Рабочая программа кружка по подготовке руки к письму. Старшая группа
Рабочая программа кружка по подготовке руки к письму "Умелые пальчики" в старшей группе
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом МАДОУ ДС КВ «Елочка» Дятьковского района
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2. Цели и задачи программы:
1. Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
2. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
3. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
1.4. Возрастные особенности детей 5-6 лет
К 5-6 годам у детей в коре головного мозга, согласно законам образования условных рефлексов, создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает и роль слова в формировании двигательных навыков. Последнее, в свою очередь, повышает эффективность двигательного обучения, навыки приобретают осознанный и обобщенный характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, нужное для того, чтобы усвоить новые навыки. Все это дает основание для формирования у детей старшего дошкольного возраста, более сложных двигательных навыков. В основе овладения письма также лежат двигательные навыки. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. Одним из таких важных «соседей», подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. Впоследствии, в результате совершенствования речи ребенка, интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.
1.5. Планируемый результат освоения программы:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
2. Содержательный раздел 2.1. Условия реализации программы:
1. Систематическое проведение занятий
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
Особенности организации ООД: в основе занятий лежит система приемов от простого к сложному.
Занятия проводятся как дополнительная платная образовательная услуга с 1 ноября по 31 мая текущего учебного года. Длительность занятия – 25 минут.
Количество занятий в неделю – 2, в месяц – 8, количество занятий в год - 55.
Структура ООД:
1 часть – упражнения на развитие координации пальцев рук (пальчиковая гимнастика, выкладывание из счетных палочек и геометрических фигур, массаж карандашом, с мячиками, вырезывание).
2 часть – упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации (штриховка, закрашивание, дорисовка, работа в тетради).
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговое занятие, где оглашаются итоги по поощрениям за весь период работы по программе, награждение.
2.2. Материально-технические условия реализации программы
• Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы и др.
• Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, цветные и простые карандаши, ножницы)
• Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка, манка).
• Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, речевых гимнастик, рисунков по точкам, клеточкам.
• Фигурные и геометрические трафареты.
• Пособия по сенсомоторике (вкладыши, шнуровки, суджоки, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек)
• Тетради в клетку, тетради на печатной основе с заданиями.
• Тематические иллюстрации.
2.3.Соблюдение гигиенических требований для письма.
- Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 5 лет.
- Выработка правильной осанки, наклонного расположения листа и умение держать карандаш при письме и рисовании.
- Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
2.4. Работа с родителями:
1. Беседы, консультации об особенностях психо – физиологического развития детей 5-6 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
2. Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики.
3.Организационный раздел 3.1. Формы и методы работы
• Пальчиковые игры и игровые упражнения.
• Занимательные задания и игры.
• Изобразительная и творческая деятельность.
- наглядный метод обучения и метод практических действий,
- ориентировочно-исследовательская деятельность,
- методы проблемно-поискового характера.
3.2. Средства реализации рабочей программы Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 5 минут.
Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности.
Большим корекционно-развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, плетение, конструирование), а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике воспитателей: сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения;
каплетерапия, оригинальный и действенный способ подготовки детской руки к письму – рисование цветными каплями с использованием пипетки; пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна уверенность движения руки. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями, также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Виды штриховки:
штриховка в разных направлениях (инструмент-карандаш);
обведение фигур по трафарету или шаблону;
закрашивание;
ориентировка на листе бумаги в клетку;
написание по клеткам различных фигур;
Соблюдение правил штриховки:
штрихи не должны выходить за контур
промежутки между штрихами должны быть одинаковыми
соблюдать параллельность линий
линию штриха вести непрерывно;
Соблюдение правил закрашивания:
раскрашивать в одном направлении
не заходить за контуры рисунка
не оставлять неприкрашенных мест в рисунке;
Игры с мелкими предметами (счетными палочками, крупой, песком, нитками, бусинками, пуговицами, камешками, проволокой).
Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать цифры, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, палочек и т.д.
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой: учим детей разрезать бумагу на узкие, широкие полоски, делать косые срезы (трапециевидные фигуры), разрезать квадраты и прямоугольники с угла на угол по диагонали (треугольники). Из полученных фигур составляем орнаменты, узоры, сложные картинки. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания.
Затруднение для ребят средней группы вызывает вырезывания округлых форм - кругов, овалов. Для получения лучшего результата учим детей плавно срезать четыре больших уголка у квадратов и прямоугольников.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Скачать Рабочая программа и перспективный план кружка по подготовке руки к письму "Умелые пальчики" в старшей группе