Познавательно-речевое развитие для дошкольников старшей группы в детском саду
Формирование образности речи у дошкольников 5-6 лет
Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед, МАДОУ д/с «Буратино», районный центр Кыра
Речь - важнейшая творческая психическая функция человека. Дети должны запоминать и воспринимать довольно много информации. В настоящее время, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Речь детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Использование загадок описаний на занятиях, повышает эффективность работы с детьми по развитию речи и речетворческих способностей, формирует у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Основное средство образности речи, это сравнение. Сравнение является одним из основных средств лексической выразительности, помогающий создавать словесный образ предмета или явления в художественном тексте. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Данный практический материал, будет полезен педагогам, воспитателям в работе с детьми по развитию речи, где работу над словом следует проводить на основе активной познавательной деятельности детей. Все задачи словарной работы решались в единстве и в определённой последовательности.
Цель: использование речевых сравнений, используя слова «как», «как будто», «похож»;
Задачи:
- развивать словарный запас, навыки речевого общения;
- развивать память, мышление, внимание;
- учить составлять образные описания;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества;
На занятиях использовали символ в виде человечка Сравнилки, который помогал составлять красивые описания. Например, в одной руке у него апельсин, в другой - солнце. Сравнилка - мастер красивых сравнений. Он очень внимательный, поэтому увидел, что апельсин похож на солнце.
Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь! Т.Полякова
Для того чтобы сравнивать так же умело, как Сравнилка, нужно быть наблюдательным.
В корзинке у Сравнилки
Сравнений миллион.
Сравнит вам что угодно
И с чем угодно он.
Приведём примеры речевых упражнений, например
«Что на что похоже?»
Цель: использование речевых сравнений;
Перед детьми раскладываются картинки с изображениями. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Показываем образец выполнения задания. Например, с помощью мастера Сравнилки выбираем коробку цветных карандашей и радугу, выделяя и называя признак сравнения:
-Коробка цветных карандашей, как разноцветная радуга;
-Букет цветов, как яркая бабочка;
-Мороженое холодное, как сосулька;
-Мяч резиновый, как красные, резиновые сапоги;
-Тарелка глубокая, как море;
-Тигр полосатый, как полосатые шорты;
Второй вариант игры
«Почему похожи?»
Цель: закрепление умений выделять признак сравнения и называть его;
Детям раздают картинки с изображениями. Затем перед ними раскладывают другую группу картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета, похожих на тот, что у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки:
-Мухомор такой же пятнистый, как божья коровка, а по форме похож на шляпку;
-Мячик такой же круглый, как апельсин, и такой же синий, как тучка;
-Снеговик такой же белый, как зайчик, и такой же холодный, как мороженое;
-Бабочка такая же разноцветная, как радуга, и такая же лёгкая, летающая как снежинка;
-Солнце золотое, как кольцо, и такое же круглое, как помидор;
Таким образом, аналогичная работа проводилась не только на речевых занятиях, но и в повседневной жизни, где побуждали дошкольников не только объяснять встречающиеся в речи образные выражения, но и подбирать новые сравнения к словам.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие словаря у дошкольников в играх
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Логопедическая игра для развития словаря у детей 5-6 лет
Составление описательных и повествовательных рассказов по иллюстрациям художника Рачева к сказкам