Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Кукольный спектакль на экологическую тему для детей от 6 лет. Сценарий с презентиацией

Авторский кукольный спектакль «О кувшинках и не только…»
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Дом детского творчества» Томского района Томской области.
Авторский кукольный спектакль экологической направленности «О кувшинках и не только…» предназначен руководителям театральных студий, кружков, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 6 лет и выше.

Уважаемые коллеги! С радостью предлагаю вашему вниманию авторский кукольный спектакль «О кувшинках и не только…», который вы можете поставить в своём образовательном учреждении или просто прочитать с детьми и обсудить героев пьесы. Основная тема спектакля — изучение растений и грибов, внесённых в Красную книгу Томской области.

Авторами спектакля выступили учащиеся четвертого класса, а именно те дети, которые принимали участие в спектакле «День рождение Марьяны», https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/avtorskii-kukolnyi-spektakl-den-rozhdenie-marjany.html.
И у нас получилось, что наша история, как бы имеет продолжение. Только юные авторы решили, что раз они сами подросли, то и герои их сказки тоже выросли, а значит они учатся в школе, только - Лесной. Как в любом классе, так и в «Лесной школе» среди учеников есть отличники, середнячки и двоечники. Отличниками юные авторы сделали Белочку Рики и её подружку Зайчонка Заю. Середнячками стали Кошка Тира и Лиса Алиса, а Медвежонок Марьяна стала двоечницей – медведи любят зимой спать… Ворону Каролину Карловну дети решили сделать учителем в «Лесной школе».
Зрители тоже остались прежними, поэтому ребята решили погрузиться в изучение содержания Красной книги и захотели рассказать о том, какие же растения и грибы занесены в Красную книгу Томской области.

Дети перелистывали странички Красной книги Томской области, выдумывали невероятные истории, но когда наткнулись на белого подосиновика, то крайне удивились, узнав, что и он занесён в Красную книгу. Этот факт оказался интересным и для взрослых. Дети решили использовать его в своей сказке. Учащиеся, участники проекта, даже провели опрос, в котором приняли участие пятьдесят взрослых и восемьдесят детей. Вопросы опроса были всего два: «Знаете ли вы, какие грибы занесены в Красную книгу Томской области?» и «А как вы думаете, почему подосиновик занесен в Красную книгу?» В результате ни один респондент даже не предполагал, что гриб подосиновик – житель Красной книги.
Поскольку отрицательные персонажи иногда допускают проступки, наша Марьяна тоже совершила поступок, который осудили все герои пьесы.

Цель: знакомство с растениями и грибами Томской области, занесёнными в Красную книгу.
Сверхзадача спектакля: донести до зрителей, что знаем мы или не знаем редкое это растение, или не редкое, пусть оно живёт своей жизнью. Им стоит только лишь любоваться, и дать возможность сделать это другим!
Задачи:
• познакомить со строением различных видов грибов, их значимостью для человека и выяснить обитание подосиновиков в Молчановском районе;
• познакомить с прекрасной природой цветов – кувшинок, их устройством, значимостью для человека и выяснить место обитания и распространения кувшинок в Молчановском районе;
• познакомить со смыслом и значением слов: гименофор, гимений;
• познакомить с мерами по охране данных популяций;
• вдохновить зрителей на интерес к изучению Красной книги Томской области;
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру родного края;
• прививать нравственные ценности;
• проявлять личную ответственность за свои действия;
• создать выразительные собирательные образы для достижения цели и главной задачи спектакля во время игры на сцене;
• совершенствовать технику и культуру речи до уровня мастер-класса;
• обучать естественному и целенаправленному поведению на сцене, а также находить выход из незапланированных ситуаций;
• формировать способность к пластической импровизации;
• содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.

Технология творческой групповой работы: показ спектакля.
Методы воздействия на зрителя - комплекс художественных сред: художественное слово, сценические костюмы, музыка.
Форма работы: спектакль.
Оборудование: светодиодный экран, ноутбук, колонки.
Театральный реквизит: лупа, блокнот, пенёчки - стульчики для «Лесной школы», грибы подосиновики,



таблицы с различными видами гименофора грибов.






