Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологический спектакль для детей. Сценарий для постановки детьми

Авторский спектакль «Урок леса» с участием ростовых кукол
Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области

Авторский спектакль с участием ростовых кукол «Урок леса» предназначен руководителям театральных студий, кружков, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 5 лет и выше.
Уважаемые коллеги! С радостью предлагаю Вашему вниманию спектакль «Урок леса», который вы можете поставить в своём образовательном учреждении или просто почитать с детьми и обсудить злободневные проблемы по сохранению ценнейшего богатства человечества – леса. Формирование бережного и ответственного отношения к лесу – одна из важнейших задач современного общества: ведь лес играет огромную роль в обеспечении жизненно важными ресурсами всех живых существ на планете! Мало того, лес — это наш помощник в борьбе с изменением климата, место для вдохновения и отдыха, источник пищи и ценных ресурсов — древесины, ягод, грибов, лекарственных растений. Лес – это ещё и дом для животных.



Авторский спектакль «Урок леса» стал Победителем районного этапа конкурса детского творчества XX Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета-22» в номинации «Природа. Культура. Экология» и XXVII областного конкурса детских самодеятельных коллективов «ГримМаски» за победу в специальной номинации «Лучшее художественное оформление массовой постановки».


Цель: формирование бережного отношения к окружающему миру через демонстрацию и обсуждение авторского спектакля «Урок леса».
Сверхзадача спектакля: донести до зрителей, что порядок и чистота окружающего мира зависит только от нас самих.
Задачи:
• формировать бережное отношения к окружающему миру, в котором мы живём;
• обобщить и уточнить информацию зрителей о диких животных, проживающих в лесу;
• создать утрированные собирательные образы для достижения поставленной цели и сверхзадачи спектакля во время игры на сцене;
• развивать технику и культуру речи до уровня мастер-класса;
• учить действовать естественно и целенаправленно, находить выход из незапланированных ситуаций;
• формировать способность к пластической импровизации;
• содействовать индивидуализации, самовыражению, самореализации.
Технология творческой групповой работы: показ спектакля.
Методы воздействия на зрителя - комплекс художественных сред: художественное слово, сценические костюмы, музыкальные зарисовки.
Форма работы: спектакль.
Оборудование: светодиодный экран, ноутбук, колонки, фонограммы, футажи,
Театральный реквизит: зрительный ряд, декорации, ростовые куклы смешарики - 10 шт.
Деятельность учащихся-актёров:коллективная ответственность и чувство ответственности каждого за всех; принятие активной сознательной позиции «актёра».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня вы увидите авторский спектакль «Урок леса».
Скажите ребята, какие животные живут в лесу?
Как их можно назвать одним словом?
Вы любите ходить в поход?
С кем вы ходите в лес?
Как вы разводите костёр?
Вы убираете мусор за собой?
Предлагаем вашему вниманию авторский спектакль юных артистов: ребята сами выбрали тему спектакля, придумали сказочные образы, сочинили текст пьесы и делятся с вами своим детищем.

Итак, бурными аплодисментами встречайте авторский спектакль «Урок леса».
Внимательно смотрите спектакль, а потом я спрошу у вас, почему ребята придумали такое название спектаклю.
2. Показ спектакля.
Деятельность педагога: включение в работу группы актёров: своевременная подача музыкальных фонограмм, педагогическое наблюдение.
Деятельность актёров: воплощение замысла режиссёра:
• действие в предлагаемых обстоятельствах;
• точное восприятие и осознание получаемой информации во время выступления;
• выполнение согласованных действий, включаясь одновременно и последовательно;
• адекватная реакция на незапланированные ситуации;
• создание образов героев с помощью голоса, жеста и мимики;
• создание пластических образов к спектаклю;
• совершенствование навыка публичного творчества;
• умение работать в группе.
УРОК ЛЕСА
Действующие лица:
Кошка Мурыся, Кошка Рыся, Ярочка, Пин – обыкновенные дети;
Мышка, Цыпа - дети- спортсмены.
Жители леса:
Кар-Карыч - ворон, разносящий новости по лесу;
Совунья – мудрая учительница;
Зая – помощница учителя;
Лиса Хитруля – отрицательный персонаж, вечно думает о себе.


