Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологический спектакль для детей начальной школы. Сценарий с презентацией

Авторский спектакль с участием ростовых кукол «Бизнесмены…»
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Дом детского творчества» Томского района Томской области.
Авторский кукольный спектакль «Бизнесмены» по страницам Красной книги Томской области предназначен руководителям театральных студий, кружков, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 6 лет и выше.

Уважаемые коллеги! С радостью предлагаю вашему вниманию авторский кукольный спектакль «Бизнесмены…», который вы можете поставить в своём образовательном учреждении или просто прочитать с детьми и обсудить героев пьесы.
Ребята Томского района с неподдельным интересом познакомились с авторскими постановками ребят Молчановского района по Красной книге Томской области: «День рождение Марьяны» https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/avtorskii-kukolnyi-spektakl-den-rozhdenie-marjany.html , «О кувшинках и не только…» https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/avtorskii-kukolnyi-spektakl-o-kuvshinkah-i-ne-tolko.html и с удовольствием решили тоже поработать над созданием авторской пьесы. Это был первый творческий проект в истории новоиспеченных кудесников Томского района. Ребята познакомились с технологией создания авторского сценария и придумали свой незаурядный спектакль, акцентируя внимание на растениях Томского района. Основная тема пьесы — изучение растений и насекомых, внесённых в Красную книгу Томской области.

Скажу честно, я сама даже не предполагала, что у нас в озёрах Томской области растёт плавающий водяной орех - думала, что он встречается только на Алтае, и понятия не имела об астрагале яичкоплодным, и о том, что к нам изредка прилетают азиатские бабочки – желтушки геос…. Как говорится, век живи, век учись. Понятно, что для ребят такая информация была полезной, интересной и познавательной.

Ребята сделали медведицу, Марью Петровну, мудрой хозяюшкой, которая предложила своим гостям попробовать новый ароматный чай. Вот тут-то, за разговором, Волк и Лиса поведали о том, что они решили открыть бизнес, используя растения, занесённые в Красную книгу Томской области. А что из этого вышло, читайте в пьесе…


Цель: знакомство с редкие растениями и насекомыми Томской области, занесёнными в Красную книгу.
Сверхзадача спектакля: донести до юных зрителей, что изучать свой родной край – интересное, увлекательное и полезное дело.
Задачи:
• познакомить с разнообразием растительного мира и насекомых Томской области, акцентируя внимание на Томском районе;
• познакомить с особенностями произрастания астрагала яичкоплодного и водного ореха, значимостью их для человека;
• выяснить место обитания и распространения астрагала яичкоплодного и водного ореха в Томском районе;
• познакомить с редким видом азиатских бабочек – желтушек геос и местом их обитания;
• познакомить с мерами по охране данных популяций;
• пополнять словарный запас участников проекта и зрителей, расширять кругозор;
• вдохновить зрителей на интерес к изучению Красной книги Томской области;
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру родного края;
• прививать нравственные ценности;
• проявлять личную ответственность за свои действия;
• создать выразительные собирательные образы для достижения цели и главной задачи спектакля во время игры на сцене;
• совершенствовать технику и культуру речи до уровня мастер-класса;
• обучать естественному и целенаправленному поведению на сцене, а также находить выход из незапланированных ситуаций;
• формировать способность к пластической импровизации;
• содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.

Технология творческой групповой работы: показ спектакля.
Методы воздействия на зрителя: комплекс художественных сред: художественное слово, сценические костюмы, музыка.
Форма работы: спектакль.
Оборудование: светодиодный экран, ноутбук, колонки, фонограммы.
Декорации: стол, скатерть, кухонная утварь (самовар, стаканчики, горшочки для мёда, варенья, стаканы для чая), пенёчки, цветы, полянки с бабочками, планшет, лейка.






Как сделать самовар, смотрите здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/teatralnyi-rekvizit-samovar-chast-1.html
Как расписать самовар, смотрите здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/teatralnyi-rekvizit-samovar-chast-2.html
Как сделать горшочки, смотрите здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/teatralnyi-rekvizit-jablochki-gorshochki.html
Как сделать полянку с бабочками, смотрите здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/master-klas-po-izgotovleniyu-dekoracii-poljanka-s-babochkami-i-cvetami.html
Зрительный ряд для светодиодного экрана: слайдовая презентация для спектакля «Бизнесмены».
Головы ростовых кукол: Лисы, Зайца, Белочки, Вороны, Волка, Медведицы и костюмы к ним смотрите здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/avtorskii-kukolnyi-spektakl-kozochka.html
Костюмы девочек для вальса с бабочками, Хозяйки Леса, Шуршалы, кикимор Марфуши и Мавруши.





Деятельность учащихся-актёров: коллективная ответственность и чувство ответственности каждого за всех; принятие активной сознательной позиции «актёра».

1. Организационный момент.
Цель этапа: настроить зрителей на просмотр спектакля.
Добрый день, уважаемые зрители!
Ребята, скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь слышали о таком растении, как плавающий водный орех? А об астрагале яичкоплодном?
А что вы знаете о редком виде бабочек желтушек геос?
А вы знаете, как называют людей, которые изучают бабочек?
А вы когда-нибудь задумывались над тем, какие растения окружают нас? А как они называются? Какую пользу они приносят людям?

Сегодня мы хотим вас познакомить с новым авторским спектаклем «Бизнесмены», написанным по Красной книге Томской области.[/i] Нам самим было очень интересно, когда мы с ребятами сочиняли наш спектакль, и всё, что мы наработали, хотим показать вам, и познакомить с тем, какие редкие растения и насекомые произрастают и обитают в наших краях и непосредственно в нашем, Томском районе, и как они называются. Смотрите внимательно спектакль и запоминайте необычные слова, а после спектакля мы ещё раз вернёмся к этим вопросам.
Итак, бурными аплодисментами встречайте, авторский спектакль «Бизнесмены…».

2. Показ спектакля.
Деятельность педагога: включение в работу группы актёров: своевременная подача музыкальных фонограмм, педагогическое наблюдение.
Деятельность актёров - воплощение замысла режиссёра:
• действие в предлагаемых обстоятельствах;
• точное восприятие и осознание получаемой информации во время выступления;
• выполнение согласованных действий, включаясь одновременно и последовательно;
• адекватная реакция на незапланированные ситуации;
• создание образов героев с помощью голоса, жеста и мимики;
• создание пластических образов к спектаклю;
• совершенствование навыка публичного творчества;
• умение работать в группе.

3. Рефлексия
Деятельность педагога: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, коррекция.
Ребята, вам понравился спектакль?
Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о редком растении плавающий водный орех? А как в народе называют водный орех?
Что вы узнали о редком растении астрагале яичкоплодном? Как его еще называют в народе?
А что вы узнали о редком виде бабочек желтушек геос?
А как называют людей, которые коллекционирует бабочек?
Кто запомнил это сложное и длинное слово?
А как называется самое популярных увлечение в мире по коллекционированию бабочек?
А как вы думаете, если каждый начнёт коллекционировать бабочек, это хорошо или плохо?
Какую пользу приносят людям плавающий водный орех? А астрагал яичкоплодный?
Что нового вы узнали, посмотрев наш спектакль?
Спасибо за внимание! До Новых встреч!

Авторы: учащиеся с/м «Кудесники» и А.Д. Крутенкова
Бизнесмены. Сценарий.
1. Волк
2. Лиса
3. Кошка
4. Марья Петровна
5. Ворона
6. Белочка
7. Заяц
8. Шуршало
9. Марфуша
10. Мавруша
11. Хозяйка Леса
12. Девочки с обручами с бабочками.

Сцена 1
Слайд 1.
На фоне вальса две девочки танцуют с обручами, на которых закреплены бабочки. Из-за кустов за ними наблюдает Волк. Он чешет затылок, водит носом, пытаясь поймать движения бабочек, хлопает в ладоши и уходит. Затем в танце уходят девочки с обручами.

Сцена 2.
Слайд 2
На лесной тропинке Волк встречает Лису и дикую Кошку.
Волк. Привет девчонки!
Лиса и Кошка. Привет Серый!
Волк. Вы куда собрались?
Лиса. Да вот Мария Петровна пригласила свеженький чаек продегустировать.
Волк. И я с вами!

