Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: Составление описательного рассказа

Конспект НОД в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о дымковской игрушке барышне.
Автор: Францева Алина Викторовна, воспитатель МАДОУ ДС КВ «Ёлочка», г. Дятьково.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 л.) по теме «Составление рассказа о дымковской игрушке барышне». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект занятия, направленного на решение речевых задач и приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ об игрушке с опорой на схему.
Развивать способность самостоятельно придумывать последовательность события.
Автоматизировать звук «л» в связной речи.
Повторить последовательность технологии изготовления дымковской игрушки.
Продолжать поддерживать интерес к дымковскому промыслу.
Совершенствовать умение передавать выразительность образа мимикой и жестами.
Формировать эстетическое отношение к дымковскому промыслу.
Закреплять умение давать обоснованную оценку своей деятельности.
Оборудование: Видео и аудио аппаратура, видео и аудио записи, костюм дымковской барышни, элементы одежды и головные уборы для перевоплощения детей в дымковские образы (шляпы, кокошники, зонтик, муфта, игрушечная собачка, сумка, головные уборы для мальчиков),
карточки «Технология изготовления дымковской игрушки», печка, образцы дымковских игрушек-барышень, сундучок, гипсовые заготовки игрушек для росписи, схема для составления описательного рассказа, смайлики веселые и грустные для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Знакомство детей с искусством дымковских мастеров, последовательностью процесса изготовления глиняных игрушек.
Ход:
Воспитатель организует детей и читает стихотворение:
Возле речки Вятки есть один поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый.
Издавна там люди игрушки мастерили.
На забаву детям из глины их лепили.
Точками, кружочками красиво украшали.
Клеточки и кольца старались, рисовали.
Нравятся ребятам барышня и всадник,
Расписной олешек, да индюк-проказник.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем говорится в этом стихотворении?
А вам хотелось бы понаблюдать за работой дымковских мастериц по изготовлению игрушки?
Тогда давайте заглянем в мастерскую через наше чудесное окошечко (телевизор оформлен в виде окна). Дети просматривают видеоматериалы «Технология изготовления дымковской игрушки» (прод. 2 мин.50 сек.), воспитатель по ходу делает краткий комментарий.
Воспитатель: Вот видите, ребята, какой сложный и кропотливый процесс изготовления игрушки из глины. Вы запомнили последовательность трудовых действий мастерицы? Значит сможете разложить эти картинки по порядку.
Дети берут со стола по карточке с изображением одного из этапов работы и встают в ряд в нужной последовательности; комментируют каждый свою карточку.
Воспитатель: Молодцы! Все запомнили. Значит я могу вам предложить самим изготовить дымковскую барышню. Вы не против?
Тогда засучите рукава, начинаем готовить глину к работе.
Пальчиковая гимнастика . Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом:
Глину мягкую замесим
И получше разомнем
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем.
Мы скатаем голову,
Юбку раскатаем.
Юбка, словно колокол-
Всё соединяем.
Прищипнем вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А теперь возьмем в ладошку,
Пальчиком загладим.
-Полюбуйтесь своими барышнями, представьте, какими красивыми они у вас получились. Чтобы немного подсушить глину, давайте подуем на неё. Дуем осторожно, не раздувая щёки.
Хорошо, игрушки мы слепили, что нужно делать дальше?
Да, игрушки необходимо обжечь, поэтому поставим их в печь.
Дети ставят воображаемую игрушку в печь для обжига.
Раздается стук в дверь, в группу входит девочка группы, одетая в костюм дымковской барыни, в руках у неё сундучок.
Гостья: Здравствуйте, ребята. Я узнала, что в вашей группе интересуются дымковскими игрушками и решила сама придти к вам в гости, да не с пустыми руками. А что в моём сундучке, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Красивая, нарядная,
Вся такая ладная
За водой она идет,
Вёдра полные несёт. (водоноска)
Глиняная дама,
Она, наверно, мама
На руках её кулёчек.
Это дочка? Нет, сыночек. (кормилица)
Воспитатель: Дети, вы догадались, что в сундучке – дымковские барышни.
Воспитатель помогает гостье выставить игрушки на стол, любуется ими вместе с детьми.
Воспитатель, обращаясь к гостье, просит познакомить детей со своими подружками, рассказать об одной из них. Девочка составляет рассказ - образец и показывает схему.
Воспитатель: С помощью этой схемы желающие ребята могут выйти и описать понравившуюся игрушку: Какая это барышня? Что у неё в руках? Во что она одета? Какими элементами росписи она украшена? И, немного пофантазировав, скажите, куда может направляться барышня в таком наряде ( вызывает 2-3ребёнка).
Гостья: Хорошо вы рассказали
И игрушки описали
Подарить хочу их вам,
Всех нарядных этих дам.
Ну, а мне идти пора,
До свидания, детвора!
Воспитатель: Да, ребята дымковские барышни очень красивые, наши девочки, наверное тоже мечтают о таких нарядах? Тогда давайте с помощью этих шляпок, сумочек, зонтиков представим себя настоящими дымковскими красавицами и кавалерами, прогуляемся на ярмарку.
Дети надевают предложенные элементы одежды и под русскую народную мелодию демонстрируют красоту и важность дымковских образов.
Воспитатель: Дети, а вы не забыли, что в печи уже готовы игрушки? Какой следующий этап нашей работы? Обеливание.
Ой, я кажется забыла подготовить белила. Что делать?
Давайте все вместе скажем волшебные слова:
Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел,
Помоги нам белый цвет,
Обели игрушки все.
Белоснежными пусть станут,
Из печи мы их достанем.
Дети достают из печи заранее приготовленные воспитателем гипсовые фигурки дымковских барышень.
-Какой следующий этап работы? Правильно, роспись, но после обеливания игрушки необходимо подсушить.
Поэтому я предлагаю пока потренироваться и составить узор на юбку дымковской кукле с помощью отдельных элементов.
Дети выкладывают на плоскостной юбке орнамент из цветных бумажных элементов росписи (круги, кольца, точки, дуги, волнистые и прямые линии).
-Молодцы, теперь вы уже знаете, каким узором будете украшать юбку.
Посмотрите, на ваших столах лежат смайлики: один грустный, другой - весёлый. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, покажите весёлый смайлик, если не понравилось – грустный. Почему ты поднял веселый смайлик? Что именно тебе понравилось на занятии?
Мне тоже очень понравилось, как вы описывали барышень по схеме, демонстрировали прогулку нарядных кукол и т.д.
Мы подождем, пока игрушки подсохнут и распишем их.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе

План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»

Сценарий праздника "Новый год на Руси" для детей старшей - подотовительной группы ДОУ
Опубликовано: 3303 дня назад (4 ноября 2015)
Просмотров: 8526
+1
Голосов: 1
Любовь Петровна Питерская # 4 ноября 2015 в 21:50 0
Здравствуйте, Алина Викторовна!Понравилась структура вашего конспекта,грамотная подача материала.Занятие составлено методически правильно, соответствует возрастным особенностям, хорошо прослеживается интеграция образовательных областей. Очень понравилась пальчиковая гимнастика. Голос! Успехов!
Алина Викторовна Францева # 4 ноября 2015 в 22:13 0
Любовь Петровна, спасибо большое за содержательный комментарий!
Ильмира Шавкатовна Файзуллина # 6 ноября 2015 в 09:21 0
Алина Викторовна, очень увлекательное занятие!Подробно описан ход занятия, соответствует возрастным особенностям и требованиям ФГОС.
Юлия Николаевна Юрьева # 9 ноября 2015 в 21:47 0
Добрый вечер, Алина Викторовна. Очень интересный конспект НОД, в котором прослеживается интеграция всех образовательных областей, согласно ФГОС. Считаю, что многие педагоги могут взять данный конспект себе на заметку. Удачи! Голос!