О МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
Аннотация
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Формирование новой образовательной культуры, базирующейся на современных информационных и коммуникационных технологиях – процесс длительный. В качестве одного из направлений ее формирования может выступить реализация полномасштабной разработки хотя бы одной какой-то дисциплины в условиях, близких к тем, которые предполагаются в обществе будущего.
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. Происходят существенные изменения, связанные с ориентацией на использование оптимальных, обоснованных психолого-педагогическими исследованиями приемов и методов обучения. Поэтому особое значение имеет появление концепции применения новых технических средств в учебном процессе инновационных учебных заведений.
Реализация образовательного процесса на основе использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия учителя и учащихся с информационными технологиями.
Стало уже традиционным в преподавании многих школьных предметов в инновационных учебных заведениях использовать компьютер. Самые новые программные разработки быстро находят применение в этом процессе.
К компьютерным урокам относятся такие уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством компьютера. Компьютер при этом может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Большое значение при обучении многим предметам играет средства новых информационных технологий, позволяющие обучаемым эффективно создавать различные модели изучаемых процессов, прогнозировать развитие этих процессов и т. д.
Вопросы систематизации знаний в процессе обучения очень важны для современной школы в связи с задачей вооружения учащихся системой знаний основ наук, повышения их качества. Знания, усваиваемые не в отрыве друг от друга, а в единой логической связи, в системе, служат показателем осознанности изучения учебного материала
В современных условиях быстрого развития информационных технологий компьютер превращается во вполне доступный инструмент, который можно и нужно использовать в учебной деятельности. Многие учителя уже оценили информационную насыщенность ресурсов сети Интернет, разнообразие и хорошее качество иллюстрированного материала на электронных носителях. Неудивительно, что многие преподаватели стремятся найти инструмент, позволяющий использовать информационные ресурсы в работе с учениками.
Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.
Наиболее рациональным путём поиска таких инструментов представляется разработка вариантов интеграции возможностей современных информационных технологий с традиционными и инновационными педагогическими приёмами. Учитель, решивший использовать в своей работе информационные технологии, должен помнить, что какой бы интересный ресурс он ни нашёл в сети Интернет, главное для него – сформировать необходимые знания, умения и навыки по своему предмету.
Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей:
• сообщить информацию;
• развлечь;
• научить;
• создать мотивацию.
Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты.
Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.
Научить - означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.
Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.
Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:
• освоение нового материала,
• закрепление изученного материала,
• контроль знаний.
Обучение - это естественный процесс, происходящий в реальном времени и имеющий структуру. Структура процесса обучения определяется взаимодействием когнитивных карт и референтного опыта, который придает этим картам практический смысл. Суть процессов обучения и преподавания заключается в обогащении когнитивных карт конкретной концепции, идеи или задачи и связывании этих карт с референтным опытом, чтобы повысить поведенческую компетентность и гибкость, связанные с достижением цели и ответом на ограничения, накладываемые окружением.
Осознанная компетентность является результатом наличия когнитивных карт конкретной идеи, концепции или задачи. Неосознанная компетентность является результатом большого объема референтного опыта, связанного с данной идеей, концепцией или задачей.
Существует как естественный, так и рациональный цикл процесса обучения. Естественное обучение связано с развитием неосознанной компетентности. Рациональное обучение связано с развитием осознанной компетентности.
К методам мотивации и стимулирования учащихся помимо познавательно-эмоциональных презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества).
Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
• Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
• Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
• Воспитательный аспект:
o воспитание научного мировоззрения;
o воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
o воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях в средней школе предполагает:
• совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
• усиление мотивации обучения;
• улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе;
• повышение уровня подготовки учащихся и учителей в области современных информационных технологий;
• демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).
Я считаю, что такие уроки повышают мотивацию детей к обучению, развивают творческий потенциал личности учителя и учащихся, активизируют их поисково-исследовательскую деятельность.
Рекомендуем посмотреть:
Что такое ИКТ
Цели применения ИКТ на уроках истории
Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Интерактивные технологии в преподавании лингвистических дисциплин