Использование инфографики в образовательном процессе ДОУ
Автор:Богдан А.Н. воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»
«Информация прекрасна и жить без нее невозможно.
Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации
и приведет ее в читабельной и полезной форме…»
Мартин Оберхаузер.
Дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования и направлено на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации. Математическому образованию в этом процессе отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для современного общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством. Математическое образование является средством интеллектуального развития ребёнка, расширяющим возможности его успешной адаптации к процессам информатизации общества.
Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных.
Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математический понятий.
Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике, в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.
Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу; ребенок уже при этом ставится перед необходимостью решать ее самостоятельно. И помочь в этом может использование инфографики.
Уважаемые коллеги,
что же такое инфографика?
Инфографика – это технология подачи информации в виде визуальных образов. Очень много информации вокруг мы воспринимаем визуально и наш мозг любит картинки. Может показаться, что она возникла недавно с развитием информационных технологий, но это не так. Инфографика существовала всегда, и мы можем найти ее проявления в разных эпохах. Так, например, первобытные люди верили, что наскальные рисунки, помогут им во время охоты, или защитят от злых сил. Такая элементарная инфографика помогла сохранить информацию для будущих поколений.
В настоящее время трудно представить изложение информации, без использования графических средств. Инфографика позволяет быстро и чётко преподнести сложную информацию. Она делает ее более наглядной и доступной для восприятия. Различные таблицы, схемы, карты являются примерами учебной инфографики.
То есть
инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. С помощью этого метода можно организовать интересную непрерывную образовательную деятельность, повысить интерес детей к выполнению учебных заданий.
Важнейшим принципом применения инфографики является наглядность, способствующая развитию визуального мышления в основе которого лежит оперирование наглядными изображениями.
Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Она позволяет формировать у детей целостное представление о предметах, явлениях. С ее помощью можно продемонстрировать соотношение частей или различных предметов, показать причинно-следственные связи.
Использование инфографики при рассматривании предметов, явлений, процессов с разных позиций, способствует тому, что дети учатся выделять главное и второстепенное. Это помогает формированию предпосылок креативного мышления.
Применение инфографики в образовательном процессе не представляет никакой сложности, ее легко можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать. Можно использовать как при работе со всей группой (на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и индивидуально с отдельным ребенком (распечатанные листы заданий). Яркие картинки быстрее привлекают внимание дошкольников.
Как Вы думаете, уважаемые коллеги, где можно использовать инфографику?
1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования)
2. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований.
3. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации
Чтобы создать яркую и запоминающуюся инфографику, прежде всего, нужно определиться с идеей, выбрать тему. На этом этапе важно понимать, что мы хотим донести до своей аудитории, будь то взрослые или дети.
Следующий этап - сбор информации. Она может быть представлена в виде текста, видео, таблиц и т.д. Материал, на базе которого будут построены элементы инфографики, должен быть максимально простым, количество - текста минимальным. Затем нужно обработать информацию и оставить самое важное.
Далее выбираем тип инфографики, необходимо решить в каком формате мы будем представлять информацию. Это может быть презентация, одностраничная картинка, видеоролик.
Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. На данном этапе создается законченная информационная композиция.
Разрабатывая структуру инфографики нужно помнить, что она должна быть доступной для восприятия.
Инфографика в зависимости от целей обучения, может быть статичной, динамической, где используются анимированные элементы, интерактивной когда предполагается управление отображением данных.
Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления, так и особенностям восприятия информации.
Таким образом, инфографика – это современный метод обучения, позволяющий хорошо усваивать учебную информацию. Применение данного метода дает возможность организовать интересную совместную работу на занятиях.
Литература:
Дондокова И.Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 176-178. – ISBN 978-5-6040859-8-1.
Рекомендуем посмотреть:
Программа для детского дома. Педагогическая диагностика
Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома
Интегрированные занятия в системе обучения слабослышащих дошкольников
Социальное партнерство с семьей в ДОУ