Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие по экологии в начальной школе. Сценарий "Берегите природу"

Мероприятие по экологии в дополнительном образовании "Берегите природу"
Автор: Аскреткова Анастасия Валерьевна, педагог дополнительного образования МАУ ДОД ЦВР Бурейского района
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- ознакомить присутствующих с основными экологическими проблемами;
- развивать интереса к экологии и создать положительные мотивации к её изучению.
Ход мероприятия
Здравствуйте ребята, гости мероприятия, уважаемые жюри! И сегодня мы поведем наш разговор об окружающем нас мире, о царстве природы, попытаемся проникнуться любовью, добротой и желанием беречь и охранять природу. Это экологическое мероприятие "Берегите природу" посвящёно одной из самых актуальных тем – сохранению планеты Земля. 2017 год Указом Президента России объявлен Годом экологии.
Проблемы экологии, охрана природы все больше волнует человечество. Окружающая нас природа не только красива и величественна, но и удивительно хрупка и ранима. До середины прошлого века все население планеты было в экологическом отношении непросвещенным. Общество считало ресурсы Земли безграничными, поэтому и не было заботы о сохранности окружающей среды. Бессердечно уничтожались многие виды животных, варварски вырубались леса.
Поэтому мы здесь с вами и собрались сегодня. В мероприятии будут участвовать 3 команды.
1 тур "Визитаная карточка"
Представление команды "Визитка": название, девиз, нагрудные знаки для каждого участника с названием команды;
2 тур - теоретический тур (в форме интерактивной игры с вопросами по темам: Красная книга Приамурья, особо охраняемые природные территории Амурской области, река Амур, в мире природы - растения, в мире природы - животные);
3 тур - практический тур, предполагающий решение экологических задач, расшифровку криптограмм, выполнение заданий на знание особо охраняемых природных территорий на карте Амурской области.

Практический тур
Экологические задачи
Задача 1.
В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
Задача 2.
Нередко можно услышать: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно поступит человек, если им воспользуется?
Задача 3.
Почему совпадают области распространения сибирского кедра (сосны сибирской) и птицы кедровки, дуба и сойки?
Задача 4.
Когда созревают семена в шишках кедра, кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть из них съедает, остальные зарывает про запас. Какое значение для леса имеет такой режим питания кедровки?
Задача 5.
Почему весенние заморозки часто губят деревья, несмотря на то, что зимой они переносят более сильные морозы?
Задача 6.
Березу, вы конечно, знаете. А знаете, почему её ствол даже в сильную жару на солнце не нагревается?
Задача 7.
Тетерева живут на березах, питаясь березовыми сережками. Зимой, когда наступит вечер, тетерева падают камнем с берез в снег и остаются там до утра. Зачем птицы падают с дерева в снег?
Задача 8.
Как известно, кукушка не вьёт гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей?
Задача 9.
Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем это объяснить?
Задача 10.
Нас повсеместно окружают растения - в лесу, в городских парках и садах, аллеях и газонах, на полях и лугах, в воде и у воды. И дома в наших жилищах. Растения растут повсюду: они - зеленый наряд нашей планеты. Представьте на мгновение нашу жизнь без растений, без зелени и цветов, радующих нас многообразием и причудливостью форм, красок и ароматов. Наверняка от такой фантастической картины без деревьев, кустарничков и кустарников, без трав стало бы страшно? Растения - наши посредники между Солнцем и всеми живыми обитателями Земли.
Подумайте, почему от зеленого убранства пашей планеты зависит процветание жизни - всех животных, в там числе и человека?
Задача 11.
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве, крот - под землей. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать высоко на дерево, а белке спуститься под землю.
Смогли бы они это сделать? Почему?
Задача 12.
Желтые, красные, лиловые листья на деревьях и кустарниках говорят о том, что начинается осень, а значит и листопад. Какова его причина? Когда растениям не хватает воды, они желтеют. Похожее происходит осенью с листьями. Но ведь осень самое дождливое время года, и воды в почве много. А листья все равно меняют цвет и опадают. Почему?
Закончи: листопад – это приспособление ____________.
Ответы к задачам
Ответ к задаче 1. Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению.
Ответ к задаче 2. Нет. Комары занимают определенное место в сообщество организмов. Взрослыми особями питаются птицы, личинками и куколками – водные животные. Даже погибшие комары приносят пользу – обогащают почву микроэлементами.
Ответ к задаче 3. Основной корм кедровки – орешки кедра, а сойки – желуди. Эти птицы заготавливают орешки и желуди на зиму, прячут их в мох, лесную подстилку, под кору деревьев, в расщелины корней и т. д. При этом могут улетать от деревьев на значительные расстояния. Часть спрятанных орехов и желудей зимой птицы не находят, а весной их запасы прорастают и дают жизнь молодым кедрам и дубкам.
Ответ к задаче 4. Забытые кедровкой орешки дают всходы, при этом прорастают лучшие семена, спрятанные птицей.
Ответ к задаче 5. Весной у деревьев начинается сокодвижение, они «оживают» после зимнего периода покоя. Заморозки могут превратить цитоплазму клеток в лед, при этом разрушаются клеточные мембраны. Нарушаются физиологические процессы в растениях, и они могут погибнуть.
Ответ к задаче 6. Так как кора очень тонкая, то она легко бы подвергалась ожогам. А белый цвет отражает солнечные лучи.
Ответ к задаче 7. Это помогает им глубже вонзиться в снег, где они делают себе норку на ночь. Это служит убежищем от холодного ветра и хищников.
Ответ к задаче 8. За сезон кукушка откладывает 25-30 яиц (по 2-3 яйца в неделю). Птенцы выводятся постепенно. Значит, когда вылупится первый птенец, его нужно кормить, летая за кормом. Оставшиеся яйца погибнут без тепла и защиты.
Ответ к задаче 9. Ёж питается мелкими грызунами, насекомыми, змеями, и зимой ему такую пищу не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.
Ответ к задаче 10. Без солнечного света жизнь на Земле невозможна. Солнце дает нам свет и тепло, благодаря чему на планете растут растения. Только они из всех живых организмов способны из углекислого газа и воды на свету синтезировать органические вещества, накапливать их в своих органах и тканях. Этот процесс называется фотосинтезом, а его побочным продуктом является кислород, без которого не могут обходиться живые организмы. Растения стоят первым звеном во всех пищевых цепочках, все остальные организмы получают энергию солнца в виде органического вещества, накопленного растениями, поэтому все животные, люди и растения – дети Солнца.
Ответ к задаче 11. Нет, животные не могут поменяться своими квартирами и этажами. Каждый вид в природе занимает свою экологическую нишу и приспособлен к месту обитания. Каждый вид занимает свое место в экосистеме, связан различными связями с другими живыми организмами и неживой природой. Он приспособлен к биотическим и абиотическим факторам среды.
Ответ к задаче 12. Листопад – это приспособление к перенесению растениями неблагоприятных зимних условий: низких температур, обильных снегопадов, буранов и метелей, перепадов температур. Растения сбрасывают листья чтобы:
- уменьшить и прекратить испарение воды;
- удалить различные шлаки и другие загрязняющие вещества, которые накопились в листьях за лето;
- уберечь ветви, которые могут сломаться под тяжестью снега;
- так как начинается период покоя из-за низких температур.
Листья меняют свет из-за превращения зеленого пигмента хлорофилла в пигменты желтого, красного, оранжевого цветов.
Для зрителей
Вопросы
У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)
Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)
Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)
Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)
У этой певчей птицы поют самки и самцы (снегирь)
Страна – зимний рай для птиц (Египет)
Когда температура тела у воробья выше – летом или зимой (одинаковая)
Наука, занимающаяся изучением птиц (орнитология)

Отгадайте к чему эти приметы!
Воробьи прячутся под крышу (к буре)
Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).
Воробьи купаются в песке (будет дождь).
Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).
Вороны садятся на снег (к оттепели).
Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди ...(хорошую погоду).

Загадки-складки
Мир животных.
1. Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся? ----- мухи
2. И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда, везде найдете:
На поляне, на опушке
Мы зеленые ______лягушки
3. Огромная кошка мелькнет за стволами,-
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смортри - бегегись;
Идет на охоту коварная ------------рысь
4. Под корой сосны и ели
Точит сложные туннели,
Только дятлу на обед
Попадает ---------------------короед
5. Кто на свете ходит в каменной рубахе
В каменной рубахе ходят ----- черепахи
Мир растений
1. Стоят в поле сестрицы,
Платья белены, шапочки зелены. (березы)
2. Круглый, зрелый, загорелый.
Попался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток, хрустнул раз-
И треснул бок (орех)
3. Я шариком пушистым
Белею в поле чисток,
А дунул ветерок – остался стебелек. (одуванчик)

Расшифровка криптограмм

Криптограмма 1.
Здесь зашифрована народная мудрость. Сначала разгадайте ключ, а затем прочитайте народную мудрость.
Ключ:
1) 1,2,3,4,5 – Животные, тело которых покрыты перьями.
2) 6,3,7,2,8,2,9,10 – Растение с жёлтыми цветками, сок которых употребляют как лекарство.
3) 11,12,13,14,15,16 – Первый месяц года.
4) 17,18,8,6,19,14 – Предмет для ловли рыбы.
5) 20,10,14 – Детская игрушка волчок.

Ответы ключа: 1 – птицы, 2 – чистотел, 3 – январь, 4 – удочка, 5 – юла.
«8 18 3 12 6 9 10 8 13 9 19 8 7 2 14 13 10 11 9 2
13 10 9 7 17 7 10 9 18,
7 2 8 6 9 10 8 13 9 19 - 2 15 8 1 17,
14 2 5 7 11 6 14 - 1 17 7 2 5 12 20.»

Читаем: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню».

Криптограмма 2.
Здесь зашифрована народная мудрость. Сначала разгадайте ключ, а потом прочитайте народную мудрость.

17 4 11 1 13 12 7 4 10 5 3, 4 11 4
3 13 14 7 4 20 5 3 4 2,
9 11 6 7 4 11 4 15 11 10 5 19
4 13 18 7 7 9 11 4 11 16 7 4
3 5 12 5 9 11 1 8 17 13 18 7
Ключ:
1) 1,2,3,4,5,6,7,8 – Дышат, растут, а ходить не могут. Зимой замирают, весной оживают, зелеными бывают.
2) 9,10,11,12,13,3 – Модель Земли.
3) 14,7,15,11,16,6,7,17 – «Колюч, как ёжик, и красив, как роза».
4) 18,2,19 – Вечнозелёное растение, на высушенных листьях которого настаивается горячий ароматный напиток.
5) 20,2,19 – Пятый месяц календарного года.
Ответы ключа: 1 – растения, 2 – глобус, 3 – шиповник, 4 – чай, 5 – май.
Читаем: Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.
Криптограмма 3.
Здесь зашифровано высказывание писателя М. Пришвина, любителя природы.
Ключ:
1) 1,2,3,4,5,6,2,7 – «Колюч, как ёжик, и красив, как роза».
2) 8,9,10,11,12,13,14,15 –
Будто снежный шар, бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
3) 16,2,17,18,5,9,6,6,2,19,15
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
4) 20,2,12,15 – Холодное время года.
Ответы ключа: 1 – шиповник, 2 – черемуха, 3 – лиственница , 4 – зима.

«5 17 11 3 10 9 7 10 15 17 6 4 9 6 15 20 9 12 16 9 -
4 18 17 4 16 6 19 15, 2 5 17 11 14 4 10 4 1 9 9 -
4 18 8 9 16 4 5 9 7 15.»

Читаем: Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее – от человека» (М. Пришвин)
Криптограмма 4.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.
Ключ:
1) 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)
2) 6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
3) 10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)
4) 12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответы ключа:1 - среда, 2 - школа, 3 - ноги, 4 - ботва.
Читаем: Береги лес - наше богатство.

Выделите на карте Заповедники Амурской области.

4 тур - Творческий тур
Домашнее задание - создание плаката (плакат предоставляется в день проведения Конкурса).
Темы плакатов:
• Экологические проблемы родного края
• Исчезающие виды, занесенные в Красную книгу Амурской области
• Пути решения экологических проблем

По результатам всех конкурсных испытаний жюри определяет команды-победителей (за 1, 2, 3 место).

Итог мероприятия:
- ознакомились с основными экологическими проблемами;
- развили интерес к экологии и создали положительные мотивации к её изучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети !
Помните – что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!»
(Татьяна Петухова)

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия для школьников в Музей Соловья Сценарий квеста про птиц для младших школьников Сценарий фестиваля «Птицы в фольклоре» в дополнительном образовании с презентацией Виртуальная экскурсия для школьников 5-9 класса «Волк в Беловежской пуще»
Сценарий мероприятия для младших школьников "Покормите птиц зимой" | Сценарий мероприятия по экологии для начальной школы «Лес - наше богатство»
Опубликовано: 2146 дней назад (6 января 2019)
Просмотров: 5697
+3
Голосов: 3
Елена Геннадьевна Бонь # 10 января 2019 в 14:22 +1
Здравствуйте, Анастасия Валерьевна. Отличная разработка мероприятия по экологии. Много познавательного материала. Очень интересные экологические задачи, криптограммы. С удовольствием голосую! Творческого вдохновения!
Анастасия Валерьевна Аскреткова # 14 января 2019 в 13:22 +1
Спасибо, Елена Геннадьевна!