1. Музыка: весёлая

Мышка-малышка.
Я маленькая мышка, спортом занимаюсь,
Никогда я не ленюсь, прыгаю и кувыркаюсь
Эй, друзья все по порядку
Стройтесь быстро на зарядку.

Кошки.
Любим мы в смартфон играть,
А не прыгать и скакать!
Ты одна позанимайся,
Под ногами не мешайся.
Пин.
Ой, у нас и без зарядки,
Слава богу, все в порядке.
Ярочка.
Мы на мягком коврике лежим,
Да в журналы лишь глядим.
Цыпа.
Не хотят они зарядку делать....
Прыгать не хотят и бегать...
Мышка.
Да, согласна я с тобой.
В головах у них - застой.
Цыпа.
Чтобы чаще улыбаться –
Надо спортом заниматься!
Мышка и Цыпа.
Ребята, с нами поиграйте,
Пример героям нашим дайте:
Поскорее с мест вставайте,
За нами дружно повторяйте!

Раз подняться, потянуться,
Два нагнуться, разогнуться
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
А четыре – вы в эфире,
Пять – руками помахать,
Шесть – улыбок нам не счесть,
Семь, восемь – сесть вас просим!
Молодцы ребята! Садитесь!

2. Музыка: спор.

Ярочка. Рыся и Мурыся, отдайте нам смартфон.
Пин. Тогда мы никому не скажем, что вы глупые.
Мурыся. Ага, прям, разбежались: смартфон им вдруг отдай!
Рыся. Что, самые умные нашлись?
Ярочка. Да, умные!
Пин. Мы журналы читаем!
Ярочка. А вы - глупые!

Рыся и Мурыся. Сами вы глупые!
Пин. Ах так, тогда докажите!
Мышка и Цыпа. Ребята, не ссорьтесь.
Мурыся. А мы и не ссоримся.
Ярочка. Вот: Рыся и Мурыся целыми днями сидят в смартфоне, и ничего не хотят делать. Скоро и читать разучатся.
Пин. Ага. Только и знают, что в свои игры играют.
Рыся. Пин, завидуй молча!
Мурыся. Ну, хорошо, давайте, загадывать друг другу загадки.
Рыся. Кто загадку не отгадает, тот и глупый.
Мышка и Цыпа. Что за спор, а драки нет?
Рыся и Мурыся. Вас не спрашивают, вы и не сплясывайте.
Пин. Хорошо! Скажи-ка, Рыся, что это такое: берега зеленые, люди красные, а рыбки черные?
Рыся. Ха. Так это же арбуз!
Ярочка. Правильно. Ишь, ты, знает.
Рыся. А теперь, ты отгадывай, это что такое: старый дед, он в шубу одет, наружу мех, пугает всех.
Ярочка. Да это сторож из соседнего магазина!
Рыся. А вот и нет! Это медведь!
Мышка и Цыпа. Один ноль, в пользу Мурыси и Рыси!
Ярочка. Хорошо, теперь для Мурыси загадка. Лежит кучка полосатых поросят, кто их тронет — завизжат!

Мурыся. Это же совсем просто — это рой пчел.
Пин. Все-то вы знаете, даже не интересно.
Мурыся. А вот моя загадка. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Ярочка. Да это легче легкого! Это — Буратино!
Мурыся. Вот и не угадала! Это комар.
Мышка и Цыпа. Два ноль в пользу Мурыси и Рыси!
Пин. Замолчите, комментаторы несчастные.
Ярочка. Сами-то поди тоже ответов правильных не знаете.
Мышка и Цыпа. Да ладно, не сердитесь!
Мурыся. Смартфон — это прогресс, а журналы - прошлый век!
Кар-Карыч.
Телеграмма, телеграмма!
Я летел к вам прямо-прямо,
Никого не замечал,
Не трещал и не болтал,
Прилетел по адресу к вам я,
Ведь телеграмма - срочная!
Мышка и Цыпа.
Сообщение из леса
Это очень интересно!
Ярочка и Пин.
И о чем там говорится?
Рыся и Мурыся.
Может стоит нарядится?
Кар-Карыч.
«Приглашаем всех зверей
В гости поспешить скорей
Прилетайте, прибегайте,
На урок Леса вы не опоздайте!
С нетерпеньем ждём мы вас,
Ровно в полдень, через час!»

Пин. Я правильно понял, нас приглашают в гости на праздник Леса?
Кар-Карыч. Конечно, и тебя, и всех твоих друзей!
Все. Ура!
Ярочка и Пин. А от кого телеграмма.
Рыся и Мурыся. От гиппопотама.
Кар-Карыч. Что вы сударыни, в нашем лесу нет гиппопотамов.
Вас в гости приглашают: весёлая Зая, Совунья лесная, и я Кар-Карыч - мы все вас приглашаем! Ну что ж, у меня слишком много ещё дел, я - дальше полетел!
Мышка и Цыпа. Спасибо, Как-Карыч, за приглашение.
Рыся и Мурыся. Мы не пропустим такое представление!
Ярочка и Пин. Надо в гости собираться, да гостинцем запасаться.
Рыся. Я возьму с собою чипсов, кириешек захвачу!
Мурыся. А я возьму коробку спичек и огромную свечу.
Мышка и Цыпа. В гости нас друзья позвали, приглашение прислали!

3. Музыка: «Вместе весело шагать»

Вместе весело шагать
По просторам, 3 раза
И, конечно, напевать
Лучше хором 3 раза
Уходят.

4. Музыка: Лиса 1

Хитриция.
Так, так, что тут происходит?
Еда в лес сама приходит!
Это вам не болтовня -
Пир настоящий ждёт меня!
Надо их в ловушку заманить,
Всех обхитрить и изловить!
Да только всех их сразу не поймать,
Ведь смогут от меня они сбежать.
На них пока я посмотрю -
Да поодиночке изловлю.

5. Музыка: «Вместе весело шагать»

Ярочка. Что-то очень я устала.
Рыся и Мурыся. Не обойтись нам без привала!
Мышка. Вот здесь мы лагерь разобьём,
Цыпа. Костер дружбы разожжем!
Ярочка. И с чего же нам начать?
Пин. Надо веток наломать!
Рыся и Мурыся. И кто ваши ветки будет собирать?
Мышка. Это надо посчитать!
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!
Всё, Мурыся, тебе идти, ветки собирать!

Мурыся. Ну, уж нет, такому не бывать!
Не хочу я ветки собирать!
В смартфоне ждёт меня игра,
Не надо мне вашего костра!
Пин. Ну, нет! Так вовсе не годится!
Сначала надо подкрепится?
Мышка и Цыпа. Подкрепиться?
Все. Подкрепиться!
Рыся. Чипсы вкусные съедим.
Мурыся. Под берёзою поспим.

6. Музыка: «Бом! Бом! Бом!»

Бом! Бом! Бом!
Начинается погром!
Сколько здесь в лесу народу,
Стали все губить природу.
Банки, склянки, всякий сор,
Полетел вверх мухомор!
Ту-ру-ру, да тара-ра,
Веселится детвора!
Мышка. Ой, а мы главное забыли!
Все. Что забыли?
Мышка. Что, что - подарок!
Ярочка и Пин. Какой подарок?
Мышка. Ну, мы же идём в гости. Так?
Все. Так!
Мышка. Но в гости не прилично с пустыми руками ходить.
Рыся и Мурыся. Интересно, а что бы такое мы могли подарить?
Ярочка. Нам надо придумать подарок такой,
Пин. Чтоб был он красивый и самый крутой.
Цыпа. А может, подарим мешочек с крупой?
Рыся и Мурыся. Нет, лучше - интернет беспроводной?
Ярочка и Пин. Наш подарок намного лучше!
Рыся и Мурыся. А наш будет - во сто раз круче!
Ярочка и Пин. Мы с вами больше не играем!
И ваш лагерь сейчас же покидаем!