Как сделать грибы-подосиновики – смотрите здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/master-klas-po-sozdaniyu-interernogo-ukrashenija-mama-papa-ja-druzhnaja-semja.html
Зрительный ряд для светодиодного экрана: презентация «Видеоряд к спектаклю «О кувшинках и не только»: берёзки, виды кувшинок, строение кувшинок, виды подосиновиков, Красные книги разных регионов.
Головы ростовых кукол: Медведицы с венком из кувшинок, Лисы, Зайца, Белочки, Кошки, Вороны и костюмы к ним.
Деятельность учащихся-актёров: коллективная ответственность и чувство ответственности каждого за всех; принятие активной сознательной позиции «актёра».

1. Организационный момент.
Цель этапа: настроить зрителей на просмотр спектакля.
Задачи:
* акцентировать внимание зрителей на словах: гименофор, гимений;
* выявить знания: как размножаются грибы и где растут кувшинки.

Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня мы хотим вас познакомить с новым авторским спектаклем, который юные артисты придумали для вас по Красной книге Томской области.
Ребята, скажите пожалуйста, а вы знаете, какие грибы занесены в Красную книгу Томской области?
А как они размножаются?
В спектакле для вас прозвучат новые слова.
Вы знаете, что обозначает слово гименофор? Гимений?
А кто-нибудь из вас видел настоящие лесные цветы кувшинки? Где они растут?
Кто знает, сколько видов кувшинок существует в мире?
Внимательно смотрите спектакль, а потом мы с вами побеседуем о нём.
Итак, бурными аплодисментами встречайте, авторский спектакль «О кувшинках и не только…».

2. Показ спектакля.
Деятельность педагога: включение в работу группы актёров, своевременная подача музыкальных фонограмм, педагогическое наблюдение.
Деятельность актёров: воплощение замысла режиссёра:
• действие в предлагаемых обстоятельствах;
• точное восприятие и осознание получаемой информации во время выступления;
• выполнение согласованных действий, включаясь одновременно и последовательно;
• адекватная реакция на незапланированные ситуации;
• создание образов героев с помощью голоса, жеста и мимики;
• создание пластических образов к спектаклю;
• совершенствование навыка публичного творчества;
• умение работать в группе.

3. Рефлексия.
Деятельность педагога: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, коррекция.
Ребята, вам понравился спектакль?
В какой школе учились зверята?
Кто запомнил, что обозначает слово гименферон? Гимений?
Сколько видов кувшинок существует в нашем мире?
Какой размер самой маленькой кувшинки, которой в живой природе уже не существует?
А какие выводы вы сделали для себя, посмотрев наш спектакль?
Спасибо за внимание! До Новых встреч!
Авторы: учащиеся с/м «Кудесники» и А.Д. Крутенкова
О кувшинках и не только
Действующие лица:
1. Ворона Каролина Карловна
2. Белочка Попрыгунья
3. Мишутка Марьяна
4. Зайчонок Зая
5. Лисичка Алиса
6. Дикая кошечка Пятнашка

Слайд 2
Музыка. Белочка Рики и Зайчонок Зая ищут грибы, находят Подосиновик, обследуют у них в руках лупа и блокнот.
На полянку прибегают Кошка Тира, Волчонок Трюк и Лиса Алиса.

Кошка Тира. Во что будем играть? Я предлагаю - в горячую картошку.
Лиса Алиса. Нет, давайте лучше в догоняшки, а то я мяч забыла дома.
Кошка. Хорошо.
Кошка Тира. А кто будет водить, и всех ловить?
Лиса Алиса. Сейчас, узнаем!
Едет Лунтик на тележке,
Раздаёт он всем орешки.
Кому два, кому три —
А водить-то будешь ты! О! Я голю!
Кошка. Догоняй!
Зверя бегали и чуть было не сбили гриб подосиновика.
Белочка Рики. Чего вы тут разносились, не видите, что ли: мы здесь редкий вид грибов нашли!
Зайчонок Зая. Мы грибы нашего района изучаем! Пожалуйста, идите на другую полянку играть.
Лисичка Алиса. Да изучайте себе на здоровье, зубрилки несчастные, мы вам не мешаем!
Белочка Рики. Посмотрите на них, не мешают они! Да вы здесь всё затопчите!
Кошка Тира. А вам ещё не надоело со своей флорой и фауной носится.
Белочка Рики. Вообще-то флора изучает жизнь растений на Земле, а фауна – животных.
Зайчонок Зая. Но грибы не относятся ни к флоре, ни к фауне! Запомните!
Кошка Тира. И что же это за грибы такие?
Слайд 3
Белочка Рики. Это очень редкий вид грибов: подосиновик, или осиновик, белый.
Лисичка и Кошка (вместе). Покажите, покажите.
Белочка Рики. Вот, смотрите. Это крупные грибы с полушаровидной плоско-выпуклой мелковойлочной шляпкой, диаметром до 12 см.
Зайчонок Зая. Цвет шляпки бывает разного цвета: белого, бледно-бежевого и коричнево-желтого.
Белочка Рики. Мякоть у них мясистая, белая.
Зайчонок Зая. На разрезе быстро становится лиловой, затем срез приобретает черно-фиолетовый цвет.
Слайд 4
Зайчонок Зая. Гименофор трубчатый, белый, вдавленный у ножки.
Кошка Тира. Что, что ты сказала?
Зайчонок Зая. Гименофор трубчатый.
Кошка Тира. А что это такое?
Белочка Рики. Гименофор — часть плодового тела гриба, несущая на поверхности тонкий спороносный слой — гимений.
Лиса Алиса. Час от часу не легче! Гименофор, гимений…
Зайчонок Зая. По-простому – это нижняя часть шляпки.
Белочка Рики. Гименофор разный у грибов бывает.
Демонстрируют таблицы с соответствующими видами гименофора грибов.
Зайчонок Зая. Гладкий.
Белочка Рики. Складчатый
Зайчонок Зая. Шиповатый
Белочка Рики. Трубчатый.
Зайчонок Зая. Лабиринтовидный
Белочка Рики. И пластинчатый!
Слайд 5
Зайчонок Зая. А у подосиновика - трубчатый. При помощи спор грибы – размножаются.
Слайд 6
Белочка Рики. Ножка у него вырастает до 20 см, а толщина до – 4 см.
Зайчонок Зая. Вверху она сужена, к низу постепенно утолщается.
Слайд 7
Белочка Рики. Она белого цвета, с крупными чешуйками, которые с возрастом становятся темно-серыми.
Слайд 8
Лисичка Алиса. Ой, а мне кажется, я видела такие грибы по краю берёзовой полянки, недалеко от Молчанова, в березняке.
Кошка Тира. А я такие грибы и в окрестностях Сулзата встречала.
Белочка Рики. Да, у нас в Молчановском районе они встречаются в смешанных лесах, где берёзы растут, правда, редко. Динамика численности вида не изучена.
Зайчонок Зая. Подосиновик или осиновик белый растёт одиночно или небольшими группами.
Белочка Рики. Их собирают с конца июля и до сентября.
Слайд 9
Зайчонок Зая. Но при этом, мало кто знает, что подосиновик или осиновик белый занесен в Красные книги Сибири, республик Алтая и Хакасии.
Зайчонок Зая. Вот мы и думаем, как же всем рассказать, что такой вид грибов не желательно собирать.
Лисичка Алиса. Но поджаренные грибочки с луком и морковкой, да заправленные сметанкой – такие вкусные, за уши не оттащишь!
Белочка Рики. А уж если соблазн велик, то срезать необходимо аккуратно, ножиком, чтобы не повредить корневую систему.
Лисичка Алиса. Понятно!
Зайчонок Зая. Может у вас есть какие-нибудь предложения, как сохранить редкие грибы?
Лисичка и Кошка (вместе). У нас?
Белочка и Зайчонок (вместе). Да!
Слайд 10
Лисичка Алиса. Ну. Можно выпустить листовки, да на дерево прикрепить.
Кошка Тира. Или баннеры по всему лесу развесить.
Белочка Рики. Интересные предложения, нужно хорошо подумать!
На полянку приходит Марьяна, на голове у неё венок из кувшинок.
Медвежонок Марьяна. Привет, ребята. А что вы тут делаете?
Все поворачиваются к Марьяне.
Все звери вместе. Привет!
Белочка Рики (медленно идёт навстречу Марьяне). Марьяна, ты что натворила?
Медвежонок Марьяна. В смысле – натворила?
Зайчонок Зая (подходит следом). Марьяна, то, что ты сделала – уму не постижимо!
