Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Автоматизация твердого звука [р] в речи детей 5-6 лет

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Автоматизация твердого звука [р] в речи детей 5-6 лет
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию мою разработку по теме "Автоматизация твердого звука [р] в речи детей 5-6 лет". Данный материал будет интересен логопедам образовательных учреждений.
Методическая разработка

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Р. Эмерсон.

Проблема развития речи является одной из актуальных в наше время. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и в частности, овладения правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Краткая характеристика программы методической разработки:
- Совершенствуется звуковая культура речи;
- Воспроизводят шипящие, свистящие и сонорные звуки;
- Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи;
- Совершенствуется практическое овладение нормами речи, умение выражать свои мысли;
Звук [р] – является самым распространенным нарушением звукопроизношения в развитии речи ребенка 5 – 6 лет.
Поэтому цель методической разработки: Формирование у детей правильного звукопроизношения.
Задачи:
- Автоматизировать у детей правильную артикуляцию звука [р], закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах и предложениях;
- Расширять и уточнять словарный запас детей;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать мелкую моторику рук;
Исходя из поставленных целей и задач, я подобрала пути их решения.
Для реализации методической разработки я использую следующие технологии:
• «Домашний логопед» - видео уроки для родителей;
• «Домашний логопед. Практический курс»;
• «Логопедические игры и аудио упражнения: Трудные звуки».
В результате реализации методической разработки у детей должны сформироваться следующие показатели:
• Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы, высказывания сверстников;
• Самостоятельно составлять рассказы по образцу, по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать события из личного опыта, сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения; отгадывать загадки;
• Употреблять в речи сложные предложения, при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
• Подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам антонимы. Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений;
• Определять место звука в слове;
• Любознательный, активный;
• Эмоционально отзывчивый;
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В подтверждение моих слов я представляю диаграмму результатов.
Согласно которой, мы видим, что на сентябрь 2010 и 2011 годов нарушение звука [р] составляет одинаковое количество (100%), таким образом на 1 февраля 2012 года нарушение звука [р] составляет (50%), что на (11%) меньше чем в мае 2011 года. Постановка звука [р] на 1 февраля 2012 года составляет (22%), это в два раза больше чем в мае 2011 года. Исходя из полученных данных можно проследить положительную динамику усвоения звука [р].
«Логопедические игры и аудио упражнения: Трудные звуки»
Упражнения и задания, представленные на этом диске, помогут ребенку освоить произношение тех звуков русского языка, которые чаще всего малышам не удается выговаривать правильно. Такие «трудные» для произнесения звуки - Р, Л, Ж, Ш, Ч, Щ, С, 3, Ц достаточно легко и просто отрабатываются с помощью чистоговорок и скороговорок.
«Домашний логопед» - видео уроки для родителей
Представленный видео курс, поможет родителям в домашних условиях заниматься с ребенком.
Домашний логопед. Практический курс»
Сделать произношение чётким и понятным поможет этот мультимедийный диск. В игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки.В программе содержатся две озвученные мини-игры – «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые сформируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой и фонематический слух.
Для реализации методической разработки использовала следующие формы:
• Речевые досуги
• Дидактические игры
• Речевые КВН
• Пальчиковая гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Подвижные игры
• Сюжетно – ролевые игры
• Театрализованные игры
• Непосредственно образовательная деятельность.
Методы автоматизации звука [р].
Наглядные методы:
Иллюстрация,
Демонстрация
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Беседа;
Дискуссия;
Работа с книгой
Стихи
Игровые методы:
Предметные игры;
Творческие, сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Строительные, трудовые, технические,
конструкторские игры;
Интеллектуальные.
Практические методы:
Упражнения;
Лабораторные и практические работы
Работа с демонстрационным
и дидактическим материалом
Работа с тетрадями
Рисование, лепка
Элементы моделирования
На основании анализа данных, полученных в результате исследования, можно заключить, что уровень сформированности звука [р] у большинства детей дошкольного возраста является более сформированным в 2011 – 2012 году (22%), чем в 2010 – 2011 году (11%), что подтверждают результаты исследования звуковой стороны речи. Кроме того, в 2010 – 2011 году ведущим является также показатель нарушения звука, отмеченный у 61% испытуемых.
Список используемой литературы
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., М., 2010 год.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007
Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2007.
Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Журнал «ЛОГОПЕД»

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста Составление описательных и повествовательных рассказов по иллюстрациям художника Рачева к сказкам Игровые задания для детей 5-6 лет на автоматизацию звуков [Ш]- [Ж] в словах Упражнения на познавательно - речевое развитие дошкольников 5-6 лет

Похожие статьи:

Авторам

Дидактическая игра для развития речи детей дошкольного возраста | Конспект дидактической игры для детского сада «Где находится звук в слове?»
Опубликовано: 3067 дней назад (10 июня 2016)
Просмотров: 2320
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!