Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с презентацией.
Автор: Кузнецова Марина Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Кишертский РЦДТ», с. Усть-Кишерть Кишертского района Пермского края. Цель: изучение букв русского алфавита в игровой форме. Задачи:
-закрепить знания о буквах русского алфавита;
-расширить словарный запас;
-научить сосредоточенности и усидчивости, концентрации внимания;
-помочь в овладении чтением;
-развить наблюдательность, слуховую и зрительную память, воображение, образное и логическое мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, коммуникативные качества;
-познакомить с окружающим миром.
Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы – для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В начальной школе она постепенно уступает место учебной деятельности, однако игры остаются одним из наиболее эффективных приемов обучения.
В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Можно проводить игры в классе, или в кругу семьи. В помещении или на улице, в дороге или в путешествии, в гостях или на детском тематическом празднике.
КТО СИЛЬНЕЕ? Оборудование: карточки с буквами русского алфавита, красочные, можно тематические. Ход игры:
Играть можно вдвоём, за столом или на полу.
Всем участникам раздается равное количество карточек. Первым начинает тот игрок, у кого карточка с буквой «А». Он кладет эту карточку перед игроком, сидящим слева. Затем произносит: «А, - арбуз. Что сильнее?». Игрок достает любую из своих карточек, показывает всем букву (например, «Х»). Произносит: «Х, - холодильник, он сильнее, потому что больше и может сохранить в себе арбуз». После этого игрок слева забирает себе обе карточки, у него очко. Затем он берет любую из своих карточек и продолжает игру. И так до тех пор, пока не закончатся карточки. Если у игрока попадаются карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», - то он пропускает ход. Можно использовать в игре только карточки с уже изученными буквами. Вариант игры с группой детей: игроки садятся в круг, у каждого одинаковое количество карточек с буквами. Первым ходит игрок, у которого есть карточка с буквой «А». Далее аналогично. Засчитываются очки игрокам за правильные ответы «Что сильнее?». Детям раздаются жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Карточки остаются у игроков. Ход переходит к следующему игроку – двигаясь против часовой стрелки. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к игре.
БУКВЫ ВОКРУГ МЕНЯ Оборудование: настенная азбука. Ход игры: Попросите ребенка оглядеться вокруг и назвать все предметы, которые его окружают. Но только в алфавитном порядке. Можно воспользоваться настенной азбукой с картинками или распечатанным вариантом азбуки. Примерные ответы ребенка: А-азбука, Б- банка, В- вешалка, Г- гардины, Д- диван и т.д. Вариант: если играет группа детей, можно передавать ход следующему игроку при неправильном ответе (или его отсутствии). Можно придумать свои правила игры. Например, раздавать жетоны за каждое правильное слово. Или начислять очки (баллы).
КАРТИНЫ Оборудование: репродукции картин известных художников.
Ход игры:
Можно играть с группой детей или с одним ребенком.
Возьмите картину, покажите ребенку. Прочтите название и имя художника. Немного расскажите об этой картине ребенку, заинтересуйте его. Попросите найти на ней все предметы на определенную букву. Допустим, это репродукция картины И.Е.Репина «Не ждали».
Задание 1: нужно найти все предметы, названия которых начинаются на букву «П» (пол, портрет, пальто, передник, и т.д.). Задание 2: Попросите ребенка запомнить все слова на эту букву. Закройте картину, и предложите вспомнить все эти предметы. Вариант: использовать другие репродукции картин, не только русских художников. Или цветную сюжетную тематическую картинку. Или фотографию (иллюстрацию), где изображено много разных предметов. На выбор: репродукции картин русских художников: А.Пластов «Первый снег»; Д. Я. Александров «Московский дворик»; Е. Г. Балакшин «На санках», «С горки»; Ф. В. Сычков «Катание с горы зимой», «Лепка снеговика», «Тройка», «Возвращение из школы».
