Педагогический диспут «Нужна ли дошкольная астрономия?»
Составитель: воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка» Богдан А.Н.
Каждый маленький почемучка рано или поздно начинает задавать вопросы о том, почему светит Солнце, как в небе «держится» Луна и можно ли потрогать звезды. Значит, пришло время познакомить его с устройством окружающего мира, объяснить, как и что устроено в бесконечной и загадочной Вселенной…
Сегодня, уважаемые коллеги, мы поговорим о том, что такое дошкольная астрономия и нужна ли она.
В XXI в. космос прочно вошел в жизнь не только взрослых, но и детей. Без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений.
Поэтому естественно, что дети любуются звездами, луной на тёмном небе, фантазируют и задают множество вопросов. Какая наука поможет ответить на них просто и не искажая сути? Конечно, это астрономия для дошкольников. О ней и пойдёт речь.
Астрономия – это древнейшая наука о Вселенной.
Уважаемые коллеги, что же изучает астрономия? (ответы педагогов)
Эта древнейшая наука посвящена изучению:
- планет;
- звёзд;
- созвездий;
- галактик;
- движений небесных тел;
- явлений, возникающих в результате вращения небесных тел.
Проблемой формирования элементарных астрономических представлений в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся ученые. Я.А. Коменский, Ф.Фребель, М. Монтессори. Они считали, что формировать астрономические знания нужно уже с дошкольного возраста.
По мнению Я.А Коменского, в рамках изучения астрономии, дети дошкольного возраста должны уметь распознавать звёзды, Луну, Солнце.
Мария Монтессори считала, что, всё существующее в мире, подчиняется космическим планам развития Вселенной. От этого плана зависит насколько разнообразен растительный и животный мир, а также эволюция планеты Земля.
Несмотря на это, в наше время астрономия в дошкольном возрасте не изучается, так как считается, что для детей эта информация довольно сложная.
Уважаемые коллеги, какого мнения придерживаетесь вы? Нужна ли астрономия дошкольникам или ее нужно изучать в школе?(ответы педагогов)
На основе «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», перед педагогами стоят задачи, направленные на разностороннее развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира. Разностороннее развитие личности, включает в себя изучение элементарных астрономических представлений.
Что же такое «дошкольная астрономия»?
«Дошкольная астрономия» – это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.
Анализ современных программ показал, что детям практически не дается материал по астрономии. Большинство программ затрагивают вопросы астрономических знаний лишь в рамках ознакомления детей с окружающим миром: дети знакомятся лишь с общими понятиями, такими, как Луна, Солнце, Земля, и т.д. Само понятие «астрономия» - дошкольникам не даётся.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Поэтому, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями. В том, что астрономия и космонавтика интересуют дошкольников, легко убедиться, побеседовав с детьми.
Ефрем Павлович Левитан (доктор педагогических наук) в своих научных трудах дает обоснование возможности и целесообразности «дошкольной астрономии», а также указывает на проблемы в этой области.
Во-первых, это содержание обучения, т.е. вопрос о том, чему учить малышей.
Во-вторых, выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения.
В-третьих, необходимо создать доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы.
Уважаемые коллеги, как вы считаете, с какими астрономическими понятиями мы должны знакомить детей? (ответы педагогов)
- формировать представления об астрономии как науке, изучающей Вселенную,
- знакомить с явлениями природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года, в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца.
- формировать общее представление о Вселенной;
- формировать представления о звёздах, созвездиях, Галактиках, о Солнце как звезде;
- формировать представление о планетах Солнечной системы;
- познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;
В чём польза астрономии для развития ребенка?
Астрономия – это возможность научить ребенка мыслить глобально и смотреть на все масштабно. Она дает понимание того, что все мы связаны и все вокруг ощущает на себе вселенское влияние. Достаточно Луне подойти ближе, как у нас поднимется уровень воды в океане.
Астрономия даёт целостные познания об устройстве мира и развивает в детях:
- любознательность;
- воображение;
- мышление без границ.
Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий смогут овладеть элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего у них сформируется целостная картина представлений об окружающем мире.
Рекомендуем посмотреть:
Настольная игра для детского сада своими руками на тему: Космос
Проект на тему "Космос" в средней группе детского сада. Видео-презентация
Конспект НОД (аппликация) в средней группе детского сада на тему: Космос
Развлечение для детей подготовительной группы в детском саду на тему: Космос
Похожие статьи:
Беседа в подготовительной группе «Солнце - источник жизни на земле»
Беседа в подготовительной группе. Луна - спутник земли
Беседа для детей старшей группы «Планеты солнечной системы»
Рассказы про Гагарина детям
Конспект занятия «Звездное небо» в средней группе