Наставник в современной школе: навигатор в мире профессиональных компетенций
Автор: Александра Алексеевна Филина, педагог-организатор МБОУ СОШ № 37 г. Пензы
Место работы: МБОУ СОШ № 37 г. Пензы
Современная школа требует от учителя педагогической грамотности и компетенции, высокого мастерства и глубоких знаний. Кроме высокого уровня владения преподаваемой дисциплиной, для школьного учителя важно еще и умение общаться с детьми, увлечь их. В статье рассказывается о модели наставничества в МБОУ СОШ № 37 г. Пензы, в рамках которой опытные учителя помогают адаптироваться молодым педагогам, совершенствовать их профессиональные умения.
Трудности первого года
Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся:
в системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов;
как ни странно, для молодых учителей свойственен консерватизм мышления и поведения - они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе;
большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста.
межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям.
с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
к сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей либо просто нет, либо не всегда эффективна.
Модель наставничества в МБОУ СОШ № 37 г. Пензы
В современной интерпретации существуют разные формы работы с молодыми педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти сложный путь адаптации. Их можно условно разделить на две группы: Традиционные и инновационные методики . В МБОУ СОШ № 37 г. Пензы эффективное сочетание этих методов приносит свои плоды. Как уже было сказано, начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее ответственным этапом в процессе профессионального становления учителя. О важности этого этапа и о пристальном внимании к профессиональной адаптации молодого педагога в МБОУ СОШ № 37 г. Пензы говорит существование специальных форм поддержки, одной из которых является наставничество. В условиях динамичных изменений мира роль менторинга (англ. – mentoring, русс, синоним – наставничество) все более возрастает, делая его современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки молодого специалиста без отрыва от работы.
Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя.
Отличительной особенностью наставничества в МБОУ СОШ № 37 г. Пензы является наличие внутришкольной нормативной базы (устав), в которой представлены положения, отражающие роль наставника в школе, его задачи, функции, компетенции и желаемые результаты наставничества. Здесь мы видим одно из приоритетных направлений деятельности руководства школы: не допустить кадрового голода, подготовить себе достойную и профессиональную смену педагогов, способную в будущем с одной стороны, ретранслировать традиции школы, а с другой впитывать и внедрять новые педагогические технологии.
Наставничество в нашей школе мы рассматриваем как «постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. Причем это двусторонний процесс, где молодой специалист выступает в роли субъекта отношений, что в первую очередь повышает его самооценку, и вырабатывает ощущение значимости как специалиста для школы.
От выбора наставника зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя, поэтому администрация школы к выбору ментора подходит внимательно, с психолого-педагогической грамотностью. А именно, наставником становиться не обязательно административный работник школы (заместители директора), и не только человек, имеющий солидный опыт преподавания, и руководства молодыми учителями. А человек, схожий с молодым специалистом по темпераменту, по мировоззрению и мироощущению, для того, чтобы их дальнейшая совместная деятельность приносила высокие результаты. Наставник должен быть психологически настроен на работу со своими молодыми коллегами и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями. Таким образом,
психологической совместимости наставника и его стажера в нашей школе уделяется особое внимание.
Одно из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога - инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой,
проектной деятельности. И поэтому традиционно в нашей школе существует следующий способ профессионально-личностной адаптации. Абсолютно любой молодой учитель-предметник начинает свою педагогическую деятельность с должности
педагога-организатора, причем на основе временного трудового договора. Это необходимо для того чтобы, молодой специалист окончательно решил, хочет ли он посвятить себя школе, не разочаруется ли он в своей интересной, но очень энергозатратной работе. Это время дается руководству школы для выявления педагогического потенциала молодого специалиста, если сказать точнее профессиональной пригодности.
Зачастую, молодой специалист, да и не только, «замыкается» на своем предмете, имеет узкий круг общения, детерминируемый количеством урочных часов в преподаваемых классах. О каком вхождении в педагогический и ученический коллектив, в совместную жизнь школы может идти речь?! Порой, по истечении длительного времени, он даже не помнит имена своих коллег, не говоря уже об учениках. И только начиная свой путь с педагога-организатора, молодому специалисту закладываются основы педагогического мастерства,вырабатываются профессионально-педагогические компетентности, способствующие творческому профессиональному развитию личности молодого учителя.
Ниже, предлагаю вашему вниманию фотоотчет об основных направлениях деятельности в качестве педагога-организатора.
X Книжный православный фестиваль, посвященный Дню Славянской Письменности и Культуры
Библиотека им. М.Ю. Лермонтова - современный социокультурный, информационный и высокотехнологичный центр г. Пензы
Интерактивная метапредметная игра «Очевидное-невероятное»
В МБОУ СОШ № 37 профессор Пензенской православной духовной семинарии провел классный час к 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира I
Профориентационный и промышленный туризм. Пензенский филиал военной академии МТО им. Генерала А. В, Хрулева
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Главные предпосылки успеха публичного выступления
Как научиться мыслить конкретно и образно
Личностные качества современного педагога