Создание инновационной модели методической службы МБДОУ д/с «Светлячок», направленной на повышение педагогической компетентности педагогов
Развитие кадрового потенциала – одно из важнейших условий повышения качества образования и социализации детей. Приоритетность данного направления развития образо-вания фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образова-ния, профессиональном стандарте педагога.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Раз-вивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудниче-ству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурно-му взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социаль-но-экономическое процветание».
Цель проекта: формирование высококвалифицированного специалиста, имеющего уровень образования, компетенций, здоровья и культуры, соответствующий потребностям инновационного развития дошкольного образования.
Задачи:
• Определение стартовых возможностей и перспектив формирования профессиональных компетенций педагогов.
• Внедрение самостоятельно разработанной системы «Формирование профессиональной компетентности педагога в рамках реализации ФГОС дошкольного образования», реализуе-мой по направлениям: инновационно-экспериментальное, информационно-аналитическое, творческое.
Методическая деятельность в детском саду - процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, способной решать задачи обуче-ния, воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.
Предполагаем, что методическая деятельность в условиях перехода ДОУ к реализа-ции ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений:
• исследовательских: умение изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); осуществлять анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. ви-дов педагогической деятельности по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
• проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного меро-приятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, со-временными требованиями в области воспитания в условиях реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
• организаторских: умение применять в педагогической практике современные образо-вательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельно-сти; умение включать детей в различные виды деятельности, соответствующие их психоло-гическим особенностям и потребностям; умение включать родителей воспитанников в раз-личные виды деятельности, организуемой в детском саду;
• коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием различного характера: педагог – педагог; педагог – родитель; педагог – ребёнок - родитель; ребёнок – ребёнок;
• конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспита-тельной работы; соблюдать принципы реализации современного образовательного процесса.
Разработанная модель предполагает, прежде всего, коллектив единомышленников, заинтересованных единой методической темой, нацеленный на положительный результат. Немаловажна профессиональная грамотность педагогов, их стремление к систематическому самосовершенствованию.
Успех функционирования этой модели зависит от консолидации администрации и педагогов, от желания и готовности к совместной работе. Данная модель присуща учреждению с демократическим стилем управления (авторитарно-демократическим).
Она помогает осуществлять методическую работу в большем объёме и с наименьшими затратами рабочего времени, через привлечение наставничества, активное участие всех педагогов, исходя из их интересов и возможностей.
Основные направления методической работы, предлагаемой модели:
Образовательное направление. Данное направление осуществляет личностно-ориентированный подход в повышении педагогической компетентности педагогов; решает вопросы совершенствования профессионализма педагогов, через наставничество и поиско-вую инновационную деятельность. Работа представлена: «Школой молодого специалиста». Курирует работу опытный педагог-наставник, который организует цикл семинаров и занятий с последующим подробным анализом. Эта форма работы позволяет плавно подготовить и вовлечь молодых педагогов в процесс развития.
Инновационно-экспериментальное направление представлено «Факультетом ин-новаций». Руководит направлением педагог-новатор, имеющий опыт работы в системе раз-вивающего обучения. Работа «Факультета инноваций» направлена на создание, внедрение и распространение инновационных идей среди педагогов, как внутри детского сада, так и сре-ди педагогических коллективов города. Данное направление требует специальной поддержки педагога со стороны методической службы, использующей разнообразные демократические (активные) формы работы.
Творческое направление предполагает создание и распространение эффективно дей-ствующей структуры творческого развития педагогов, основанного на профессиональном и личностном интересе, на стимулировании результатов труда; организует педагогов на твор-ческую деятельность, которая осуществляется в двух центрах: информационно-аналитическом и художественно-эстетическом.
Информационно-аналитическим центром руководит воспитатель с хорошими органи-заторскими способностями, с опытом руководства методической деятельностью учрежде-ния. Работа центра предполагает знакомство с передовым опытом коллег и организуется через «Площадку успешности» педагогов, которая апробируется в детском саду как форма предварительной аттестации педагогов.
Художественно-эстетическим центром руководит специалист дополнительного обра-зования. Данное направление работы предполагает разработку творческих проектов по ор-ганизации воспитательных мероприятий в детском саду и за его пределами, оформление те-матических выставок, декораций к открытым мероприятиям. Эти два центра творческого направления были выделены на основе потребностей ДОУ, интересов и возможностей педа-гогов.
Каждое направление методической работы составляет годовой план, исходя из годовых задач образовательного процесса в ДОУ, утверждает его на Педагогическом совете, отчиты-вается перед ним в конце учебного года, как перед высшим органом управления педагогическим процессов в ДОУ.
Педагогический совет даёт не только оценку, но и указывает на недостатки, даёт реко-мендации по улучшению методический деятельности в ДОУ.
Отношения между участниками новой модели методической службы должны строиться на демократических принципах.
Результативность внедрения и реализации новой модели методической службы:
• 100% прохождение педагогами курсов повышения квалификации по теме: «Иннова-ционная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»; 76% пе-дагогов имеют первую квалификационную категорию, 14% - высшую категорию; 91% пе-дагогов имеют и получают высшее дошкольное образование; 100% педагогов владеют ИКТ и активно используют в работе.
• Освоение педагогической системы М.Монтессори. Открытие муниципальной инновационной площадки по теме: «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе педагогического наследия М. Монтессори». Социальное партнёрство с детскими садами области.
• Ведение педагогами широкого спектра услуг дополнительного образования: раннее обучение чтению, «Английский для малышей», «Юный шахматист», «Юный исследова-тель», «Арт-терапия», «Послушные волны», логопедические занятия, «Хрустальный баш-мачок», театрализованное представление.
• Призовые места в конкурсах «Воспитатель года – 2014», «Воспитатель года – 2015» на муниципальном уровне.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе детского сада
Реализация образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС в детском саду
Спортивный праздник для детей 3-4 лет. Методическая разработка
Качество образования - залог успеха работы ДОУ