Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Автор: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №62, город Нижний Новгород

Тема: Вода в природе

УМК: Начальная школа XXI века.

Требования: соответствие ФГОС.

Класс: первый.

Цель: сформировать  представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран, презентация с демонстрационными слайдами;

- ЭОР по окружающему миру для 1 класса (издательство «Вентана-Граф»);

- комплект с заданием для каждой группы: карточки, наборы картинок;

- оборудование для проведения опытов учениками: одноразовые стаканчики с небольшим количеством питьевой воды (для каждого ребёнка), 1 стеклянный стакан с водой на каждую группу, 1пустой стакан на каждую группу, немного сахарного песка на каждую группу , чайная ложка;

- оборудование для демонстрации опытов ассистентами: спиртовка, пробирки, колба, держатель для пробирки, стёклышко;

- цветные фишки для оценивания своей деятельности;

Ход урока:

I. Организационный этап. Мотивация

Сегодня у нас на уроке гостья, она скоро будет здесь. Покажите, что вы приветливые  хозяева и рады гостям: успокойтесь, сядьте правильно, улыбнитесь друг другу.  Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение  до конца урока.

Ребята, я уже слышу  приближение нашей гостьи…

Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие. Для этого можно воспользоваться  электронным образовательным ресурсом по окружающему миру для 1 класса издательства «Вентана-Граф».

А вот и она.

Учитель читает загадку:

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, кто это? (Вода)

II. Этап целеполагания.

Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева?  Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.

Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?

Тогда вам предстоит  узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой  бывает в природе.

Сегодня наш урок пройдёт в форме исследовательской деятельности. Вы станете исследователями, а чтобы вам было легче справиться с заданиями, будете работать в группах.

Выясним, кто такие исследователи.

Исследователи – это учёные, которые проводят эксперименты и опыты для изучения разных веществ и объектов природы.  В проведении опытов вам будут помогать ассистенты – ученицы одиннадцатого класса.

III. Этап актуализации имеющихся знаний

Вы уже знаете, что такое вещества, тела живой и неживой природы, изделия.

Вспомним это ещё раз.

Каждая группа получила карточку с записью и набор картинок. Из набора выберите картинки, соответствующие записи на вашей карточке. Ассистенты помогут  вам прочитать, что написано на карточках и картинках.

1 группа: Вещества.

2 группа: Тела живой природы.

3 группа: Тела неживой природы.

4 группа: Изделия.

Набор картинок.

Проверим, как  справилась с заданием каждая группа. Сделаем вывод, вода – это тело или вещество. (Вода – это вещество.)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

Оценку своей деятельности дети выполняют при помощи цветных фишек:

- красные фишки обозначают, что ребёнок поработал хорошо и выполнил задание правильно;

- жёлтые фишки обозначают, что ребёнок работал не очень активно или допустил в работе ошибки.

На данном уроке учитель не даёт детям инструкций по оцениванию своей работы,  так как ребята уже умеют это делать.

IV. Этап получения новых знаний.

1)  Исследование свойств воды.

Ну а теперь при помощи опытов вы попробуете исследовать свойства воды.

Вы должны узнать:

1.  Есть ли у воды вкус;

2.  Обладает  вода прозрачностью или нет;

3.  Обладает  вода текучестью или нет;

4.  Может она растворять или нет.

Ассистенты помогут вам выполнить опыты и сделать выводы.

Опыт 1. Дети рассматривают через стакан с водой разные предметы. Делают вывод - вода прозрачна.

Опыт 2. Дети пробуют воду на вкус из индивидуальных одноразовых стаканчиков. Делают вывод – вода без вкуса.

Опыт 3. Переливают воду из одного стакана в другой. Делают вывод – воду можно переливать, она обладает текучестью.

Опыт 4. Насыпают в стакан с водой сахарный песок и рассматривают его на дне стакана. Потом размешивают песок ложкой  и опять рассматривают воду.  Делают вывод – вода растворила песок.

Подведение результатов. Каждая группа рассказывает о том, что она выяснила о свойствах воды. Делается общий вывод.

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

Разминка.

Игра «Море волнуется раз…»

2) Три состояния воды в природе.

Внимательно послушайте сказочную историю о королеве Воде. Она поможет вам вспомнить, какой бывает вода в природе.

Сказка о королеве Воде.

Эта история произошла зимой. В то время в наших краях гостила королева Вода. Была она изящна и необычайно красива, вся  из хрупкого, прозрачного льда.  Её кожа восхищала своей белизной и удивительной чистотой. Глаза – притягивали необыкновенным голубым цветом. Королевский наряд Воды был соткан из ослепляющего белизной снега и украшен множеством сверкающих на солнце снежинок. Лишь один недостаток был в ней. Слыла королева Вода холодной и жестокой.  Её ледяное сердце не знало ни любви, ни добра, а в прекрасных глазах  не было ни тепла, ни ласки. От этой ледяной красоты всем вокруг было неуютно, зябко, тоскливо. Никто не мог растопить холодное сердце королевы Воды.

Время шло. Зима сменилась весной. В наши края всё чаще стал заходить король Солнце. Он был большой  и горячий, а его сердце пылало огнём и добротой. Вокруг стало теплее, светлее и радостнее. Все потянулись к Солнцу. И королева Вода полюбила Солнце, да так крепко, что растаяло её ледяное сердце, а сама она превратилась в прозрачный ручеёк. Побежала Вода легко и весело по лугам, по лесам, по полям. Звонко запела она серебряную песенку о своей любви. Щедро напоила королева землю, травы и цветы. А потом обернулась белым облачком и полетела в небо, ближе к Солнцу.

Вам понравилась сказка? Одинаковой ли была королева Вода в сказке?

Какой вы увидели воду в начале сказки? (Лёд, снег, снежинки)

Какой стала вода в конце сказки? (Вода в ручейке, облачко)

Так и в природе вода бывает разной и встречается в трёх состояниях: в жидком, твёрдом, газообразном.

Попробуйте определить, когда королева Вода была в жидком, когда - в твёрдом, а когда - в газообразном состоянии. Заполним таблицу:

Твёрдое состояние

Жидкое состояние

Газообразное состояние

Лед

Снег

Снежинки

Ручеёк

Облачко

Продолжим заполнять таблицу. Отгадайте загадки и подумайте, о каком состоянии воды они говорят:

- Шумит он в поле и саду,

 А в дом не попадет.

 И никуда я не иду,

 Покуда он идет.            (Дождь – жидкое состояние воды)

- Не снег и не лед,

 А серебром деревья уберет.           (Иней – твёрдое состояние воды)

-Растет она вниз головою,

 Не летом растет, а зимою.

 Но солнце ее припечет –

 Заплачет она и умрет.         (Сосулька – твёрдое состояние воды)

- Над рекой и над долиной

 Повисла белая холстина.        (Туман – газообразное состояние воды)

-Утром бусы засверкали,

 Всю траву собой заткали.

 А пошли искать их днем,

 Ищем, ищем – не найдем.        (Роса – жидкое состояние воды)

- Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю покрыл –

Урожай погубил.            (Град – твёрдое состояние воды)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

3)  Переход воды из одного состояния в другое.

Из сказки вы узнали, что вода бывает, то жидкой, то твёрдой,  то становится водяным паром.

Это значит, что вода может переходить из одного состояния в другое. Как же это происходит? Посмотрим опыты, которые подготовили для вас ассистенты.

Ассистенты демонстрируют опыты по превращению льда в воду, воды в водяной пар, водяного пара в воду.

Мы не видели опыта, как жидкая вода превращается в лёд. Кто расскажет, как это происходит.

А теперь проверим, всё ли вы поняли из опытов.

Поиграем в игру «Да – нет». Используем фишки. Если вы со мной согласны – показываете красную фишку, если нет - жёлтую:

- Чтобы лёд превратился в жидкость нужно его охладить. (Нет)

- Чтобы вода стала водяным паром, нужно её нагреть до температуры 100°С. (Да)

- Зимой вода замерзает при температуре ниже 0°С. (Да)

- В помещении тепло, поэтому снег превращается в воду. (Да)

- Когда топится печка, из трубы выходит водяной пар. (Нет)

- Водяной пар не может превратиться в воду. (Нет).

- Соприкоснувшись с холодной поверхностью, водяной пар превращается в воду. (Да)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

Разминка.

Кап, кап,

Тук, тук!

Дождик по дорожке!

Ловят дети капли эти

Выставив ладошки.

4)  Использование воды человеком.

Способность воды изменять своё состояние, люди используют в своей жизни.

Посмотрите об этом сайды:

Эти скульптуры выточены изо льда. А чтобы они стали прозрачными ледяную поверхность скульптур расплавляют.

Льды Арктики и Антарктиды – это огромные запасы пресной воды.

Лёд – прекрасное средство для закаливания, омоложения, лечения многих заболеваний.

Лёд используют для заморозки продуктов. Замороженные продукты могут долго храниться.

Из солёной морской воды можно получить пресную питьевую воду. Для этого солёную воду превращают в водяной пар, а водяной пар - обратно в воду.

В медицине используют паровые ванны, ингаляции, сауны.

Приготовленные на пару блюда вкусны и полезны.

V. Подведение итогов

Вот и заканчивается наш урок, а это значит, что нам пора прощаться с нашей гостьей.

Ещё раз расскажите, что вы узнали сегодня на уроке.

Что вам особенно понравилось делать.

Посмотрите на свои фишки, они напомнят вам, как вы работали в течение урока.

Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»

Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир

Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир

Людмила # 13 октября 2013 в 01:45 +1
Прекрасно, спасибо!
Надежда Андреевна Щукина # 3 ноября 2016 в 20:13 0
Познавательный и увлекательный урок. Особенно понравился этап "использование воды человеком", на котором дети могут применить полученные знания в жизни. Понравилась рефлексия, которую вы организовали с помощью фишек. С их помощью ребёнок может самостоятельно дать оценку своей деятельности. Удачи вам.
Natalyaa Vladimirovna Yurochka # 5 января 2014 в 20:01 0
Спасибо . Я прохожу тему:" Вода ,значение, свойства, применение ее". Очень интересный урок .Возьму себе на заметку.Успехов Вам .
Лилия Мазитовна Юмагулова # 26 февраля 2014 в 12:27 0
Урок очень интересный. Мы тоже уже прошли эту тему. Учитель делает плавные и правильные переходы из одного вида деятельности в другой. Понравилась сказка о Королеве воды. Первоклассникам очень нравится слушать подобные сказки. Они быстрее и легче запоминают такой материал. Спасибо за урок! Возьму себе на заметку на будущее!
Перевалова Наталья Владимировна # 29 июля 2014 в 19:36 0
Урок превосходный. Применение разнообразных методов и приёмов развития познавательной активности учащихся, грамотное структурное построение и подбор учебного материала, использование ТСО - всё это говорит о добросовестном и ответственном педагоге.
Ольга Анатольевна Воронцова # 30 июля 2014 в 23:16 0
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. Ирина Александровна, спасибо за урок!
Любовь Ивановна Ждан # 7 ноября 2014 в 12:03 0
Ирина Александровна, Спасибо за урок! Этапы урока соблюдены. Групповая форма работы - один эффективных методов формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. Я обязательно возьму на за метку вашу работу.
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 19:05 0
Урок очень замечательный! Наполнен хорошей,доступной информацией для детей 1 класса.Плюс урока в его разнообразии видов работ.Особенно практическая часть урока, выполнение опытов способствует развитию критического мышления учащихся,сознательности,с помощью опытов и экспериментов можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями. Использование информационных технологий помогает вызывать положительное отношение к процессу обучения не у только тех, кто учится с интересом, но и у детей, у которых нет стремления к учебе.
Екатерина Геннадьевна Каширина # 17 декабря 2014 в 20:25 0
Интересный познавательный и очень красочный подбор материала. С приходом интерактивных досок уроки становятся ещё более интересными и запоминающимися. Педагогом проведена большая работа по подбору материала.Здорово.
Евгения Петровна Соколова # 21 февраля 2015 в 13:34 0
Урок замечательно подготовлен,решает комплексно различные задачи, материал данного урока можно использовать и на внеклассных мероприятиях.Материал развивающий,дети очень любят опыты.
Любовь Николаевна Тарасова # 27 февраля 2015 в 18:01 0
Очень интересный, содержательный и развивающий урок. Материал разнообразный, столько было подготовки для самого учителя. Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой. Спасибо!
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 21:42 0
Очень интересный и четко продуманный урок. Хорошо представлен наглядный материал в виде фотографий.
Валентина Сергеевна Чурилова # 21 августа 2015 в 14:58 0
Отличный конспект. Особенно понравилось присутствие практической части, многие педагоги упускают такой интересный для детей аспект. Опыты очень интересны, обязательно возьму на вооружение.
Сказка так подробно и интересно рассказывает о состояниях воды в природе, очень хороший ход. Вообще очень удачное сочетание различных видов деятельности на занятии.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:52 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Олеся Владимировна Маслова # 20 января 2016 в 14:57 0
Спасибо за материал! Некоторые формы работфы можно взять и на заметку.
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 16:57 0
Спасибо за урок! Все этапы урока чётко продуманы. Материал преподносится в доступной для первоклассников форме.Урок проходит в соответствии с требованиями ФГОС. Дети сами проводят опыты для определения свойства воды.Интересный материал! Творческих успехов Вам!
Марина Павловна Фролова # 22 мая 2016 в 18:41 0
Для конспекта урока педагог подобрал богатый методический материал. Урок составлен грамотно, интересно, объяснение новой темы даётся в доступной форме, используются разные формы работы. Особенно любят дети проводить опыты. Богат урок и информационным сопровождением.Спасибо.
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 12:15 0
Все продумано до мелочей. Органично переплетается настоящая жизнь с изучаемым материалом. Первоклассникам дается возможность творить, познавать и соприкасаться с природой. Вами проведена большая подготовительная работа. Успехов Вам!
Стрельникова Татьяна # 10 марта 2017 в 13:00 0
прекрасно продуманный урок. все идет плавно и понятно. очень хорошая помощь в проведении урока.