Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста. Статья
Автор: Алёна Анатольевна Дозорова, учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ компенсирующего вида детский сад №40 "Солнышко"
Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных, простых в планировании, подготовке и применении среди всех видов профилактической и коррекционной деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности
(для детей с ЗПР, речевыми нарушениями, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью и т.д.) при определённой адаптации к имеющимся условиям, уровню развития детей, индивидуальным особенностям воспитанников.
Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Гимнастика для глаз способствует активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Идея органического сочетания всех видов организованной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с коррекцией первичных и сопутствующих отклонений и заболеваний в их развитии сама по себе не нова и в тифлопедагогической литературе отражена такими авторами как: Л.И.Плаксина, Л.С. Сековец, Б.К. Тупоногов и др.
Многие педагоги квалифицированно реализуют эту идею на практике, в частности, при введении в работу с детьми зрительных гимнастик, в том числе в сочетании с физкультминутками, что позволяет единовременно решать несколько задач (преодоление мышечного и зрительного напряжения, либо активизация двигательной сферы, развитие мышц глаза, зрительных функций).
Однако нельзя проводить зрительную гимнастику формально, педагоги должны уметь анализировать, понимать, какие именно отклонения они корригируют в процессе той или иной гимнастики для глаз, необходимость применения гимнастики в различные отрезки деятельности с детьми, правильность выполнения упражнений детьми.
Детей уже с двух лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в привычку играть в эти игры.
Для использования с детьми включаются упражнения для активизации, стимуляции, развития мышц глаза и зрительных функций, а так же релаксационные упражнения.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
- индивидуальный подход в зависимости от возраста, состояния здоровья, зрительных нарушений;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
- правильность выполнения упражнений;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса детей к этому виду упражнений.
Упражнения могут выполняться в статичном положении, а могут быть динамичными, могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр.), форма организации детей может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной.
Условия проведения зрительной гимнастики:
1. Фиксированное положение головы (дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети стоят (или сидят, стараясь не поворачивать голову) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 1-3 минуты.
3. Выбор зрительных упражнений определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы.
4. Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.
Таким образом, систематическое использование зрительных гимнастик в работе с детьми с дошкольного возраста обеспечивает сохранение зрения и коррекцию имеющихся зрительных нарушений, в том числе прогрессирующих заболеваний.
Список литературы
1. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер, 1997
2.Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/авт-сост. Е.А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123с.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через
Тренажер для профилактики нарушений зрения у дошкольников своими руками
Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе