"Новая жизнь старым вещам" экскурсия по сказочной мастерской «Кудесники»
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области.
Методическая разработка «Новая жизнь старым вещам» предназначена руководителям театральных студий, кружков, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 12 лет и выше.
В нашем театре нет покупных вещей, все экземпляры кукол и костюмов сшиты руками детей и педагога. Становление театра пришлось на годы перестройки (1995 год), которая коснулась каждого человека нашей страны – развалили СССР: инфляция, ликвидация предприятий, медицинских пунктов по сёлам, школ, детских садов…
Если заглянуть, например, в странички истории Молчановского района, то с лёгкостью можно найти факты о существовании развитой сети лесной промышленности, которая вносила свой вклад в развитие промышленности Томской области. Деревообрабатывающие предприятия: Могочинский лесозавод с лесопильными цехами, Игрековский и Наргинский шпалозаводы, основным поставщиком сырья для которых были Суйгинский, Чулымский, Золотушинский леспромхозы с огромным автопарком деревоперерабатывающей техники, а протяженность Сулзатской УЖД (узкоколейной железной дороги) была около 50 км вглубь леса! Огромные склады древесины на берегу Чулыма тянулись бесконечно: её сплавляли по реке, где были задействованы катера, подъёмные краны, трелёвочные трактора. Причём вырубались только хвойные породы: сосна, кедр. В целом к 1988 году общий запас древесины в Молчановском районе составил 36,3 млн кубометров, производство деловой древесины в 1990 году составляло 159,4 тыс. куб. м.
В школе у нас было своё «Лесничество», и зимой мы всегда соревновались, какой класс больше наберёт сосновой шишки, а весной, девятиклассники отрабатывали практику на посадке лесов в Сулзатском лесничестве. Хоть нас и предупреждали, что семена сосны протравлены, мы всё равно умудрялись съесть несколько семечек. Они были очень вкусными! Нас на тепловозах увозили на Семиозерье, оставляли в вагонах, мы ходили с кирками по вырубкам и горельникам, причём всегда были чётко обозначены границы наших деяний, и садили саженцы или семена. А в обед всегда была возможность покупаться и покататься на плавучих островках в чистых лесных озёрах.
Когда мы учились в школе, нам всегда говорили, что наша огромная страна – самая богатая страна в мире. И мы в это верили, и думали, что никогда не иссякнут запасы леса, угля, воды, полезных ископаемых.
Но сегодня мой родной посёлок превратился в маленькую деревушку, где проживают в основном пенсионеры. Огромное производство по заготовке леса кануло в лета, а лесозаготовками занимаются частные предприниматели, которые далеки от сберегающих технологий по восстановлению лесов. Вот поэтому, мы всё чаще наблюдаем те самые ураганы, с превышенной скоростью ветра, у нас, в Сибири, а природные ресурсы, идущие на производство товаров народного потребления, истощаются - деревья не растут так быстро, как того хотели бы производители бумаги, не говоря уже о запасах полезных ископаемых.
Ликвидировали в те далёкие, девяностые годы Гришинскую восьмилетнюю школу и детский сад – где я проживала и работала в тот момент, и мы, молодые специалисты с высшим образованием, остались без работы.
Убедив Начальника РУО С. Г. Овсянникову, что детям Молчановского района нужен и необходим театр кукол, и есть возможность не только научить деток шить, но и продавать кукол (а слово «продавать» в то время было ключевым), получила работу педагога дополнительного образования в Доме детского творчества. Так по несчастью, оставшись без работы, я придумала себе новое занятие длиною в жизнь.
В те времена людям месяцами не выплачивали заработную плату, а нужно было с чего-то начинать. И мы стали шить кукол из старых вещей: бросили клич, и нам люди стали приносить старые платья, куртки, шубы… Мы выбирали среди тканей, искали образы и создавали вместе с ребятнёй, как нам тогда казалось - шедевры.
За годы существования театра мы сшили не одну сотню кукол и костюмов, и сейчас предлагаю вашему вниманию экскурсию в театр кукол сказочную мастерскую «Кудесники», которая так и называется «Новая жизнь старым вещам».
Актуальность: экономное и бережливое отношение к имеющимся ресурсам.
Цель: формирование чувства экологической ответственности у учащихся сказочной мастерской «Кудесники», через создание эксклюзивных вариантов кукол и декораций.
Задачи:
• формировать основы экологической культуры (мировоззрения);
• воспитывать экономное и бережливое отношение к имеющимся ресурсам;
• показать многообразие практического применения старых вещей, бытовых отходов;
• повышать уровень конструкторско-дизайнерской деятельности школьников и их готовности к социальному и профессиональному самоопределению в сферах экологии и экономики.
Материалы: театральные куклы, маски, декорации.
Театр – это успешная дорожка для развития детей, и это касается не только развития речи и актёрского мастерства, но также развития дизайнерских способностей! Детали можно переделывать по несколько раз: никто не одёрнет – запас всегда есть… Зато ребёнок сам учится делать, ошибаться и понимать.
Начнём с декораций.
Рады представить вашему вниманию многофункциональный домик. Он выполнен из проклеенного картона и старых тканей: штор, плюшевого коврика, скатерти, платьев, плаща.
Внутренняя сторона домика.
Телегу для Лошадки придумали так, чтобы она могла «работать» и возить груз. Коробку-подставку хорошо укрепили картоном, затем обтянули тканью: старые платья, скатёрки, а внизу подшили кусочек клеёнки, чтоб скользила по полу. Она у нас разборная: надо собрали, а надо – деталям нашли другое применение.
Многофункциональные 4 тумбы-бочонка выполнены из папье-маше и обтянуты разнообразными кусочками ткани, сделаны так, чтобы спокойно собирались один в один, по принципу матрёшки.
Солнышко, деревья, замки выполнены по одному и тому же принципу: форма, цвет, фактура – качество. Роспись тканей гуашью с клеем ПВА помогает в рождении образов
Двухсторонний забор изготовлен из обрезков пластиковых панелей и тканей от старых платьев.
У нас много различного театрального реквизита, выполненного из папье-маше и старых вещей. А на папье-маше, как известно, идёт старая бумага.
Вот, например, панцирь черепахивыполнен из папье-маше, форма – тазик.
А это - паутина, вырезанная из старой ткани.
Или вот кочан капусты: шар – папье-маше, листья – лоскуты ткани, подставка – цветочный горшок.
Как приготовить театральный реквизит, можно посмотреть по ссылкам.
Самовар:
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/teatralnyi-rekvizit-samovar-chast-2.html
Яблочки:
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/nalivnye-jablochki-teatralnyi-rekvizit.html
Горшочки:
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/teatralnyi-rekvizit-jablochki-gorshochki.html
У нас в театре театре живет много театральных кукол разной конструкции.
Перчаточные куклы – самые первые, которые появились в нашем театре, и ими с удовольствием играют учащиеся младшего звена. Себестоимость этих кукол слишком низкая: средства мы тратим только на нитки и клей. Конечно, наши куклы не профессиональные, но забавные! Каждый ребёнок вкладывает частичку своей души в работу.
А вот тростевые куклы выполнены все из старых вещей.
Но перчаточные и тростевые куклы хороши для игр, но тяжелы в управлении при постановке кукольных спектаклей для детей-актёров: затекает рука, а отсюда - разный уровень кукол над ширмой. Появились куклы-марионетки, которые тоже выполнены из старых вещей.
Первые настольные куклы мы набивали старым тряпьём, поэтому они получались тяжелыми для юных актёров, особенно Волк. Это были куклы к спектаклям:
«Люблю ромашки»,
«Три поросёнка»,
«Козочка»
и к другим постановкам.
Такими же тяжелыми были микробы к спектаклю «Петька-микроб».
Но театр кукол развивался дальше, и мы придумывали новые конструкции.
Так у нас появились настольные куклы, где мы вместо тряпья стали использовать пластиковые бутылки. Голову, туловище конструировали из пластиковых бутылок, обтягивали старыми трикотажными тканями, сверху костюм. Таким образом выполнили в основном всех кукол к спектаклю «Аленький цветочек». Куклы стали намного легче. Причём, для каждой куклы искали различные по форме пластиковые бутылки.
Только для создания «Чудовища» использовали наше любимое папье-маше.
Куклы из спектакля "Неоконченная сказка" также выполнены из старых вещей.
Не один спектакль поставлен куклами, сшитыми из лоскутков, подаренными швейным ателье ООО «Свема».
А Мишутку опять же сшили из старых вещей.
Куклы-рукавички очень любимы юными актёрами и зрителями. Лягушка-квакушка,
трёхглавый Дракончик,
куклы к спектаклю «Сказка о мушке» выполнены из старых вещей вперемешку с кусочками новой ткани.
Как сделать куклу-рукавичку Каркуша, можно посмотреть здесь
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/teatralnaja-kukla-rukavichka-karkusha.html
Наши страусята появились, когда нам принесли огромный кусок белого меха (ему надоело лежать на кресле), конечно, сначала были настольные куклы страусята – но малоэффективные: управлять куклой двумя парами рук детям очень сложно, но когда птичка появилась у одного актёра, то появился танец страусят.
Первыми ростовыми куклами у нас были «Диана и шут»: ими управляли по 2 человека, голова была с открывающимся ртом, сделанная из папье-маше по форме трёх литровой банки, а сценка была короткая и весёлая.
Мимис Мимисяку и Топис Топосяку – куклы, собранные из старых костюмов, девушка и юноша. Они веселили зрителей под ритмичную музыку (ведь кукла делает то, что не умеет делать человек).
«Цыганский номер» со скрипками, гитарой и настоящими цыганскими юбками с размахом 13 -18 метров очаровал всех зрителей. В номере было задействовано 3 юбки, на изготовление одной юбки использовано 80 деталей и 17 цветов, подобранных в одной цветовой гамме.
На сегодняшний день у нас изготовлено 30 голов ростовых кукол, для каркасов которых мы используем различные формы из папье-маше. Первой красивой ростовой куклой стал трёхголовый Дракоша: голова сконструирована из двух деталей папье-маше, форма – ведро.
Спектакль «Жили-были на дворе» был поставлен ростовыми куклами, которые очень понравились и актёрам, и зрителям.
Но первая конструкция кукол была такова, что глушила голос, и мы переделали каркас кукол.
К спектаклю «Я-коза» были изготовлены усовершенствованные модели каркасов голов ростовых кукол.
Как сделать ростовых кукол Козлят к спектаклю «Ну, волк, погоди», можно посмотреть здесь.
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/rostovye-kukly-kozljata-chast-1-izgotovlenie-karkasa-i-obtjazhka-tkanyu.html
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/rostovye-kukly-kozljata-chast-2-oformlenie-mordochek.html
Создавая костюмы к спектаклям, мы продолжаем пользоваться старыми вещами.
Рубашка для Волка выполнена в русском народном стиле, скомбинирована из двух старых мужских рубах. Жилет и хвост сшиты из искусственного меха-подкладки от плаща, штаны перешиты из мужских брюк пятьдесят четвёртого размера.
Ростовая кукла «Лошадка» собрана и сшита из старых вещей: водолазка, трикотиновый костюм и атласный халат в горошек. Каркас головы обтянут чёрной трикотиновой тканью – юбки, костюмы.
Костюм Черепашки изготовлен из старого женского платья.
Костюмы для актеров спектакля «Приключение Компьютошки» пошиты из наших же голубых плащей, а костюм мышки Компьютошки из женского велюрового костюма и бордовой юбки.
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/proekt-priklyuchenie-kompyutoshki.html
Коллекция «Весёлые человечки» собрана и сшита из старых вещей для детей 7-8 лет на которую ушло примерно два мешка старых вещей, и нам помогали родители.
Для создания образов в спектакле «Да и так сойдёт», использовали готовые старые вещи.
/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/interaktivnyi-avtorskii-spektakl-da-i-tak-soid-t.html
Приятного просмотра!
Всем творческих успехов и удачи!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Выпускной вечер в хореографической студии. Сценарий
Посвящение в кружковцы. Сценарий праздника
Сценарий отчетного концерта Центра дополнительного образования
Мероприятие в ЦДТ. Встреча с народными умельцами
Похожие статьи:
День открытых дверей в центре детского творчества. Сценарий
Открытие выставки декоративно-прикладного творчества. Сценарий