Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Автор: Хамидулина Альмира Идрисовна,учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ прогимназия "Кристина" г. Томска
Описание: данный материал содержит анализ моей работы за определенный промежуток времени.
Назначение: самоанализ может быть интересен учителям начальных классов при подготовке к аттестации.
Целью моей профессиональной деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности, что согласуется с целью нашего образовательного учреждения. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу;привлечение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания; а также внедрение информационных технологий в обучение.
Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования и выполнения требований ФГОС.
В период с ноября 2010 по май 2015 я работала по образовательной программе «Школа 2100»,в этом учебном заведении два выпуска моих учеников, успешно закончивших обучение по данному УМК и перешедших в гимназию № 6 г.Томска и другие общеобразовательные учреждения. Мною были разработаны образовательные программы по всем учебным предметам, а также программы внеурочной деятельности «Я-эрудит», «Школа безопасности», Я-гражданин». Кроме того, с внедрением новых стандартов я работала в составе ПТГ прогимназии «Кристина» по созданию технологических карт по формированию УУД.
С 1 класса учу детей наблюдательности, любознательности, привлекая своих учеников к исследовательской деятельности, которая начинается с прогулок в режимное время на территории прогимназии, экскурсий в рамках внеурочной деятельности,создания проблемных ситуаций.На протяжении всех лет обучения мои ученики были активными участниками различных научно-практических,исследовательских конференций от школьного до всероссийского уровня, что является отличным показателем создания благоприятных условий для развития личности ребенка и формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных, и, конечно, личностных универсальных учебных действий.
Немаловажное значение для успешного формирования и развития качеств ученика имеет системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов. Она реализуется в рамках накопительной системы. Одним из способов оценивания результатов обучения считаю портфолио выпускника, которое начинаю формировать со своими учениками начиная с 1 класса. В нем отражено приоритетное направление прогимназии – поликультурное образование (изучение немецкого языка,культуры и традиций немецкого народа), результативность очного участия в предметных олимпиадах, в дистанционных мероприятиях,в конкурсах,выставках, спортивных соревнованиях,акциях различного уровня,в научно-практических конференциях. Накопительная система учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Я на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбираю, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность меня, как педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её, способствуя выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а я, как педагог отслеживаю, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие, личностные и метапредметные действия. Чтобы динамика образовательных достижений учащихся за период обучения стала очевиднее, накопительную систему оценивания начинаю с ребятами с 1 класса, поэтому обязательно сохраняю первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребенка. Таким образом,максимальная накопительная оценка выпускника по результатам портфолио в 2015 году достигла 128 баллов. Однако, были несколько портфолио и с небольшим количеством баллов, что говорит о том, что не все ребята являются активными участниками олимпиад и прочих мероприятий.
С первоклассниками подводим итог каждого дня, ребята оценивают свои поступки и поведение в столовой, на уроках, на прогулке, готовность к урокам. В классном уголке наглядно можно посмотреть оценку ребенка в цветовой гамме.Командир класса, актив, дежурные заполняют (раскрашивают) итоги дня.
На протяжении всех лет обучения провожу мониторинги,комплексные работы, направленные на выявление личностного роста и качества обучения.
В этом учебном 2015-2016 году начала работать с первоклассниками , это мой третий набор обучающихся в прогимназии «Кристина».Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК « Начальная школа 21века» ,так как в ее основе лежат основные положения теории Л.С.Выготского. Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Использую в своей работе учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
- Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.
- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.
- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
- Технология. Автор Лутцева Е.А.
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации. В работе с первоклассниками придерживаюсь основного принципа обучения: природосообразности, то есть материал подбираю и использую максимально соответствующий потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности),учитываю индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Особенно внимательно стараюсь организовать адаптационный период в первом классе, помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.
Важную особенность УМК "Начальная школа ХХI века" вижу в том, что она позволяет формировать основные компоненты учебной деятельности, а это одна из приоритетных задач начального образования. В методике обучения первоклассников особое внимание уделяю целенаправленному внедрению моделирующей деятельности. На уроках математики уже с первых дней используем с ребятами конверты с фишками разных цветов, различными геометрическими фигурами, а также Танграмом. На уроках обучения грамоте активно используем квадраты зеленого, синего и красного цветов для звукового анализа слов. С первых уроков приучаю ребят к развитию контролирующей и оценочной деятельности (задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки", рубрика "Проверь себя","Оцени свою работу» и др.).Выделяя проблему обучения, прежде всего основываюсь и опираюсь на поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Ни один учитель не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы.
Суть моего подхода к обучению заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций,осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя. При этом всегда выполняю роль человека, направляющего деятельность обучающихся.
Шагаю в ногу со временем, изучаю все, что связано с внедрением ФГОС. За последние 5 лет неоднократно была участником профессиональных семинаров, конференций и других мероприятий. Имею следующие документы о повышении квалификации.
• «Внедрение нового ФГОС в начальной школе» в объеме 72 часа (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Томский государственный педагогический университет»),июнь 2011 года.
• «Технология проектного обучения, как средство развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО» в объеме 16 часов (ТОИПКРО, кафедра начального и дошкольного образования),2012 год
• Методика преподавания « Начальной инновационной школы» в условиях перехода к ФГОС в объеме 8 часов (ТОИПКРО, кафедра начального и дошкольного образования),2013 год
• Обучение по теме « Обобщение и представление результатов профессиональной деятельности учителя» в объеме 4 часов (РЦРО,2.03.15, сертификат)
Ведущая педагогическая идея моего педагогического опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, моделирование, практические занятия, а также в процессе внеклассной работы создание условий для развития познавательного интереса, логического мышления,формирования творческой активности учащихся.Уже с 1 класса мои ученики являются активными участниками групповых практических занятий по направлению
«Экономика»,
Этика-азбука добра» и т. д.
Сейчас в моем классе обучается
27 первоклассников, из них 14 девочек, 13 мальчиков. Дети подвижные, у многих преобладающей пока является игровая деятельность. Есть дети читающие, есть читающие по слогам, но у всех видна огромная тяга к знаниям, а также желание ходить в школу. Психологический климат в классе доброжелательный, основные вопросы, которые возникают у ребят-это то, это связано с игрой, дружескими отношениями. Мои ученики обучаются в школе полного дня, где есть возможность и учебы, общения, и прогулок, и выбора кружков по душе и интересам.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В ФГОС второго поколения обозначено одно из главных требований общества к выпускникам школ -способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Самостоятельную работу учащихся организую во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.
Мои учащиеся всегда находятся в активной позиции, они- непосредственные участники процесса познания.
Самостоятельную работу стараюсь организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей.
Проектная деятельность обучающихся проходит через все уроки и внеурочную деятельность и является одной из основополагающих в моей работе с детьми , так как помогает самостоятельно добывать знания и развивает все универсальные учебные действия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, науки. Результаты этой работы всегда заканчиваются конкретным результатом. Это книжка-малышка, стенгазета, памятка, календарь и т.д.
Показателями качественного усвоения изучаемого материала в моем классе является:
-активная работа всех учеников класса;
-умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия;
-самостоятельно выполнить аналогичные задания;
-качественная успеваемость в классе 80% при 100% обученности.
Таким образом, можно сделать вывод, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни вообще.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является
внеурочная деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Данная программа нацелена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие у детей интереса к различным деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время. Особо хочется отметить участие с ребятами в городских целевых воспитательных программах-«Калейдоскоп чудес»(1 место по итогам 2010-2011 года,4 Б класс) и «Городская детская филармония»(2 место по итогам 2013-2014 и 2 место по итогам 2014-2015 учебного года).В перспективе своей педагогической деятельности планирую изучить все рекомендации и возможности УМК «Начальная школа 21 века», так как пока для меня это новая образовательная программа. Во втором классе включимся с моими учениками еще в одну городскую воспитательную программу, чтобы и у меня, и у моих ребят была возможность все время узнавать что то новое и самосовершенствоваться. Уже сейчас готовлю первоклассников для участия в городской экологической конференции. Надеюсь, что с каждым разом желающих будет больше и больше, и на выпуске ребята смогут доказать своим портфолио,что они всесторонне развивались и добились хороших результатов.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Самоуправление в начальной школе
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков