Конкурсы

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»

Автор: Ланбина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

Краткий анонс: Данный материал адресован учителям начальных классов, ученикам  1 класса.

С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.

Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются  исследовательская, творческая деятельность:дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Школа 2100»

Тема:  «Мои помощники – органы чувств»

Цель: познакомить детей с органами чувств человека.

Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой.

Форма работы: фронтальная, групповая.

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

Планируемый результат

Предметные умения:

- иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

- исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

- узнать роль и специфику разных органов чувств;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская мудрость)

Ход урока.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Подводящий диалог.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Выдвижение проблемы.

- А нужны они ему?  (Конечно)

- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)

- Я предлагаю сегодня работать в группах.

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

- Давайте мы эти правила вспомним.

(Работаем тихо, дружно;

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

- Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой.

- А я буду вашим помощником.

- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.

Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

…   нам нужны…….

Научное название…

Физминутка.

- Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)

- Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)

- Вы хорошо справились с заданием.

- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.

(рисуются глаза человечку)

- Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

- Что вам помогло услышать звуки? (уши)

- Вы постарались, выполнили задание верно.

- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)

- Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

- Что помог определить вкус воды? (язык)

- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

- Молодцы. С задание справились верно.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.

(дети рисуют язык человечку)

- Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

- Помогите нашему герою.

(дети рисуют нос)

- Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название - …. орган осязания.

- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

- Верно, справились с заданием.

(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)

- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.

(дети рисуют человечку руки)

Обобщающая беседа.

- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько  у человека органов чувств?

- На какой вопрос вы должны мне ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(дети рассматривают получившегося человечка)

Рефлексия.

- А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик -  запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Итог урока.

- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир

Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир

Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Ирина Рудакова # 28 августа 2013 в 22:24 +2
Ирина Анатольевна, взяла Ваш урок себе на заметку, так как  в нём Вы действительно показали, как формируете разные УУД у детей. Очень удачно использован приём с безликим человечком, на котором была выстроена вся деятельность детей, начиная с формулировки цели и заканчивая рефлексией. Спасибо, Ваш опыт работы мне очень пригодится.
Ирина Рудакова
Елена Моргач # 7 сентября 2013 в 16:55 0
Урок замечательный. Познания обучающимися осуществляется самостоятельно, так же как и самоконтроль на протяжении всего урока. Я думаю, что планируемого результата Ирина Анатольевна достигла. Удачи. И большое спасибо.
Лилия Мазитовна Юмагулова # 1 марта 2014 в 14:26 0
Учитель использует групповую работу и творческую работу детей, что соответствует требованиям ФГОС. Урок познавательный. Мы тоже уже изучили эту тему. Детям она очень интересна и полезна. Спасибо за урок!
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 18:00 0
Урок построен с учетом требований ФГОС и,думаю, что был очень интересен детям.Мне очень понравился.Системно-деятельностный подход четко прослеживается.
Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 21:18 0
Интересный познавательный урок, соответствующий требованиям ФГОС. Спасибо!
Юлия Александровна Овчелупова # 11 ноября 2014 в 17:46 0
Спасибо за урок! Добавила в свою методическую копилку. Очень грамотно прослеживается формирование УУД у учащихся.
Юлия Анатольевна Солонченко # 23 ноября 2014 в 18:51 0
Хороший урок! Спасибо, многие моменты возьму себе на заметку!
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 18:23 0
Плюс урока в том что используются фронтальная и групповая формы работы.Учитель в основу урока положил деятельностный подход который формирует УУД. Этот урок развивает у обучающихся первоначальные навыки исследовательской работы, что необходимо для дальнейшей учебной деятельности детей. Спасибо составителю за чёткий, понятный конспект урока!
Ирина Николаевна Чакмина # 27 декабря 2014 в 17:48 0
Урок отличный.В урок включена групповая работа. а значит,в ней могут принять участие одновременно все ученики.Учитель - молодец!
Анна Дмитриевна Амоскова # 4 января 2015 в 22:15 0
Замечательный урок, взяла себе на заметку. Отдельное спасибо за указанные в конспекте УУД, не приходится самой ничего додумывать. Деятельностный подход как нельзя лучше подходит для уроков по окружающему миру, т.к. детки действительно уже не забудут того, про что им не просто рассказали, а где они сами принимали непосредственное участие и самостоятельно делали выводы. Также очень интересен метод работы в группах на протяжении всего урока. Большое спасибо за разработку.
Любовь Николаевна Тарасова # 17 февраля 2015 в 18:39 0
Методически грамотно составленный конспект урока. Используются разные формы работы. Обязательно воспользуюсь. Спасибо, желаю дальнейших успехов!
Анна Петровна Комаревцева # 22 февраля 2015 в 22:19 0
Уважаемая Ирина Анатольевна! Прочитав Ваш конспект, я подумала о том, что к такому учителю в класс я с радостью отдала бы своего ребенка!Урок спланирован на основе требований ФГОС. Представления об органах чувств ребята получают на основе исследовательского метода. Определить и сформулировать цель деятельности ученикам помогла проблемная ситуация на уроке.Организация групповой работы на уроке учит детей соблюдать общие правила поведения, работать по инструкции.Урок на основе здоровьесбережения, присутствует физминутка. Но есть вопрос: Вы работаете по УМК, и необходимо использовать учебные пособия, ведь дети на урок принесли учебники и тетрадки. В остальном урок очень понравился! Спасибо.
Анна Александровна Знакомова # 12 марта 2015 в 15:14 0
Ваша разработка представляется мне очень полезной для всех учителей начальных классов. Очень хорошо продумана фронтальная и групповая работа. Буду применять в своей работе. Спасибо.
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 21:22 0
Спасибо за урок. Для данной темы урока хорошо продуманна фронтальная форма работы.
Валентина Сергеевна Чурилова # 13 мая 2015 в 15:19 0
У меня редко получается так органично вписать в занятие совместную постановку цели и задач)
очень хорошо, что на занятии присутствует групповая деятельность, нужно с самого начала приучать ребят к работам в группе.
Очень понравилась эта идея с человеком без лица, отличная наглядность.
Спасибо!
Елизавета # 29 октября 2015 в 17:49 0
Очень понравился конспект, но не могу найти картинки из конспекта...н-р:"дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица". Но всё равно БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Особенно задумка понравилась, очень интересно. И детям надеюсь понравится!
Надежда Владимировна Богданова # 9 ноября 2015 в 21:19 0
Урок полезный, рабочий. С самого начала урока положительный эмоциональный настрой. Урок воспитывает у детей самостоятельную деятельность и познавательную активность. Продумано всё до мелочей. Между этапами существуют логические переходы. Не хватает работы с аппаратом учебника и рабочими тетрадями.
Наталья Валентиновна Ломанова # 13 декабря 2015 в 19:57 0
Спасибо, конспект понравился. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.
Олеся Владимировна Маслова # 20 января 2016 в 14:41 0
Спасибо за интересный и познавательный материал.
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:45 0
Учитель уже использует в 1 классе групповую работу. Заслуживает похвалы.
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 22:02 0
Ирина Анатольевна, я думаю ваш урок можно взять себе на заметку. Очень интересная идея с безликим человеком. Дети чувствуют себя настоящими волшебниками, которые с помощью своих знаний и умений оживляют облик человека. Удачное использование работы в группах, что уже с раннего возраста дети учатся слушать друг друга, совещаться и приходить к общему мнению.
Ирина Александровна Почекаева # 14 февраля 2016 в 12:36 0
Материал подобран хорошо, некоторые неточности с переводом китайской пословицы, уточните! Авторским материал является на 50 процентов. Извините, если я ошибаюсь. Спасибо.
Алия Маратовна Гизатуллина # 11 марта 2016 в 14:39 0
Восхищена Вашим уроком!Познания обучающимися осуществляется самостоятельно.
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 17:18 0
Спасибо за урок! Все этапы урока чётко продуманы.Урок проходит в соответствии с требованиями ФГОС. Интересный материал!На уроке используется групповая работа- похвально. Творческих успехов Вам!
Марина Павловна Фролова # 22 мая 2016 в 18:35 0
Урок интересный, составлен грамотно, методически правильно, носит познавательный характер. На протяжении всего урока учитель с помощью разных форм и методов формирует все виды УУД.Особенно много уделено времени группой работе, где дети самостоятельно добывают знания и делятся ими с другими учениками. Все этапы урока хорошо продуманы. Обязательно использую конспект в своей работе.
Галина Сергеевна Кайгородова # 17 июня 2016 в 08:37 0
В процессе собственной деятельности ученики на уроке добывают новые знания. На уроке идёт эффективная работа над развитием внимания,памяти, речи,мыслительных операций.Урок интересный, насыщенный. Спасибо,Ирина Анатольевна!
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 12:06 0
Превосходный урок! Очень важен эмоциональный настрой в начале урока. Хорошо, что подведены итоги работы каждой группы. Ребятам предоставлена возможность побывать в роли маленьких исследователей. Спасибо! Возьму на заметку.