Нравственно-патриотическое воспитание в музыкально-образовательной области
Данный разработка будет полезна музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования и воспитателям в детских садах.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственно-патриотического воспитания происходит с первых лет жизни.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и этического отношения к жизни и искусству -необходимые условия формирования целостной личности. К достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания, знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение от участников единых условий. Поющие неточно мешают хорошему звучанию, исполнению и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития, пример товарищей общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее: в танцах, играх уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
На музыкальных занятиях наряду с задачами эстетического развития решаются задачи патриотического воспитания.
Дети слушают произведения великих русских композиторов М.И. Глинки. П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, русскую народную музыку.
В нашем д/с мы стараемся на музыкальных занятиях приучать детей слушать чувствовать и любить мелодию своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России.
Углубляет чувство любви к Родине и предоставляемая детям на музыкальных занятиях возможность петь песни о Родине, об Армии, о праздниках, о труде людей, о природе нашей страны. С этими песнями, с плясками дети подготовительных групп участвуют в тематических -. для малышей, для родителей.
В процессе музыкальных занятий мы обращаем внимание на выполнение детьми элементарных правил поведения: мальчиков учим красиво пригласить девочек на танец, уступить ей место, пропустить вперед; девочек - вежливо отвечать на приглашение, благодарить мальчика за услугу и др.
Чувство патриотизма воспитывается в каждом человеке с раннего детства. Именно с этой поры входят в его жизнь выработанные народом традиции. Поскольку в этом возрасте велика способность детей к подражанию, то очень важны действия и поступки музыкального руководителя и его культурный уровень.
У каждого народа есть свои праздники с присущими им хороводами, плясками, национальными угощениями. Дети принимают активное участие в этих праздниках. Чувство радости, удовольствия, которые испытают дети от этих национальных праздников, с детства привьют любовь к обычаям, традициям.
У нас в д/с дошкольники знают, чем славится наш город, мы их знакомим с памятниками героям войны, известными нашими поэтами, сказительницами. Мы прививаем гордость за наших знаменитых Воронежцев (частушечница Мордасова, Государственный русский Воронежский хор под управлением Массалитиновым, ансамбль «Воронежские девчата»). Эти коллективы ни раз выступали на различных государственных мероприятиях и за рубежом.
В планы нашего д/с постоянно включается приглашение известных людей края в гости к детям.
Представления детей, о родном городе, селе, заводе воспитатели и педагоги нашего сада стараются увязать с делами всей страны. Местный материал служит как бы исходной точкой к изучению Отечества. То о чем дети узнают в д/с, поможет им полнее воспринять и осмыслить патриотические и гражданские темы, изучаемые в школе.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздника и развлечений.
Являясь активными участниками праздников и развлечений дошкольники эмоционально переживают все, что происходит на этих развлечениях. Эта атмосфера радостной встречи со сказкой, с родной природой, с музыкой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия