Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по развитию речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по развитию устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Овощи и фрукты»
Автор: Назаренко Елена Николаевна, учитель ОГКОУ «Моряковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», с. Моряковский Затон, Томской обл.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока по развитию устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Овощи и фрукты» с целью закрепления знаний об овощах и фруктах, развития связной речи. Конспект адресован учителям начальных классов, воспитателям.
Задачи: обобщение полученных знаний об овощах и фруктах, развитие связной речи.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, письмо от Карлсона, соломенные шапочки овощей для инсценированной сказки, лейка, 2 корзинки, блюдо, муляжи овощей и фруктов, выставка рисунков детей.

Этапы урока.
I. Организационный момент. Настрой на работу.
II. Игровой момент.
III. Основная часть.
IV. Подведение итога.
Ход урока
Слайд №1.
На экран проецируется изображение доски с надписью: «Урок развития речи в 1 классе»
I. Организационный момент. Настрой на работу.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.
Слайд №2.
На экран проецируется изображение Карлсона, обеспокоенного своим здоровьем.
II. Игровой момент.
Письмо от Карлсона.
Здравствуйте, друзья!
Своё письмо пишу я из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёзды, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон.
- Ребята, правильно составил Карлсон меню?- Нет.
- А что бы вы посоветовали, чтобы он быстро поправился? - Употреблять в пищу овощи и фрукты.
- Почему? – В них много витаминов.
Слайд №3.
На экран проецируется название темы урока «Овощи и фрукты».
III. Основная часть.
Сообщение темы.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Овощи и фрукты». Мы будем говорить об овощах и фруктах, вспомним всё, что нам о них известно.
- Скажите, из чего вырастают овощи? - Овощи вырастают из семян.
Слайд №4.
На экран проецируется анимированная картинка ростка, поднимающегося из земли, и звучит спокойная музыка. Дети выполняют упражнения.
Физминутка.
- Сейчас вы превратитесь в маленькие семена овощей. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянуться к солнышку. Напрягите руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, наши растения завяли. Уронили голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Вдруг полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи (дети садятся на места)
- Ребята, где растут овощи? - На грядке,в огороде.
- Назовите овощи, которые вы знаете? - Морковь, капуста, огурцы и т.д.
- Покажите овощи - толстячки (надуть щёки)
- А теперь овощи - худышки (втянуть щёки)
Слайд №5.
На экран проецируется название артикуляционной гимнастики «Весёлые превращения язычка».
Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы язычок проснулся, заработал, сделаем зарядку.
Слайд №6 - №12.
На экран проецируется показ каждого упражнения для язычка с его названием.
1.Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том? (Домик открывается)
2.В нём хозяин-язычок.
На губу как блинчик лёг. (Блинчик)
3.Язычок гулять выходит,
Дом по кругу он обходит. (Рисуем круг)
4.Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. (Часики)
5.Видит, губки очень гибки.
Ловко тянутся к улыбке. (Лягушки)
6.А теперь наоборот
Губки тянутся вперёд. (Слоник)
7.Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом. (Маляр)
8.На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался. (Качели)
9.Догадаться, кто бы мог?
Язычок наш как грибок. (Грибок)
10.Язычок гармошкой стал.
Поиграл и не устал. (Гармошка)
11.Любит он попить чай сладкий. (Чашечка)
12.После скачет, как лошадка. (Лошадка)
13.Надоели превращенья.
Лижет язычок варенье. (Вкусное варенье)
- Сейчас мы соберём урожай, а помогут нам в этом загадки.
Слайд №13 - №17.
На экран проецируются загадки. После того, как дети отгадают загадку, появляется изображение названного овоща или фрукта.
1.Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …..(капуста)
2.Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю (лук)
3.Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом (редиска)
4.Сидит девица в темнице,
А коса на улице (морковь)
5.Всем известен тот сеньор,
Он растёт в теплице.
Краснощёкий, важный, круглолицый (помидор)
6.Круглое, румяное,
Оно растёт на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки (яблоко)
7.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Ну конечно, это…(груша)
8.Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка! (вишня)
9.Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки (горох.)
10.На сучках висят шары,
Посинели от жары (слива)
Слайд №18.
На экран проецируется изображение корзин: одна – с овощами, другая – с фруктами.
-А как мы назовём все эти плоды? - Овощи и фрукты.
Слайд №19.
На экран проецируется изображение огорода и сада.
-А как вы отличаете, где овощ, а где фрукт?- Овощи растут в огороде на грядках, а фрукты - в саду на деревьях.
Упражнения для губ и щек.
Покажите мне щёчки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Слайд №20.