7. Музыка: Лиса 2.

Хитруля.
Ну вот, нужный момент и настал!
Устрою весёлый гостям сериал!
Расправлюсь с ними сей же час!
Пополню провизией свой я запас!
Красотки, скажите, куда вы идёте?
В этом лесу без друзей пропадёте!
Ярочка. Мы с ребятами на урок Леса шли,
Пин. Но подарок для него так и не нашли.
Хитруля.
Ах, милые друзья, вам помочь сумею точно
И в клетке под сосной свяжу вас прочно!
Так что хотите вы Лесу подарить?
Не надо, не надо меня благодарить!
Ярочка. Мы подарок подарить хотим такой,
Пин. Чтоб отличался он особой красотой.
Хитруля.
Тогда по тропинке вперёд вы идите,
И в прочную клетку вмиг угодите!
Как просто с глупцами дело иметь,
И очень легко во всём преуспеть!

Рыся.
Выдала же Цыпа: подарок - мешок с крупой,
Мурыся.
Нет, наш лучше - интернет беспроводной!
Хитруля.
Ах, милые, милые мои создания,
Хочу вам выразить своё признанье.
Конечно,
Лесу нужен интернет беспроводной!
А мне – очень вкусненький обедик, мой!
Рыся и Мурыся.
Ой, здравствуйте, а разве мы с вами знакомы?
Хитруля.
Приятно познакомиться: Хитруля - из лескома!
Рыся. Из лескома?
Мурыся.
Пожалуй, со словом таким мы не знакомы.
Хитруля.
Я, помогу вам провести скоростной интернет,
Себе я нажарю мягких и сочных котлет!
Вы по тропиночке смело за мною идите,
Да на время смартфоны свои отключите!

8. Музыка: Лиса 2

Мышка. Нет никого. И куда все подевались?
Цыпа. Зря, конечно, из-за подарка все поругались.
Хитруля.
Здравствуйте, малышки, здравствуйте!
Как идут у вас делишки? Хвастайте.
Мышка. Здравствуйте! Ой, а вы кто?
Хитруля. Кто, кто - лесное золото!
Скоро прозвенит звонок на Лесной урок.
Срочно нужно вам поторопится:
Прямо по тропинке вниз спуститься!
Хитруля.
Как быстро и легко с ними я разобралась
И об обеде вкусном мечта моя сбылась!

9. Музыка: Лиса 3

Совунья.
Зая, пора нам урок Леса начинать,
Но почему учеников нигде не видать?
Зая.
Да, наверно,
Кар-Карыч приглашенье не раздал,
А снова с бельчонком в салки играл.

Как-Карыч.
Я летел к вам прямо-прямо,
Всем разнёс я телеграммы!
В гости все к нам собирались.
Может просто задержались?

Совунья.
Интересно, а здесь что приключилось?
Во что поляна наша превратилась?
Зая.
Это кто тут безобразничал,
Это кто тут напроказничал?
Совунья.
Банки, склянки, всякий сор,
Зая.
Вот и сбитый мухомор!
Как-Карыч.
А я вспомнил,
Я видал, когда мимо пролетал,
Здесь наши гости устроили привал.
Совунья.
И куда ж все подевались?
Как-Карыч.
Потом они переругались.
Зая.
Что же дальше приключилось?
Как-Карыч.
Не знаю, Лиса вокруг крутилась.
Наверно в клетку заманила всех,
И празднует теперь успех!
Совунья.
Хоть наши гости себя неправильно вели,
Их надо срочно от Хитрули всех спасти!
Ты Зая, сетку припаси,
А ты, Как-Карыч, весть неси,
Что с Заей мол в капкан попали,
И живы будем мы едва ли.
Как-Карыч.
Понял, понял, как лису нам обхитрить!
Да непутёвых учеников освободить!
Зая.
Вот сетка крепкая и прочная нашлась,
Лишь только бы Лиса уловке поддалась!
Как-Карыч.
Новости, лесные новости!
Совунья с Заей в большой капкан попали,
Лапу да крыло сломали, теперь выживут едва ли.
Хитруля.
Как-Карыч, о чем ты тут кричишь?
Скажи, ты правду говоришь?
Как-Карыч.
Ты, что, ещё не знаешь?
Или совсем не понимаешь?
Совунья с Заей в огромный капкан попали,
Лапу и крыло сломали, теперь выживут едва ли.

Хитруля.
Вот выдался денёк на славу!
Пока готовила приправу,
Опять мне подфартило:
Еда сама вновь поступила!
Давно Совунью проучить хочу!
Теперь весь лес заполучу.
Устрою в нём свои законы,
Еды будут полные вагоны!
Подходит к Зае и Совунъе.
Вот и мудрости твоей пришёл конец!
Отличный будет из Совуньи холодец!
Совунья.
Спаси ты нас, лиса-сестрица,

10. Музыкальный звук: промашка

Не зря ж в народе говорится:
Не говори гоп, пока не перепрыгнул!
Попался хищник в сети - и не вскликнул!
Зая. Ну как тебе, Хитрунья, холодец?
Всем пакостям твоим пришёл конец!
Кар-Карыч. Я тут смекалку проявил,
И всех учеников освободил!
Все зверята с клетки.
Спасибо, Как-Карыч, от смерти нас спас
А то бы Хитрунья приготовила из нас колбас.
Совунья. Странно, как легко вас обманули!
Вы даже глазом не моргнули,
В сети хитрые попались,
С жизнью чуть не распрощались.

Зая. С рожденья знаю я -
Доверять лисе нельзя.
Хитруля. Да, да! Надоело мне слушать, как все меня ругают...
Только и говорят: лиса плутовка, лиса - разбойница!
Ругают все лисицу, мне стало трудно жить!
Хочу я научиться хорошей, доброй быть!
Совунья. Хорошо, Хитрунья, простим тебя на этот раз.
Только больше не делай гадостей, не лги.
Все. Ведь сколь верёвочка не вьётся, всё равно конец найдётся!

Как-Карыч.
Давно уже пора урок Леса начинать,
Совунья.
А для начала - поляну нужно вам убрать!
И правил лесных никогда не нарушать!

11. Музыка: уборка мусора

Все зверята.
Простите нас, пожалуйста! Мы первый раз в лес пришли.
Совунья.
Хорошо!
Тогда будьте внимательны: слушайте и запоминайте! Ведь лес — это наш дом!
Как-Карыч. Убирай мусор после себя. Не оставляй его в лесу.
Зая. В лесу веди себя тихо. Не шуми, не пугай животных и птиц.
Совунья. Нельзя разводить костёр под деревьями без взрослых.
Как-Карыч. Нельзя трогать птенцов.
Зая. Нельзя разорять муравейники.
Совунья. Нельзя уничтожать ядовитые грибы и не топтать их.
Они могут быть лекарством для многих животных.
Все. А зачем нужно соблюдать какие-то правила.
Совунья. Если не соблюдать правила, можно навредить лесу.
Природа - живой организм. Если делать ему плохо - он может заболеть. И всем нам тоже будет плохо:
Как-Карыч. Если загрязнять воду, то у нас, не останется чистой воды.
Зая. Если загрязнять землю, то она заразит овощи и фрукты, которые мы едим.
Совунья. Если загрязнять воздух - нам не чем будет дышать.
Хорошо это?
Все. Конечно, нет! Мы поняли!
Мышка. Если я сорву цветок,
Цыпа. Если ты сорвешь цветок,
Рыся. Если все сорвут цветы.
Не останется цветов и не будет красоты!
Мурыся. Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Зая. Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
Кар-карыч. В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь
Хитруля. А где-то снег лежит горой,
Пин. А где-то жарко и зимой...
Ярочка. Чудес нам всех не перечесть,
Цыпа. Одно у них названье есть –
Совунья. Леса и горы, и моря,
Все. Всё называется - Земля!

