Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Упражнения на познавательно - речевое развитие дошкольников 5-6 лет

Познавательно-речевое развитие для дошкольников старшей группы в детском саду
Формирование образности речи у дошкольников 5-6 лет
Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед, МАДОУ д/с «Буратино», районный центр Кыра
Речь - важнейшая творческая психическая функция человека. Дети должны запоминать и воспринимать довольно много информации. В настоящее время, наметилась тенденция дефицита речевого общения. Речь детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи. Использование загадок описаний на занятиях, повышает эффективность работы с детьми по развитию речи и речетворческих способностей, формирует у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Основное средство образности речи, это сравнение. Сравнение является одним из основных средств лексической выразительности, помогающий создавать словесный образ предмета или явления в художественном тексте. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Данный практический материал, будет полезен педагогам, воспитателям в работе с детьми по развитию речи, где работу над словом следует проводить на основе активной познавательной деятельности детей. Все задачи словарной работы решались в единстве и в определённой последовательности.
Цель: использование речевых сравнений, используя слова «как», «как будто», «похож»;
Задачи:
- развивать словарный запас, навыки речевого общения;
- развивать память, мышление, внимание;
- учить составлять образные описания;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества;
На занятиях использовали символ в виде человечка Сравнилки, который помогал составлять красивые описания. Например, в одной руке у него апельсин, в другой - солнце. Сравнилка - мастер красивых сравнений. Он очень внимательный, поэтому увидел, что апельсин похож на солнце.

Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь! Т.Полякова

Для того чтобы сравнивать так же умело, как Сравнилка, нужно быть наблюдательным.
В корзинке у Сравнилки
Сравнений миллион.
Сравнит вам что угодно
И с чем угодно он.

Приведём примеры речевых упражнений, например
«Что на что похоже?»
Цель: использование речевых сравнений;
Перед детьми раскладываются картинки с изображениями. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Показываем образец выполнения задания. Например, с помощью мастера Сравнилки выбираем коробку цветных карандашей и радугу, выделяя и называя признак сравнения:
-Коробка цветных карандашей, как разноцветная радуга;

-Букет цветов, как яркая бабочка;

-Мороженое холодное, как сосулька;

-Мяч резиновый, как красные, резиновые сапоги;

-Тарелка глубокая, как море;

-Тигр полосатый, как полосатые шорты;
Второй вариант игры
«Почему похожи?»
Цель: закрепление умений выделять признак сравнения и называть его;
Детям раздают картинки с изображениями. Затем перед ними раскладывают другую группу картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета, похожих на тот, что у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки:
-Мухомор такой же пятнистый, как божья коровка, а по форме похож на шляпку;

-Мячик такой же круглый, как апельсин, и такой же синий, как тучка;

-Снеговик такой же белый, как зайчик, и такой же холодный, как мороженое;

-Бабочка такая же разноцветная, как радуга, и такая же лёгкая, летающая как снежинка;

-Солнце золотое, как кольцо, и такое же круглое, как помидор;

Таким образом, аналогичная работа проводилась не только на речевых занятиях, но и в повседневной жизни, где побуждали дошкольников не только объяснять встречающиеся в речи образные выражения, но и подбирать новые сравнения к словам.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие словаря у дошкольников в играх Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Логопедическая игра для развития словаря у детей 5-6 лет Составление описательных и повествовательных рассказов по иллюстрациям художника Рачева к сказкам
Игровые задания для детей 5-6 лет на автоматизацию звуков [Ш]- [Ж] в словах | Наглядные игровые пособия для детей дошкольников 5-6 лет с использованием ИКТ
Опубликовано: 2648 дней назад (27 декабря 2016)
Просмотров: 3247
+11
Голосов: 11
Наталия Юрьевна Мурашова # 28 декабря 2016 в 12:06 +2
Светлана Сергеевна, добрый день.
Спасибо за приглашение!
Хорошая публикация.
Сразу виден почерк логопеда.
Все задачи четко прописаны и занятие построено грамотно и интересно.
Беру себе на заметку и голосую!
Валентина Петровна Чурепкина # 29 декабря 2016 в 13:39 +3
Светлана Сергеевна, с удовольствием проголосую за игру, красочно, ярко оформленную. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности. Прекрасное использование символа в виде человечка Сравнилки, который помогает составлять красивые описания. Данный практический материал будет полезен педагогам, воспитателям в работе с детьми по развитию речи. Голос + 3! С наступающим Новым годом!
Елена Викторовна Багрова # 30 декабря 2016 в 09:40 +2
Светлана Сергеевна, здравствуйте!
С интересом ознакомилась с Вашей публикацией.
Очень хорошая подборка игр, которая позволяет развить образность речи у дошкольников.
Оформление яркое, привлекает внимание ребенка. Предметы, выбранные для сравнения, соответствуют возрастным особенностям развития детей данного возраста.
Спасибо за опыт! С удовольствием голосую за Вашу работу! Успехов!
С наступающим!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 1 января 2017 в 18:59 +1
Светлана Сергеевна!
С интересом познакомилась с публикацией "Формирование образности речи у дошкольников 5-6 лет"
Очень содержательный и интересный материал был Вами представлен.
Яркие, красочные фотографии отражают содержание и расширяют представления детей.
Очень понравились игры, которые оттеняют материал.
Успехов во всём!
Голос!
Зоя.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 2 января 2017 в 07:59 +2
Спасибо Всем за содержательные комментарии,желаю Вам больше радостных моментов,с наилучшими пожеланиями к Вам!
Любовь Владимировна Лычангина # 2 января 2017 в 16:24 +2
Светлана Сергеевна, здравствуйте! Я с большим удовольствием взяла Ваш материал в закладки, спасибо за опыт.
Вы поставили задачи:
- развивать словарный запас, навыки речевого общения;
- развивать память, мышление, внимание;
- учить составлять образные описания;
- совершенствовать грамматический строй речи.
и этих задач полностью достигли.

Примите и мой голос в поддержку!!!
Любовь Ивановна Старик # 6 января 2017 в 00:35 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна. Очень интересное занятие с красочным демонстрационным материалом.Дети любят наглядность, у них повышается познавательный интерес. С удовольствием отдаю голос.
Надежда Антонова # 7 февраля 2017 в 19:18 +1
Добрый вечер, Светлана Сергеевна!Мне очень понравились ваше занятие.Чётко и грамотно подобраны упражнения с красочным демонстративным материалом.Спасибо.Примите и мой голос.
Яна Владимировна Власова # 20 февраля 2017 в 09:20 +2
Добрый день,очень продуманная осмысленная работа Вами видимо была проведена,думаю детям полезно и интересно будет на занятии по РР,если использовать Ваш материал,спасибо за работу
Ольга Жановна Лянгузова # 16 января 2019 в 16:48 0
Здравствуйте! Очень нравится использовать символы игр в работе, а вот мастера Сравнилки у меня еще нет. К тому же вопрос схожести и различия предметов очень актуален, а так же с трудом усваивается детьми с ОВЗ (с которыми работаю). Спасибо за идею, грамотно подобранный материал и творческий подход к работе.
Желаю успехов!
С уважением, Ольга Жановна.