На экран проецируется название инсценировки: «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Инсценирование (групповая форма работы)
Сказка о том, почему помидор стал красным.
Ведущий. В давние времена жили на одном огороде овощи.
Огурец:
Я – веселый молодец.
Я – зеленый огурец.
Капуста:
Без меня на грядке пусто,
А зовут меня капуста.
Лук:
Без меня вы как без рук.
В каждом блюде нужен лук.
Помидор:
Любят дети с давних пор
Вкусный, сладкий помидор.
Ведущий: Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка:
Я полью свой огород,
Он ведь тоже воду пьет.(Ходит с леечкой и поливает огород)
Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться.
Помидор:
Я на свете всех вкусней.
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете.
Огурец:
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.
Лук:
Не поймет никак он, братцы,-
Некрасиво задаваться.
Ведущий: А помидор свое твердил.
Помидор:
Я на свете всех вкусней,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!
Овощи:
Хвалился, хвалился и с куста свалился.
Ведущий: В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Овощи:
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!
Ведущий: Стыдно стало помидору. Заплакал он и покраснел от стыда.
Помидор:
Вы меня, друзья, простите.
Вы с собой меня возьмите.
Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.
Дети возвращаются на места.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы по комнате пройдём.
И за парту тихо, тихо
Мы усядемся вдвоём.
Посидим с тобою тихо
Может часик, может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова.
Нам минутки тишины
Очень иногда нужны.
Слайд №21.
На экран проецируется фотография Максика. Затем появляются две кастрюли с надписями «Борщ», «Компот».
- Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. - Максик.
- Вы знакомы с этим мальчиком? Где вы с ним познакомились? - Познакомились на страничках учебника «Развитие речи». Мы помогаем друг другу учиться.
- Мы должны помочь Максику сварить борщ и компот. (На столе - муляжи овощей и фруктов. Дети выбирают в корзинки овощи для борща и фрукты для компота)
Дети должны сделать вывод, что для борща нужны овощи, а для компота - фрукты.
Слайд №22.
На экран проецируется изображение и надпись: «Овощи и фрукты перед употреблением моют».
- Скажите, а что нужно сделать с овощами и фруктами перед употреблением?-Обязательно вымыть.
Образование прилагательных.
- Что можно ещё приготовить из фруктов? - Салат, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.
Слайд №23-24.
На экран проецируется название сока с изображением названного фрукта и овоща.
- Молодцы. А если мы приготовим сок из яблок. Он будет какой? - Яблочный.
- А сок из груши? - Грушевый.
- Сок из апельсинов? - Апельсиновый.
- Сок из ананасов? - Ананасовый.
- А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? -Ассорти.
- Ребята, а из овощей можно делать соки? - Да.
- Как назовём сок из моркови? – Морковный.
- Из огурца? - Огуречный.
- Из свёклы? - Свекольный.
Слайд №25.
На экран проецируется великан и лилипут, и маленькие и большие овощи и фрукты.
- А сейчас давайте представим, что вы оказались в стране Великанов, а овощи и фрукты, которые здесь растут – маленькие. Как вы их назовёте? (Капуста-капусточка, помидор-помидорчик, груша-грушечка, апельсин-апельсинчик, яблоко-яблочко, лимон-лимончик, огурец-огурчик).
Слайд №26-31.
На экран проецируется геометрическая фигура определённого цвета, появляется названный фрукт или овощ, картинно-графический план рассказа.
Игра «Угадай и расскажи».
На слайде появляется геометрическая фигура определённого цвета, дети должны угадать, какой фрукт или овощ она напоминает. Когда угадают, расскажут о нём с помощью картинно-графического плана: Какой цвет? Какая форма? Какой на ощупь? (шершавый, гладкий, холодный, горячий, тяжёлый, лёгкий, твёрдый, мягкий). Какой на вкус? (кислый, сладкий, горький, солёный, сухой, сочный, свежий, солёный, варёный, сырой, ароматный).
- Вы любите яблоко и т.д.? Расскажите о нём. (яблоко - красный круг, апельсин - оранжевый круг, два желтых круга - груша, много маленьких зеленых кружков - виноград, оранжевый треугольник - морковь, зеленый овал - огурец)
IV. Итог урока.
- Как называлась тема урока?
- О чём мы говорили на уроке?
- Будете ли вы теперь путать овощи и фрукты?
- Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.
Домашнее задание.
- В тетрадях по развитию речи нарисуйте овощ или фрукт, который вам нравится больше других.
Слайд №32.
На экран проецируется надпись: «Спасибо за внимание».
- Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ООМ для 1 класса УМК "Школа России" Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Новый год

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Конспект урока «Многообразие грибов» 1 класс по УМК «Гармония»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)

Опубликовано: 3613 дня назад (8 мая 2014)
Просмотров: 13900
+2
Голосов: 2
Ольга Михайловна Подгорных # 9 мая 2014 в 04:51 0
Интересный и познавательный урок, дети в увлекательной форме и закрепляли, и узнавали новое, спасибо!