Работа над связной речью старших дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: данный материал поможет педагогам ДОУ в реализации дополнительной работы над связной речью по образовательной области «Речевое развитие».
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
*побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е.Рачева к сказке «Колобок»;
*развивать произвольную память, воображение, пополнять новыми словами словарный запас дошкольников;
*воспитывать любовь к художественному творчеству.
Материал и оборудование: набор иллюстраций Е.Рачева к сказке «Колобок».
Предварительная работа: чтение сказки "Колобок", обсуждение новых слов: порты, рубаха-косоворотка, кушак, кафтан, сарафан, кокошник.
Тема 1.
Составление описательного рассказа по серии рисунков Е.Рачева к русской народной сказке «Колобок».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть три иллюстрации Е.Рачева к русской народной сказке «Колобок»
1. Встреча колобка с зайцем.
2. Встреча колобка с волком.
3. Встреча колобка с лисой.
Далее воспитатель организовывает обсуждение иллюстраций.
Вопросы к детям:
— Сравните все рисунки художника, что интересного вы заметили?
(персонажи сказки одеты в русские национальные костюмы, кроме колобка).
— Опишите наряд зайчика
(порты, рубаха-косоворотка, кушак).
— Кто на Руси носил такую одежду?
(ответы детей обсуждаются).
— Что за наряд у волка, во что он одет?
(кафтан, как у Ивина- царевича).
— Почему Е.Рачев решил одеть волка именно в кафтан, а не в порты и косоворотку?
(ответы детей обсуждаются).
— В какой наряд одел художник лису?
(в сарафан, кокошник, на шее бусы в три ряда).
— Кто на Руси носил такой наряд?
(красные девицы).
— Что можно сказать о лисе из сказки «Колобок», какой её изобразил на иллюстрации художник?
После обсуждения иллюстраций воспитатель предлагает детям составить описательные рассказы о героях данной сказки, опираясь на иллюстрации художника и соответствующие выразительные средства языка.
Например:
"Покатился колобок по дорожке. А навстречу ему идет заяц-добряк. На нем рубашка-косоворотка с ярким русским орнаментом, синие порты, подпоясанные кушаком. Под мышкой морковку держит. И по всему видно, что он сыт. Но все равно, не удержался и сказал колобку.
— Колобок, колобок, а я тебя съем!"...
Если дети воспроизводят только уже знакомый текст сказки, то можно попросить их попробовать сделать сказку интереснее, добавив свою фантазию, придумать что-то чего нет на иллюстрациях.
Тема 2.
Совместная образовательная деятельность «По страницам книг и иллюстраций»
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
*побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е.Рачева к русским народным сказкам;
*продолжать знакомить детей с книгами советских писателей, персонажами, обращая внимание на оформление книги, иллюстрации;
*развивать произвольную память, пополнять новыми словами словарный запас дошкольников;
*воспитывать любовь к художественному творчеству.
Материал и оборудование: куклы Незнайка, Тюбик; иллюстрации Е.Рачева к сказкам: «Заяц-хваста», «Колобок», «Лиса и заяц», «Сивка-бурка».
Воспитатель предлагает детям отправиться на удивительную выставку рисунков к художнику из Цветочного города.
— Как зовут этого художника?
(Тюбик).
— Кто еще живет в Цветочном городе?
(Незнайка и его друзья).
— А отправимся мы в этот Цветочный город на необычном транспорте. Отгадав загадку, вы узнаете, что это за транспорт:
«Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
— Кто же нам поможет попасть в Цветочный город?
(Сивка-бурка).
— Но почему нет нашего верного друга? Наверно, надо сказать волшебные слова...
— Кто помнит, какие слова произносил Иванушка, когда звал своего друга?
(Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!)
— Как вы думаете, как одевался Иванушка? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель выставляет иллюстрацию к сказке «Сивка-бурка».
— Обратите внимание, каким красивым стал Иванушка. Почему так произошло? Как художник отображает это в своей картине?
(ответы детей обсуждаются).
Появляются
Незнайка и его друг из цветочного города
Тюбик (куклы). Они приветствуют гостей. Но продолжают о чем-то спорить. Воспитатель интересуется у гостей, о чем они так горячо спорят?
Незнайка оправдывается и говорит, что он все сделал правильно, а Тюбик обижается. И предлагает детям рассудить их. Пока Тюбик готовился к встрече с ребятами, Незнайка посмотрел выставку рисунков и исправил некоторые неточности. Вот что из этого получилось. Воспитатель выставляет на мольберты картины Е.Рачева к сказкам «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Колобок». Но один из героев на картине заблудился.
Проводится
дидактическая игра «Рассели героев по своим сказкам».
Дети должны правильно расселить героев по своим сказкам
(используется дополнительный рисунок на магните, прикрывающий основного героя).
Дети находят ошибки.
1. Колобок встретил не зайца, а зайца-хвасту.
2. Медведю кашу подает не Машенька, а заяц с морковкой.
3. Ворона поучает не зайца-хвасту, а Машеньку.
4. У лисы на носу не колобок, а ворона.
5. Машенька ставит на стол кашу перед волком.
6. Волк встретил не колобка, а петуха с косой.
Физминутка («Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен, по сусеку метен»…)
Художник Тюбик благодарит детей за помощь и предлагает рассмотреть трех зайцев на иллюстрациях и рассказать об этих отличиях Незнайке.
— Вы догадались, чьи это рисунки?
(Евгения Рачева).
— Сравните зайцев из сказки «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», какие они?
— Что можно сказать о зайце из сказки Колобок?
Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
— Что можно сказать о зайце из сказки «Заяц-хваста»?
Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
— Что можно сказать о зайце из сказки «Лиса и заяц»?
Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
— Как удалось художнику так убедительно изобразить зайцев, что мы смотрим на рисунок и сразу видим, что этот
заяц хвастливый, задавака, а этот заяц жалкий, обиженный? (ответы детей обсуждаются).
Незнайке очень понравилось, как ребята составляют рассказы, и он просит детей, рассказать об этих удивительных иллюстрациях его друзьям из Цветочного города по телефону.
Дидактическая игра «Расскажи другу по телефону».
Дети сами выбирают себе друга из Цветочного города, выбирают иллюстрацию, набирают номер телефона, который сообщает Незнайка, и рассказывают.
Пример:
«Здравствуй, Шпунтик. Я сегодня познакомился с интересной иллюстрацией Евгения Рачева к сказке «Заяц-хваста». Если ты увидишь ее, то сразу догадаешься, что это за сказка. Потому что художник на одной картине изображает сразу почти всех героев произведения. Мне больше всего понравился на этой картине Заяц и не важно, что он хвастается, но он такой милый…»
Рефлексия.
Тюбик сообщает детям, что он приготовил сюрприз – это портрет самого художника за работой. Дети рассматривают портрет.
Воспитатель побуждает детей рассказать о своих впечатлениях, проанализировать совместную деятельность.
Незнайкой и Тюбиком прощаются и говорят, что им было очень интересно общаться с детьми, так как дети столько всего знают и так интересно рассказывают.
Рекомендуем посмотреть:
Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Составление описательного рассказа по теме «Овощи». Старшая группа
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи дошкольников
Похожие статьи:
Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет
Что такое диагноз ЗРР?
Истоки дарования детей на кончиках пальцев