Возможные варианты ответов детей по сюжетной картинке (слайд № 6)
ВСЁ ИЗ БУКВЫ «О» Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги. Или цветные мелки для рисования на доске, асфальте. Или палочки для рисования на песке или на снегу. Ход игры: Можно играть с группой детей, или с несколькими командами, дав им задание. По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы «О» (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать. Внимательно рассматривают свой «рисунок», пытаясь угадать, «На что?» или «На кого?» всё это похоже. Затем дорисовывают недостающие детали и дают название своему «шедевру».
ПОРТРЕТЫ БУКВ Оборудование: листы бумаги или альбом, в котором не менее 33-х листов. Простой карандаш, ластик. Цветные карандаши, фломастеры, или краски с кисточкой/ на выбор ребенка/. Вариант: использовать распечатанные контуры букв на листах белой бумаги формата А4. Ход игры: Во время изучения букв можно спрашивать, «На что?» или «На кого?» похожа та или иная буква русского алфавита.
Допустим, А- на крышу дома, Б- на кенгуру, В- на бабочку, сложившую крылья, Ф- на филина и т.д. Для каждой буквы выделите отдельную страницу (в альбоме). Пусть ребенок по мере знакомства с буквами рисует их портреты. Например, так:
ПО ПОРЯДКУ АЛФАВИТА Оборудование: настенная азбука. Ход игры: взрослый просит ребенка (детей) называть по очереди слова, но таким образом, чтобы первое слово начиналось на «А» и заканчивалось на «Б», второе начиналось на «Б» и заканчивалось на «В», третье начиналось на «В» и заканчивалось на «Г», и т.д. Например, АраБ – БороВ – ВраГ – ГраД и т.д.
НА ОДНУ БУКВУ Ход игры: можно играть в помещении, на природе, в дороге или в путешествии. С группой детей или с одним ребенком. Взрослый просит внимательно осмотреть всё вокруг и назвать все предметы, которые начинаются на определенную букву. Например, на букву «К». Вариант: если играет несколько человек – то победителем считается тот, кто последним назовёт предмет на эту букву. Вариант: игра может проводиться в виде аукциона. Слова не должны повторяться.
Использованные источники: Синицына, Е. И. Умные слова / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 1998. – 176 с. – (Сер. «Через игру – к совершенству»).
Обобщение опыта работы: методика, положенная в основу этой книги, была мною изучена, переработана, дополнена с учетом интересов, возможностей и направления работы нашего детского объединения. Данная методика с успехом прошла апробацию на занятиях в детском объединении социально-педагогической направленности «Читаем, учимся, играем» (возраст обучающихся – 6-8 лет).
В частности, на одном из занятий дети с интересом выполняли задания, а затем рисовали «портреты» букв. В соответствии с современными образовательными стандартами обучающимся была предоставлена свобода выбора. Например, дети самостоятельно выбрали себе ту букву, которая им нравится – из предложенных им листков (с распечатанными контурами букв русского алфавита). Или – по желанию – рисовали букву сами. Самостоятельно выбирали, в какой технике и как они будут рисовать, чем будут рисовать (выбор материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски). Некоторые воспитанники нарисовали по две буквы. В итоге у каждого обучающегося получилась своя особенная работа: оригинальный и неповторимый «портрет» любимой буквы. Все без исключения творческие работы детей были размещены на выставке в кабинете. Эти «портреты» часто использовались на наших дальнейших занятиях, когда проводились различные игры с буквами и словами.
Данная игровая методика используется на занятиях как вспомогательный компонент в работе по дополнительной общеобразовательной программе. Обучение в игровой форме способствует лучшему усвоению нового учебного материала, а также закреплению уже пройденного. Играя, дети легко и непринужденно выполняют даже самые сложные задания.
Можно порекомендовать использовать данные игровые методы на занятиях с детьми 6-8 лет при изучении букв русского алфавита, русской азбуки, при обучении грамоте, логопедических занятиях и т.п.