12. Музыка: финал

3. Рефлексия.
Деятельность педагога: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, коррекция.
Ребята, вам понравился спектакль?
Какую цель преследовала лиса Хитруля? Почему? У неё были друзья?
Что произошло с этим героем? Почему?
Почему юные авторы назвали спектакль «Урок леса»?
Ребята, скажите, герои спектакля дружили между собой? Почему?
Что объединяет всех героев спектакля? Почему?
Как надо вести себя в лесу?
Почему?
Молодцы! Надеюсь, вы соблюдаете все правила поведения в лесу, а лес стоит на страже нашего здоровья и отвечает взаимностью: дарит нам чистый воздух и встречу с удивительными растениями и животными.
Деятельность актёров:
• адекватная оценка и самооценку своей деятельности и деятельности других;
• аргументация своего мнения и позиция в коммуникации;
• понимание причин успеха.
Приятного просмотра!



Всем спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия для школьников в Музей Соловья Сценарий квеста про птиц для младших школьников Сценарий фестиваля «Птицы в фольклоре» в дополнительном образовании с презентацией Мероприятие по экологии в начальной школе. Сценарий "Берегите природу"
Внеклассное мероприятие по предмету театр кукол. Конспект с презентацией | Голова ростовой куклы «Солнышко» своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 973 дня назад (24 апреля 2022)
Просмотров: 1451
+5
Голосов: 5
Валентина Петровна Чурепкина # 24 апреля 2022 в 19:31 +2
Добрый вечер, Алёна Дмитриевна!
Вы опубликовали авторский спектакль «Урок леса» с участием ростовых кукол, который актуален на сегодняшний день. Очень полезная разработка, которая затрагивает злободневные проблемы по сохранению ценнейшего богатства человечества – леса. Молодцы!
Вы использовали замечательные методы воздействия на зрителя: художественное слово, сценические костюмы, музыкальные зарисовки.
Мне очень понравились декорации, сценические костюмы, атрибуты. Потрясающе яркие и очень интересные фрагменты из спектакля.
Посылаю свой голос профессионалу своего дела, Вам - Алёна Дмитриевна! И, конечно же, вашим замечательным артистам - Вашим детям!
С уважением, В.П.
Светлана Николаевна Крючкова # 25 апреля 2022 в 13:59 +1
Здравствуйте, Алёна Дмитриевна! Спасибо за приглашение на авторский спектакль. Очень понравился ваш материал. Тема, затронутая в спектакле, очень актуальна на сегодняшний день.Отличное оформление материала, красивые костюмы. С большим удовольствием просмотрела все фотографии, сопровождающие материал. Все цели и задачи реализованы полностью. Молодцы! Примите мой голос!
Мира Симеунович # 25 апреля 2022 в 20:10 +3
Здравствуйте, Алёна Дмитриевна! Какой замечательный спектакль! Поздравляю с заслуженной победой всех членов Вашей сказочной мастерской! Замечательная у Вас команда ребят! Какие они молодцы, сами выбрали тему, сочинили текст, придумали сценарий! И сыграли превосходно! Я с большим удовольствием прочитала и просмотрела спектакль! Подготовлен он профессионально, по-взрослому: с костюмами, музыкой, со серьёзными актёрами. По-моему, ребята полностью донесли до зрителей идею сохранения леса, воздуха, воды, растений, животных. Показали, что люди должны все вместе заботиться о своём окружении, а не только сидеть в смартфонах весь день. Даже лиса стала доброй, благодаря другим животным, и стала вместе с ними защищать природу. «Урок леса» удался! Вы, Алёна Дмитриевна, замечательный педагог! Поздравляю Вас с успехами мастерской. Их совсем бы не было без Вашей энергии и трудолюбия! Молодец! Голосую с огромным удовольствием и желаю творческих успехов!
Ирина Викторовна Трубинова # 2 сентября 2024 в 14:24 0
Здравствуйте Алёна Дмитриевна. Посмотрела вашу разработку. Спасибо за ваш труд, за такой замечательный спектакль, который вы создали совместно с детьми. Видно, что вы подошли к этому делу с любовью. Желаю вам дальнейших творческих успехов.