Медвежонок Марьяна (Смотрит по сторонам, потом обсматривает себя). Да что я такого сделала-то?
Слайд 11
Белочка Рики. У тебя что на голове?
Медвежонок Марьяна. Не видите, что ли - веночек. Ну, как я вам? Красавица, не правда ли?
Белочка и Зайчонок (вместе). Да это же кувшинки!
Медвежонок Марьяна. Завидуйте молча!
Лисичка Алиса. Стильная штучка! Мне тоже такой веночек подойдёт!
Кошка Тира. И я от такой красоты не отказалась бы!
Белочка и Зайчонок (вместе). Вы с ума сошли?
Лисичка Алиса. А ты где их взяла?
Слайд 12
Медвежонок Марьяна. Мы вчера на пикник, к бабушке в Сулзат ездили. Представляете, а на озере их столько плавает, ну просто белым-бело! Я не удержалась, и венок себе сплела!
Белочка и Зайчонок (вместе). Девочки, но ведь это же кувшинки!
Белочка Рики. Они занесены в Красную книгу!
Зайчонок Зая. И рвать их – нельзя!
Медвежонок Марьяна. Вот зануды. Может хватит уже!
Слайд 13
Звенит звонок, смена декораций: девочки берут пеньки, кружатся, лесная полянка превращается в класс.
Лисичка Алиса. Опять звонок, пора на урок! Я бы лучше в догоняшки поиграла!
Каролина Карловна. Здравствуйте, зверята!
Все зверята. Здравствуйте, Каролина Карловна!
Каролина Карловна. Итак, проверим, все ли на месте. Алиса?
Лисичка Алиса. Здесь.
Каролина Карловна. Зая?
Зайчонок Зая. Здесь!
Каролина Карловна. Марьяна!
Медвежонок Марьяна. Здесь.
Каролина Карловна. Так, так, а что это у тебя на голове?
Медвежонок Марьяна. Каролина Карловна, это самый красивый венок, который я когда-нибудь плела!
Белочка Рики. А мы с Заей говорили ей!
Каролина Карловна. Да, Марьяна, зимой все уроки проспала! Это очень редкий вид цветов! И то, что ты сделала – не красиво!
Медвежонок Марьяна. Как это - не красиво?! Девочкам он тоже понравился.
Каролина Карловна. Вот! Массовый сбор в период цветения пагубно сказывается на этом виде растений. Кувшинки гибнут из-за своей красоты.
Слайд 14
Медвежонок Марьяна. Но они у нас по всей области встречаются!
И в Первомайском, и в Каргасокском, и в Колпашевском, и в Шегарском, и в Томском районах, а не только у нас, в Молчановском.
Каролина Карловна. Ну добавь еще всю Сибирь, Дальний Восток, европейскую часть России и Северной Америки. Вот именно, встречаются! Если каждый будет так относится к этим цветам, то совсем скоро они исчезнут с лица земли!
Что вы хотите добавить, девочки?
Слайд 15
Зайчонок Зая. Кувшинку называют Водяной Лилией или Нимфеей в честь царицы вод. Существует очень много легенд и сказаний об этом цветке.
Каролина Карловна. Молодец, Зая!
А ты что добавишь, Рики?
Белочка Рики. Один цветок живёт около четырех с половиной дней.
Каролина Карловна. Да, Рики, жизнь цветов очень коротка. Ранним утром лепестки кувшинки раскрываются, а вечером, перед заходом солнца, закрываются; сам бутон погружается в воду. Перед приближением дождя лепестки на кувшинке смыкаются и остаются закрытыми на весь период дождливой погоды.
Лисичка Алиса. А я слышала, что это многолетнее водное растение с укореняющимся на дне корневищем.
Каролина Карловна. Молодец Алиса! Со временем корневище становится длинным - до 15 метров и толстым - до 7 см. Оно содержит много полезных веществ, именно его используют в фармакологических и медицинских целях.
Слайд 16
Белочка Рики. А ещё листьями и корневищами питаются многие животные: летом водяная крыса, речной бобр, лось. Осенью – выхухоль, а зимой - ондатра.
Зайчонок Зая. И семена поедают утки.
Слайд 17
Каролина Карловна. Молодцы, зверята! В мире насчитывается свыше 40 разновидностей кувшинок,
Слайд 18
но самой маленькой белой кувшинки, цветы которой в диаметре достигают 1 см – уже нет в природе.
Слайд 19
Поэтому кувшинка занесена в Красную книгу большинства регионов России, как требующая постоянного внимания и защиты.
Слайд 20
Чтобы эти уникальные цветы радовали нас своей яркой красотой и дальше, нужно беречь их и заботиться о них.
Слайд 21
Медвежонок Марьяна. Да поняла, поняла я! Я поступила очень плохо и неправильно. Я просто не знала, что кувшинки занесены в Красную книгу и их нельзя рвать!
Слайд 22
Каролина Карловна. Молодец, Марьяна, что ты осознала свой поступок!
Запомните зверята: знаем мы или не знаем редкое это растение, или не редкое, пусть оно живёт своей жизнью – любуйтесь им, и дайте возможность сделать это другим!
Все. Спасибо за урок, Каролина Карловна!
Приятного просмотра!



Спасибо за внимание!
Зрительный ряд к спектаклю «О кувшинках и не только…». Презентация

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия для школьников в Музей Соловья Сценарий квеста про птиц для младших школьников Сценарий фестиваля «Птицы в фольклоре» в дополнительном образовании с презентацией Мероприятие по экологии в начальной школе. Сценарий "Берегите природу"
Участник №5 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 мая по 20 сентября 2024 года
Книга – головоломка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 6 дней назад (27 июня 2024)
Просмотров: 456
+3
Голосов: 3
Ирина Александровна Гусева # 29 июня 2024 в 14:34 +2
Интересная разработка мероприятия. Увлекательно и познавательно донесены научные факты.
Галина Васильевна Егорова # 29 июня 2024 в 18:27 +2
С большим интересом прочитала сценарий вашего спектакля! Сколько работы проделано и детьми, и руководителем! Замечательные костюмы, масса полезной информации и "море" позитивного настроения! Сама публикация красиво и грамотно оформлена. Презентация в дополнение к материалу будет весьма полезна читателям. Примите голос.
Виктория Александровна Останина # 29 июня 2024 в 20:20 0
Здравствуйте, Алёна Дмитриевна.
Интересная и неведомая мне форма работы с ребятишками, как постановка спектакля.
Дети несомненно в восторге: столько ролей на себя примерили! И сценаристы и декораторы и костюмеры и артисты и зрители. а самое главное исследователи!
Такую важную тему выбрали Вы, как Красная книга родного края!
Желаю успехов в работе.
Каролихина Тамара Тимофеевна # 30 июня 2024 в 21:27 0
Добрый вечер, Алёна Дмитриевна. Интересный спектакль у вас получился. Познавательный и актуальный в предверии летнего периода. Успехов в работе.