есть наличие добуквенного периода является неотъемлемой частью успешной работы по обучению детей грамоте.
Начинать работу нужно с формирования умения различать звуки, речевые и неречевые. После этого можно переходить к обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза. Для этого необходимо сформировать у детей некоторые понятия:
1. Звуки отличается от буквы тем, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
2. Гласные звуки – это те звуки, при произнесении которых воздушная струя проходит свободно. Эти звуки поются и обозначаются красным цветом.
3. Согласные звуки – это те звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду (язык, зубы, губы). Эти звуки делятся на твердые и мягкие. Твердые согласные звучат сердито и обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звучат ласково и обозначаются зеленым цветом. Согласные бывают глухими и звонкими. Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, а звонкие произносятся с участием голоса. Проверить можно, приложив руку к горлышку, если горлышко вибрирует, то звук звонкий, если нет – глухой.
Итогом сформированности фонематических процессов является умение:
- выделять нужный звук из ряда других звуков;
- подбирать слова на определенный звук;
- определять первый и последний звук в слове;
- делить слово на слоги;
- составлять слова из отдельных звуков и слогов.
Для того, чтобы обучение звуковому анализу проходило успешно, необходимо в качестве обозначения звуков использовать фишки, круги или квадраты определенных цветов для выкладывания звуковой схемы.

Как только дети освоили все закономерности звукового анализа и синтеза, можно переходить к этапу обучения чтению. Формирование навыка чтения протекает легко и непринужденно, если дети без труда производят звуковой анализ и синтез. И вот здесь уже необходимо совмещать два направления: продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза и одновременно знакомить детей со знаковой системой родного языка (буквами). Начинать следует с гласных букв, постепенно переходя к изучению согласных. Трудности у детей вызывают йотированные гласные буквы, так как они обозначают два звука. Поэтому детям дается такое понятие: согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И. Далее происходит знакомство со смягчающей функцией мягкого знака и разделительной функцией твердого знака. Необходимо закрепить знания детей о том, что эти буквы звуков не обозначают.
Для профилактики нарушений письма следует использовать различные игры и упражнения (соотнесение букв с похожими на них предметами, выкладывание букв из различных предметов, письменные задания с буквами и т.д.)

Кроме всего вышесказанного, необходимо уделить особое внимание подготовке руки к письму, используя различные упражнения, направленные на формирование координированных целенаправленных движений пальцев рук.

В целом можно сделать вывод о том, что подготовка детей к обучению в школе сложный процесс, требующий знание определенных методик, и то насколько компетентен педагог в данной области, зависит успех детей.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей работе в тетради в клетку Расписная буква своими руками пошагово с фото Игры с буквами и словами для детей 6-8 лет Игры с буквами для дошкольников в детском саду
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе с презентацией | О городах-героях Великой Отечественной войны для старших дошкольников. Презентация
Опубликовано: 1845 дней назад (4 ноября 2019)
Просмотров: 1442
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!