Клубный час для 1-4 класов «Зимние посиделки»
Автор: Сорокина Александра Сергеевна, учитель начальных классов, воспитатель ГПД МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа» Орловской области, Кромского района, д. Черкасская Сценарий праздника "Зимние посиделки"
Описание работы: Предлагаю конспект открытого занятия, которое проводила с детьми начальных классов (2,3 кл.).В разработке включены русские народные игры, русские народные песни,частушки, потешки, небылицы, поговорки, скороговорки, пословицы, загадки на зимнюю тематику, инсценирование сказки.
Цель: приобщать обучающихся к народным традициям и обычаям.
Задачи:
знакомство с русскими народными частушками, песнями, небылицами, пословицами, русскими народными играми, прибаутками, скороговорками, особенностями русской народной речи. Развитие творческих способностей, формирование классного коллектива.
Оборудование: костюмы для девочек и мальчиков, ведущей; предметы старины: ухват, лапти, прялка, полотенца, горшки, ухват, салфетки, вязанные вещи, макет печки, вышивка; мультимедийная техника.
Ход занятия:
Хозяйка.
Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу добры молодцы да красны девицы. Народ собирается – посиделки начинаются! Проходите гости дорогие!
(Под мелодию русской народной песни «Калинка» появляются дети. Девочки садятся на скамейки, а кто-то из мальчиков на пол.)
Хозяйка.
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Для каждого найдется и местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому –сказку, кому- небылицу, а кому и песенку. Удобно ли вам , гости дорогие? Всем ли видно? Все ли слышно? Всем ли места хватило? Тогда начинаем наши посиделки.Позади трудовой день. Кончил дело- гуляй смело! Делу время – потехе час! Молодежь собиралась в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки-прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А горница – это просторная старинная изба, комната. Такая, как сегодня у нас с вами. Издавно ведется: веселье и труд рядом живут. Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу каждый со своим делом.
(Показывает на стол, где лежат приготовленные для работы полотенца, салфетки, иголки, нитки, вязание, вышивка и др.)
Хозяйка.
А какие посиделки без шуток-прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.
Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.
Небылицы в лицах.
1) - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
2) –Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашел?
- Нашел.
- Где они были?
- Да за поясом.
3) – Сын, сходи за водой на речку.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовет, надо идти.
4) – Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Да он не идет.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.
Хозяйка.
Веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте. А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную – прибауточную!
Шуточные песни
1.Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели!
2.Чики –чики, чикалочка,
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке,
Белка на тележке щелкает орешки.
3.Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом на перед
И поехал в огород.
4.Ах, ты , Совушка – сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму провалилася!
Хозяйка.
Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас – на весь двор
Еще лучше разговор.
Исполнение русской народной песни «А я по лугу»
Хозяйка.
Пришли нас позабавить и два брата Фома и Ерема.
Скоморох 1
Здравствуйте, честной народ!
Скоморох 2
Мы пришли к вам оба Фома да Ерема.
Скоморох 1
Низко поклонились, колпаки свалились.
Скоморох 2
Колпаки одеваем, снова начинаем.
Скоморох 1
Здравствуйте, честной народ!
Скоморох 2
Мы пришли к вам оба Фома да Ерема.
Скоморох 1
Людей посмотреть.
Скоморох 2
Себя показать.
Скоморох 1
Да небылицы вам рассказать.
Скоморох 2
Подвинься.
Скоморох 1
Нет, ты подвинься. Фома вредный, голос медный.
Скоморох 2
Начинай.
Скоморох 1
Нет, ты начинай.
Скоморох 2
Как у нашего Данилы разыгралася скотина.
Скоморох 1
Овцы в донцы.
Скоморох 2
Тараканы в барабаны.
Скоморох 1
Утки в дудки.
Скоморох 2
Сверчки в смычки.
Скоморох 1
Комары в котлы.
Скоморох 2
Козел пляшет, ножкой машет.
Скоморох 1
Бух, бух, захватило, братцы, дух.
Скоморох 2
Я буду играть.
Скоморох 1
Нет я буду играть.
Хозяйка.
Эх, Фома, эх, Ерема, сидели бы вы дома. Хватит ругаться, пора и делом заниматься. И сейчас я предлагаю вам игру, как бывало в старину. Давайте - ка встанем в кружок и поиграем в игру.
Девочка.
Выберем водящего:
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый – хвост.
А шестое брюхо,
Выходи, Ванюха.
Веревка продевается через рукава пальто, которое одел один из игроков.
Игра «Жмурки».
Игра «Перетяни канат».
Веревка продевается через рукава пальто, которое одел один из игроков.
Девочка.
Выберем водящего:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
Игра «Колечко».
Игра «Ведьмина метёлка».
Игра «Ручеёк».
Хозяйка.
Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
Инсценировка сказки «Как старик корову продавал» Хозяйка.
Эй, сударыни-вострушки, запевайте-ка частушки.
Девочка 1.
Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
Девочка 2.
А у нас во дворе
Квакали лягушки.
А я с печки босиком,
думала подружки.
Девочка 3.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребет.
Девочка 1.
По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела.
Девочка 2.
Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
Девочка 3.
Сидит ежик на сосне,
Новая рубашка.
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
Девочка 1.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Девочка 2.
Балалаечка-гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
Хозяйка.
Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». А лентяев в народе не любили, смеялись над ними и так говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Спить, спишь – и отдохнуть некогда», «Лодырь да бездельник –им праздник и в понедельник», «Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки».
(Две девочки заняты делом: одна вяжет, другая – вышивает.)
Хозяйка.
Акуля, что шьешь не оттуля?
Девочка 3.
А я. Матушка, еще пороть буду.
Хозяйка.
Что девчата делают?
Девочка 1.
Шьют да поют.
Хозяйка.
А матушки?
Девочка 1.
Порют да плачут.
Хозяйка.
Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».
Пословицы не даром молвятся
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощники
И в жизни верные друзья.
Девочка 2.
Давайте вспомни некоторые из них.
Хочешь есть калачи….
Без труда…
При солнышке тепло….
Не красна изба углами…
Хозяйка.
Ребята, пока вы вспоминали пословицы, я для вас и скороговорки приберегла. Попробуйте их быстро прочитать.
(Раздает детям листочки со скороговорками.
От топота копыт, пыль по полу летит.
Прокоп украл укроп.
Макара укусил комар. Убил комара Макар.
Полпогреба репы, полколпака гороха.
Хозяйка.
Вижу я, петь вы мастерицы. А умеете ли вы загадки отгадывать? А ну-ка отгадайте.
Загадки.
Не прядёт и не ткёт, а людей одевает. (Овца)
Весь свет одевает, сама одежды не знает. ( Игла)
Еду, еду – нету следу. ( Лодка)
Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают. (Печь.)
Стоит девица в избе,
А коса на улице. (Печь и дым.)
Наш дед Ермолай
Съест все, что ни дай.(Огонь.)
Очень темен, когда светло,
Очень холоден, когда очень тепло. (Погреб.)
Не бык,а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (ухват.)
Сами не едим, а людей кормим. (Ложки.)
Стоит Алена, платок зеленый.
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Березу милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи и фольклоре. Россия и береза! эти два понятия неразделимы.
Исполнение русской народной песни "Во поле берёза стояла"
Хозяйка.
На деревенских посиделках не только песни пели, но и водили хороводы.
Ой, красны девицы да добры молодцы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям и хозяюшке честь окажем:
На народ поглядим да себя покажем!
А теперь выходите , хоровод заводите.
Хоровод «В хороводе были мы».
Хозяйка.
Ох, и славно мы сегодня с вами повеселились.
Вы и пели и плясали,
Очень я довольна вами.
Вы, ребята, молодцы,
Получайте леденцы.
(Раздает леденцы детям)
Хозяйка.
Ох, как славно посидели
Но пора и меру знать,
Отшумели посиделки,
Нам домой пора ступать.
Не нужна нам жизнь другая,
Мы и в Кромах жить хотим.
Орловщину прославляем
И в обиду не дадим.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: "До новых встреч!"
Рекомендуем посмотреть:
Игровая программа для детей 7-10 лет «Путешествие по зимней стране»
Миниатюра для начальной школы «Сказки братьев Гримм»
Зимнее развлечение для школьников
Сценарий концертной программы для школьников. Зимняя сказка
Похожие статьи:
Мероприятие в начальной школе «Здравствуй, гостья-зима!»
День Домового. Сценарий мероприятия для детей начальной школы
Конспект зимнего досуга для детей 3-4 класса
Стихи о зиме русских поэтов для детей 3 класса
Пришвин «Птицы под снегом»