Марина Александровна, спасибо за приглашение. Оригинальные игры с буквами и словами для детей 6-8 лет Вы представили. В игровой форме изучать алфавит интереснее, к тому же нужно и смекалку проявить! Разнообразие игр позволит коллегам делать свои занятия ещё более продуктивными. Публикация хорошо оформлена. А презентация позволит воспользоваться уже готовым материалом. Успехов! Голосую +1
Здравствуйте, Светлана Анатольевна!
Данная методика, конечно, не нова. И ей с успехом пользуются многие педагоги. Каждый использует её по-разному. Хотелось поделиться с коллегами опытом своей работы с применением игровых методов в обучении. Буду рада, если моя разработка окажется полезной и востребованной другими педагогами.
Очень Вам признательна за Ваш комментарий, Светлана Анатольевна. И первый голос. Спасибо!
С уважением, М.А.
Марина Александровна, с удовольствием познакомилась и взяла в закладки ваш материал. Игры с буквами интересные и развивающие, много вариантов на любой вкус и уровень сформированности знаний детей. Презентация с яркими и красочными иллюстрациями. Некоторые я использовала в работе ("портрет буквы" мы тоже всё время рисуем по мере изучения). Ещё нам очень нравится игра "Чудесный мешочек", когда дети достают букву (можно определять на ощупь, если буква не на карточке, а силуэтная) и придумывают слова. Но есть и незнакомые мне игры. Очень полезный и содержательный материал, оформление соответствует уровню сайта. Примите голос и наилучшие пожелания!
Марина Александровна,здравствуйте! Спасибо за приглашение! Вы представили очень интересные и полезные игровые занятия для ребятишек с буквами и словами! Дети не только прекрасно запомнят названия букв и их порядок, но и разовьют фантазию, творческое воображение! Голосую удовольствием!
Здравствуйте Марина Александровна. Замечательная игра со словами и буквами. много разнообразных заданий, расширяющих кругозор детей. Все выполнено ярко и со вкусом. С удовольствием голосую. Спасибо.
Спасибо за интересную и содержательную публикацию. Игровые технологии обучения всегда помогают успешно достичь поставленные задачи и цель. С удовольствием голосую за Вашу разработку, которая соответствует методическим требованиям! Творческих успехов!
Здравствуйте Марина Александровна.Спасибо за приглашение. Замечательная игра со словами и буквами, прекрасно развивает детей в игровой, занимательной форме. С удовольствием голосую. Спасибо.
Марина Александровна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией. Очень понравились игры с буквами и словами, предложенные Вами. Действительно, методика очень интересная и результативная, поэтому и пользуется такой популярностью. Публикация прекрасно оформлена. Обязательно воспользуюсь Вашим опытом работы. Примите мой голос. Удачи!
Марина Александровна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией. Очень понравились игры с буквами и словами, предложенные Вами. Действительно, методика очень интересная и результативная, поэтому и пользуется такой популярностью. Публикация прекрасно оформлена. Обязательно воспользуюсь Вашим опытом работы. Примите мой голос. Удачи!
Марина Александровна, здравствуйте! С удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией «Игры с буквами и словами». Работа предоставлена грамотно, с подробным описанием и вариативностью проведения игр. Яркая презентация усиливает такие же впечатления от работы.
Материал интересный, игры увлекательные, в соответствии с возрастом детей. Такая методика привлекает внимание детей, развивает память и наблюдательность, воспитывает воображение. Конечно, служит отличным средством для закрепления знаний о буквах, но и шире: для закрепления лексических знаний и совершенствования коммуникативных умений детей.
Похожими играми я пользуюсь в обучении пятиклассников русскому языку (который для них второй иностранный), и хочется поблагодарить Вас за идею, которую Вы мне дали игрой «Картины»! Многому можно научиться из этой игры! Просто, и в то же время гениально! Замечательная работа! С большим удовольствием отдаю Вам голос! Успехов!
Марина Александровна, здравствуйте! С удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией «Игры с буквами и словами». Все задания ,которые представлены в работе очень интересные ,главное разнообразны.Действительно.как говорят коллеги "Многому можно научиться из этой игры!Просто, и в то же время гениально!" Обучение в игровой форме способствует лучшему усвоению учебного материала. И понятно,что играя, дети легко и непринужденно выполняли даже самые сложные задания.Спасибо за приглашение. Очень хорошая работа
Здравствуйте Марина Александровна. Какой прекрасный материал Вами собран. С буквами можно играть бесконечно. Главное, заинтересовать детей. Замечательные иллюстрации, презентация, объяснение слов по картинкам - всё это можно использовать в работе и учителям 1 классов. Примите мой голос. Творческих успехов.
Какая же Вы молодец. Такой богатый материал подготовили. И так красочно его разместили. Приятно смотреть и приятно узнавать новое по таким увлекательным слайдам. Всё прекрасно и грамотно оформлено. Шикарный игровой и познавательный материал, который пригодится многим педагогам в работе. Примите голос!
Марина Александровна, здравствуйте! Ваша работа может интересно разнообразить и уроки, и внеурочные занятия, но она полезна для родителей, у которых есть возможность и желание заниматься развитием своих детей, на досуге могут увлекательно провести время. Спасибо! Голосую!
Здравствуйте, Марина Александровна!
Спасибо за приглашение. Ваша работа очень интересна, все описано доступным языком, подробно. Игры (скорректировав) можно использовать практически везде: на уроках, занятиях кружка. Возраст участников тоже может быть от 4 до 14 лет. То есть при правильном и творческом подходе работа находит очень много способов применения. Голос! Успехов в творчестве.
Здравствуйте, Марина Александровна! Игры с буквами и словами очень интересные, красочные. Предложены варианты игры с ребенком и группой детей. Понравилась игра "Картины", в которой используются репродукции картин известных художников. Презентация игр пригодится педагогам детского сада, школы и родителям. Творческих успехов! Голосую!
Благодарю всех коллег за положительные отзывы, подробные комментарии и добрые слова. И Ваши творческие идеи - где и как можно применять эти игры с буквами и словами, скорректировав их для себя. Рада, что моя разработка востребована и будет полезна в обучении детей. Спасибо всем Вам!
Марина Александровна! Спасибо за приглашение. Такие полезные игры с детьми по изучению букв и слов,Думаю попробую со своими ребятами обязательно!Яркое оформление. Беру с Вашего позволения в закладки. Спасибо! Голос!
Марина Александровна, спасибо за приглашение. Я с вами согласна, что изучать алфавит интереснее в игровой форме. Игровые занятия для ребятишек с буквами и словами расширяют кругозор, фантазию, творчество детей. Голос.
Здравствуйте, Марина Александровна! Тема Вашей публикации мне очень близка. Безусловно, дети любят играть, и даже в старших классах. Обучая английскому языку, я использую подобные игры, например, "все на одну букву" или " буквы вокруг меня". Очень нравятся ребятам и тематические картинки. Спасибо за подробное обобщение своего педагогического опыта. Уверена, данные игры могут быть полезны не только в детском саду или школе, но и для разнообразия досуга в кругу семьи и друзей. Голос!
Марина Александровна!
Публикация "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" заслуживает внимания. С удовольствием скинула в закладки, обязательно буду использовать в педагогической деятельности. Огромное спасибо за идею, отличный востребованный материал.
Удачи вам!
Голос!
Зоя.
Здравствуйте, Марина Александровна! Спасибо за хорошо продуманный, содержательный, познавательный материал об играх с буквами и словами для детей 6-8 лет с прекрасными заданиями, иллюстрациями. Прекрасно, что вы делитесь интересным материалом с коллегами. Целевой блок методически грамотно оформлен. Содержание материала соответствует поставленным задачам и цели. Примите мой голос! Желаю дальнейших творческих успехов.
Марина Александровна,здравствуйте. Сколько игр с буквами знаю, а сколько еще новых есть.Ваши очень подходят для итогового занятия в подготовительной логопедической группе, да и в старшей тоже. Они хорошо обогащают словарь детей. Вообще это многофункциональные игры. Как ни играй всегда только польза. Спасибо. ГОЛОС)))