Сцена 3.
Слайд 3
На сцене стоит стол, накрытый скатертью. На столе стоит самовар, горшочки с мёдом, вареньем, чашки под чай. Марья Петровна хлопочет вокруг стола. Залетает Ворона.
Ворона. Здравствуйте, Марья Петровна!
Марья Петровна. Проходи, Каркуша, присаживайся!
Ворона. Спасибо большое!
Волк, Лиса и Кошка. Здравствуйте, Марья Петровна!
Марья Петровна.
Ну проходите, проходите, дорогие гости! Я буду угощать вас ароматным чаем!

Слайд 4
Марья Петровна. Предлагаю вашему вниманию чай с астрагалом яичкоплодным, который в народе еще называют «кошачий коготь». Угощайтесь! Вот варенье: малиновое, черничное и брусничное!
Ворона. Как вкусно, Мария Петровна!
Лиса. Ты слышала, Вася – кошачий коготь! Это что-то необыкновенное.
Кошка. Кошачий коготь ф-фу, как грубо! У меня же ноготочки.
Волк. Марья Петровна, а где вы его нашли?

Слайд 5
Марья Петровна. Для наших краёв это крайне редкое растение! Так вот: недавно я отдыхала у двоюродной сестры в посёлке Еловка Кожевниковского района. Там, вдоль берега реки Оби и растут эти волшебные цветы! Они – очень полезные! Древние скифы называли цветы астрагала «травой жизни и бессмертия».
Кошка. Какой приятный запах!
Марья Петровна. Ты права. Василиса! Листья у него сладковатые на вкус, а из некоторых видов астрагала готовят эликсир молодости и долголетия!
Волк. А я слышал, что в мире насчитывается более полутора тысяч разновидностей этого растения.

Слайд 6
Лиса. Ух ты! Ничего себе! Серый, откуда у тебя такие познания в области природы?
Волк. Ну, я, это, решил бизнесом заняться: пришлось немного погуглить в интернете...
Ворона. И как успехи?
Волк. Вот, что я придумал! Я поймаю самых красивых бабочек, создам лучшую в нашем лесу коллекцию и стану самым крутым бизнесменом!
Ворона. Бизнесменом… Интересненько…

Слайд 7
Волк. Да! Неподалеку, на большой поляне возле трёх берёз, на берегу Томи я видел очень красивых бабочек с ярко-оранжевой окраской и небольшим затемнением жилок, да ещё с широкой чёрной каймой по внешнему краю.

Слайд 8
Марья Петровна. Так это же бабочки – желтушки геос. Они редко встречаются в наших лесах: только на юге Томского района, в поймах рек Томи и Оби.
Волк. Вот именно – редко! Я никогда ещё не видел таких прелестных бабочек!
Кошка. Ну, вы – голова, Марья Петровна!
Волк. Да, вы так много знаете, Марья Петровна! И у вас отличный чаёк! Нужно подумать, как наладить рынок сбыта.
Марья Петровна. Так вам, голубчик, нужно обратиться к лепидоптерологам. Они быстро всё у вас раскупят...
Кошка. О, а это кто такие?

Слайд 9
Марья Петровна. Милочка, вы что не знали? Это люди, которые коллекционирует бабочек. Они так и называются - лепидоптерологи.
Кошка. Лепидоптерологи… Ну и словечки у вас… С первого раза и не выговоришь… Так бы и сказали по-простому – коллекционеры…
Марья Петровна. Лепидоптерология, моя дорогая — это изучение и коллекционирование натуральных бабочек, и оно является одним из самых популярных увлечений в мире.
Ворона. Вот, вот! Век живи, век - учись…

Слайд 10
Лиса. Да что там твои бабочки! Мне кажется, так себе затея. Вот я мечтаю открыть бизнес по добыче водного ореха.
Ворона. Как интересно…
Лиса. Так вот, у нас на озере Колмыцкое в Томском районе растёт очень много водяного ореха. Из него можно легко изготавливать бижутерию, а также готовить различные блюда, поскольку он широко используется в кулинарии.

