Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как подготовить ребенка к конкурсу чтецов

Подготовка дошкольников к участию в конкурсе чтецов
Малыхина Анна Александровн, учитель-логопед МБДОУ №21 г. Армавир Краснодарский край
В целях патриотического воспитания дошкольников, воспитания у них чувства гордости за свою Родину в МБДОУ №21 ежегодно проводится конкурс чтецов среди воспитанников ДОУ «Славься, Отечество!» Участие в такого рода конкурсах в период старшего дошкольного возраста является одним из наиболее значимых событий и ключевых моментов в формировании представления ребенка о величии своей страны и в мирные моменты процветания, и в годы войны. В результате системной работы по обучению воспитанников выразительному чтению старшие дошкольники МБДОУ №21 показывают высокие достижения на конкурсах чтецов муниципального и федерального уровнях, но прежде всего, высокие показатели личностного и духовного роста маленького гражданина своей страны.
Популяризация данного конкурса привела к увлечению семейных коллективов воспитанников этой тематикой, но в некоторых случаях процесс разучивания приводил к сценическим трафаретам, изображениям внешних сторон жизни той эпохи, передаче внешнего рисунка переживаний и чувств, штампу. Однако искусство обучения дошкольников выразительному чтению имеет некоторые особенности. Здесь ребенок овладевает навыками общения со зрителями, учится рассказывать о событиях, прошлого, участником которого не являлся, рассказывает «от себя» , «от я», с определенным отношением к событиям и героям.

К.С. Станиславский говорил, что чтец, в отличие от актера, не должен играть или копировать героя, он рассказывает о своем герое, при этом имея четкое отношение ко всем событиям, о которых говорится в тексте, и зная, зачем рассказывает о них слушателям сейчас, здесь, в сегодняшних условиях./ 1/
В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на исполнителя, ведь он, как правило, один воплощает авторский замысел, доносит идею произведения, т.е. осуществляет все то, что в спектакле делают некоторое количество детей, исполняя различные роли в движении, выстраивая взаимоотношения по сюжету произведения.
В художественном слове ребенок учится при помощи взрослого вскрывать и доносить смысл произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней духовную направленность – это та необходимая работа, которая формирует мировоззрение воспитанников. И мы видим, насколько важна патриотическая составляющая в этом процессе, ведь именно в детском возрасте, возможно, наиболее продуктивно закладываются основные видения действительности.

Средства воздействия чтеца на аудиторию ограничены: они не выходят за рамки словесного действия. Но именно это ограничение предполагает особенно серьезную работу во всех компонентах словесного действия и требует тщательного анализа текста. Маленькому чтецу необходимо за лаконичными стихотворными строками увидеть живой человеческий облик героев, воссоздать во всей полноте предлагаемые обстоятельства, весь тот широкий, емкий «второй план», который скрывается за текстом. Автор, вероятно, наоборот, выбирал все самое ценное из огромного жизненного материала, которым насыщено и окружено описываемое событие, шел к тем, наиболее точным словам, которые в самой сжатой и яркой форме выражают его замысел. К. Паустовский писал, что для создания «сжатой прозы» - «самой действенной, самой потрясающей»- надо то, о чем пишешь знать настолько полно и точно, чтобы без труда отобрать самое интересное и значительное, не растворяя повествование водой излишних подробностей. А сжатость, по его словам, дается исчерпывающим знанием.
Такое же «исчерпывающее знание» того, о чем рассказываешь, в силу возраста, конечно, нужно и маленькому чтецу.
Начиная вместе с ребенком анализировать выбранный текст по линии подтекста, мы углубляем и расширяем его знания о рассказываемом событии, мы постепенно воссоздаем мир, о котором пишет автор. В процессе разучивания стихотворного текста ребенок «присваивает» мысли автора, осознает, то «не могу молчать», которое послужило основой для создания произведения, и таким образом познает его смысловую направленность. Для того, чтобы ребенок был способен рассказать, не играя, о людях, их поступках , о событиях, произошедших с ними в годы Великой Отечественной Войны, важно показать ему приметы их психологической жизни, которые для слушателей раскроют внутренний мир героев, их мысли и чувства. Пассивное знание, простая осведомленность мало чем помогут чтецу, ведь «рассказывая о человеке, чтец начинает действовать и переживать за него. Он активно вмешивается в жизнь, болея болью своего героя, радуясь его радостям, взволнованно относясь ко всему, что происходит с ним»./2/
Желательно, чтобы все, о чем рассказывает чтец, он прожил при помощи просмотра видео, рассказов взрослого, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, создания тематических поделок и рисунков, то есть посредством воздействия на как можно большее количество анализаторов. Вследствие чего силой фантазии в пределах детского мышления сделал его «отчасти своим прошлым». Ведь события, о которых ребенок будет рассказывать в процессе чтения стихотворения, при правильно, как указано выше, организованной предварительной работе взрослого, заставят ребенка самого задуматься, посмотреть на события глазами той эпохи. И, конечно, в процессе грамотно организованной предварительной работы у ребенка формируется искренняя вера в справедливость своей оценки, что придает чтению убедительности, помогает воздействовать на слушателей переживаниями и мыслями, делает повествование содержательным и эмоциональным.

Литература.
1. Станиславский к.с. Моя жизнь в искусстве.- Собр. Соч., т.1, М., 1954, , с.369
2. Сценическая речь: Учебник/ Под ред. И.П. Козлялиновой, И.Ю. Промптовой, - М., 1995, с. 16

Рекомендуем посмотреть:

Конкурс чтецов в детском саду на тему: Дружба. Сценарий Сценарий конкурса чтецов для детей старшей группы Литературно-музыкальная композиция ко Дню кошек в детском саду. Старшая-подготовительная группа Музыкальный литературный конкурс чтецов в детском саду для старших дошкольникам
Развитие речи у детей раннего возраста
Опубликовано: 3479 дней назад (17 мая 2015)
Просмотров: 5862
Рубрика: Консультации
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!