Слайд 11
Марья Петровна. Милочка, Вы имеете в виду рогульник или водяной орех, который также известен как чилим или чёртов орех?
Лиса. Да, да - «чёртов орех»! Можно разузнать, где он ещё растёт…
Ворона. Какая интересная идея…

Слайд 12
Лиса. А ещё водный орех можно использовать и в косметологии, и в медицине. Я создам целую империю по продаже водного ореха и назову её «Все сливки от Лисы Алисы»!
Кошка. «Все сливки от Лисы Алисы». Мур-мяу, как вкусно!
Волк. Ух! Все «Сливки от Лисы Алисы»! Алиса, мы с тобой станем самыми богатыми и знаменитыми в нашем лесу…
Марья Петровна. Ну вы и придумали. Бизнес открыть!
Кошка. Мур-мяу! Да что толку от вашего бизнеса? Рыбки бы мне, рыбки! Осетринки, стерлядки…
Волк. Василиса! Ты только о еде и думаешь! Ты о престиже подумай! Спасибо за чаёк, Мария Петровна, а мне пора. Побегу. Волка, так сказать, ноги кормят… Нужно бабочек ловить, пока не разлетелись, да с лепидоптерологами связаться.
Лиса. И мне уже пора: у меня столько дел, столько дел … Вася, ты со мной?
Кошка. Конечно, Алиса! Спасибо, Мария Петровна. Вы изумительная хозяйка…
Ворона. Да и мне пора! Спасибо за чаёк! Вкусный был! Новостей-то, новостей!!!
Марья Петровна. Ну, приходите ещё!!! До свидания!

Сцена 4.
Слайд 13
На фоне музыки Белочка сидит на пеньке и внимательно изучает в планшете информацию, Заяц заботливо поливает цветы, влетает Ворона.
Ворона. Каррр! Каррр! Новости! Лесные новости!
Белочка. Привет, Каролина Карловна! Что за новости?
Ворона. Вы что ещё не знаете?
Заяц. Нет, не знаем. А что?
Ворона. Ну например, то, что Волк, решил стать лепидоптерологом…
Белочка. Он что, решил бабочек коллекционировать?
Ворона. Да не просто бабочек, а самых красивых и редких… Кажется, желтушек геос…
Заяц. Да, точно, это очень редкий вид бабочек…
Белочка. А Лиса Алиса решила создать целую империю по продаже водного ореха и назвать её «Все сливки от Лисы Алисы»!
Заяц и Белочка. Ничего себе!
Заяц. Интересно, и зачем же им это понадобилось?
Ворона. Как зачем? Знамо дело, чтобы стать самыми богатыми и знаменитыми в нашем лесу….
Заяц. О как! У нас объявились браконьеры – доморощенные.
Белочка. Да, дела… Так, так. Что же нам делать?
Заяц. Для начала – нужно уточнить информацию. Где наша Красная книга…
Белочка. Вот она!
Заяц. Давайте, посмотрим.

Слайд 14
Белочка. Нашла! Вот! Категория: животные, раздел: насекомые.
Желтушка геос. Азиатский локально распространённый вид, имеющий очень низкую численность, нуждающийся в дальнейшем изучении и охране… Так, так… Особенности биологии. Даёт одно поколение в год.
Заяц. Численность. На территории Томской области отмечается не каждый год и в единичных экземплярах.
Белочка. Получается, Волк наткнулся на редкий вид бабочек, и хочет их погубить!
Ворона. Ничего себе дела!!!
Белочка. А теперь, давайте, про водный орех посмотрим…

Слайд 15
Заяц. Вот он. Рогульник или водяной орех плавающий
Белочка. Статус: первая категория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Третичный реликт.
Ворона. Вот это да! Водный орех может полностью исчезнуть на Колмацком озере?
Белочка. Смотрите! Его можно встретить также и в Чаинском районе в долине реки Чая, в окрестностях населенного пункта Новые Ключи и озера Круглое, и ещё в Тегульдетском районе в долине реки Чулым в окрестностях населенного пункта Байгалы на озере Сахатинское.

Слайд 16
Ворона. Что же делать?
Белочка. Надо срочно остановить Лису и Волка!
Заяц. Ну, я думаю, Лиса в первую очередь начнёт добычу на нашем, на Колмацком озере Томского района … Можно, например, патруль поставить на берегу: только Лиса заявится, а мы её раз…
Белочка. Ага… Или она нас: раз – и сцапает…
Заяц. Помечтать не дашь… И то правда, что мы такие маленькие можем сделать против Лисы и Волка?
Белочка. Да и подумай, как ты поставишь патруль по всему берегу озера? Лиса хитра… Нет, это не поможет. Надо придумать что-то такое, чтобы ни одно растение не пострадало… И сделать это очень быстро – пока наши браконьеры дров не наломали…
Ворона. А мне кажется, я знаю, что нужно делать!
Белочка и Заяц. Что, говори скорее!
Ворона. Нужно обратиться к Хозяйке Леса…
Белочка. Придумала тоже: Хозяйка Леса - это просто миф…
Ворона. А вот и нет! Как раз на Колмацком озере живут две сестры – кикиморки Марфуша и Мавруша: они-то нам и помогут!
Заяц. Пока мы до озера доберёмся, Лиса весь орех соберёт: мы же не знаем, сколько у неё помощников.
Ворона. И то верно! Значит нам поможет Шуршала: она давно уже за нами наблюдает, только подойти не решается…
Шуршала. Да, да. Здравствуйте, зверята! Я, как только услыхала, что Волк с Лисой сотворить собираются, сразу Марфуше и Мавруше знак подала. Они здесь будут с минуты на минуту.
Марфуша. Мавруша, не отставай!
Мавруша. Марфуша – догоняй!!!
Марфуша и Мавруша (вместе). Уф! Привет Шуршала, ты зачем нас позвала?
Шуршала. Да вот, послушайте, что в лесу творится!
Ворона. Лиса с Волком хотят бизнес открыть
Белочка. Да природу нашу погубить!
Заяц. Браконьеры местные. Я бы им…
Ворона. Лиса водный орех на нашем озере решила извести: бусы делать и продавать…
Белочка. Да маски, омолаживающие…
Заяц. И вместо корма водный орех использовать…
Марфуша и Мавруша. Что!!? Наш орех. Да себе на пользу – нам во вред!
Ворона. А Волк решил всех бабочек изловить – желтушек геос…
Шуршала. Вот такой у них бизнес… не путёвый…
Все. Марфуша и Мавруша, помогите нам Хозяйку Леса найти…
Голос за сценой. Расступись лесной народ!
Хозяйка Леса к нам идёт!
Хозяйка Леса.
Не надо меня искать!
Вы такой шум да крик подняли, что меня невольно разбудили.
Ну что ж, пора за дело браться, да с бизнесменами-недотёпами поскорее разобраться!
Встаньте вмиг передо мною Волк с рыжею Лисою.(Под музыку Хозяйка Леса делает магические движения, Волк с Лисой через всю сцену кружатся вокруг себя и продвигаются вперёд, падают на колени).
Волк с Лисой.
Что это? Это не сон!
Хозяйка Леса.
Вот я вас сейчас прокручу,
Лесные законы любить научу!
Разве это пригоже
Редких насекомых убить!
Ишь, удумали тоже!
Растения с Красной книги губить!
Пусть мой водоворот
Вмиг порядок наведёт!
Волк с Лисой.
Пощадите нас, Хозяйка Леса, пощадите.
За планы наши дикие простите!
Мы умоляем и больше грабить лес не будем!
И про богатства с Красной книги мы забудем!
Хозяйка Леса.
А теперь пока Красную книгу от корки до корки не изучите, с места этого не сойдёте!
А если вновь бизнесом займётесь, то тогда от меня пощады не ждите!
Волк.
Какой кошмар!
Лиса. О, ужас! Как нам быть!
Волк. Придется Красную книгу учить!
Под музыку берут Красную книгу Томской области, листают, изучают...

Слайд 17
Финальная музыка.
Все артисты, хором.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!

Есть одна планета – сад
В космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.

Береги, дружок, свою планету,
Ведь другой такой на свете нету!
Спасибо за внимание!
Презентация для спектакля «Бизнесмены»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий музыкальной сказки "Теремок" по ролям в начальной школе Сценарий кукольного спектакля для детей начальной школы
Декорация «Полянка с бабочками и цветами» своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 1 день назад (Вчера в 21:54)
Просмотров: 131
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!