Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста
Игра «Забытое слово»
Игра для развития слуховой памяти.
Положите перед ребенком 4 предметные картинки: мяч, машина кукла, кубики. Назовите их ребенку, «забывая» при этом один предмет. «мяч, машина, кукла. Правильно я назвала картинки?» Если ребенок не догадывается о пропущенном слове, уточнить: «Все я назвала картинки?» Выигрывает тот , кто за всю игру назовет больше пропущенных слов.
Через некоторое время можно использовать 5-6 картинок.
Игра «Накормим великана»
Упражняем детей в употреблении множественного числа существительных.
Ведущий говорит «У меня один предмет, а у великана много».
дыня- дыни;
булка-...;
конфета-...;
конь-...;
книга-...;
окно-...;
мак-...;
петух-...;
улитка-...;
утка...;
утюг-...;
утенок-...;
паук-...;
дом-...;
лебедь-...;
линейка-...;
калитка-...
Игра «Назови ласково».
Ведущий «Мы говорим- бант, а ласково-бантик».
бинт-...;
бот-...;
соболь-...;
билет-...;
хобот-...;
хвост-...;
куст-...;
мост-...;
лист-...;
зонт-...;
дом-...;
ноготь-...;
пень-...;
день-...;
огонь-...;
коготь-...;
уголь-...
зима- зимушка;
кума-...;
голубка-...;
стекло-...;
камень-...;
бревно-...;
горе-...;
воробей-...;
солнце-...;
медведь-...;
крыло-...;
кол-...;
воля-...;
хлеб-...;
изба-...;
хозяйка-...;
корова-...;
штаны-...;
ворона-...;
трава-...;
сторона-...;
голова-...;
борода-...;
мать-...;
тетя-...;
дядя-...;
перо-...;
зерно-...
Игра «Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь».
Упражнять в употреблении уменьшительных и увеличительных суффиксов.
Делимся на 2 команды. Команда Мальчика-с-пальчика и команда Ивана-богатыря.
Ведущий: «У Мальчика-с-пальчика рубашечка, а у Ивана-богатыря рубашища»
сапожки- сапожищи;
кармашек- карманище;
ремешок- ремнище;
топорик- топорище;
сабелька- саблища;
ножка- ножища;
ручка- ручища;
глазки- глазищи;
усики- усищи;
голосок- голосище;
силушка- силища.
Игра «Назови другим словом».
Игра для расширения словаря синонимов.
Назовите словосочетание: «Грустные глаза». Задайте вопрос ребенку: «Как можно сказать иначе, другим словом?» Дать образец правильного ответа: «Печальные глаза».
тяжелое заболевание (болезнь);
малое дитя (ребенок, малыш);
длинный путь (дорога);
бросить мяч (кинуть);
быстро прыгает (скачет);
погасить свет (потушить);
смелый человек (храбрый);
грустные злаза (печальные).
Далее можно предложить ребенку подобрать синонимы к отдельным словам.
актер (артист);
великан (гигант, верзила);
аромат (запах);
воин (боец);
друг (товарищ);
событие (проишествие, случай);
состязание (соревнование, конкурс);
старушка (бабушка).
Игра «Эхо».
Упражнять в образовании сложных слов.
Назовите словосочетание: «Листья падают. Я могу это назвать одним словом- листопад»
снег падает-снегопад;
вода падает-водопад;
звезды падают-звездопад;
сам ходит-самоход;
мед носит-медонос;
звонит попусту-пустозвон;
сено косит-сенокос;
разводит леса-лесовод;
разводит сады- садовод;
сам катит-самокат;
сам летит-самолет;
везде ходит-вездеход;
база для нефти-нефтебаза;
пыль сосет-пылесос;
ходит по луне-...;
хлеб режет-...;
кофе мелет-...;
сок варит-...;
сок выжимает-...;
мясо рубит-...;
пол трет-...;
при помощи пара возит-...;
при помощи тепла возит-...;
колонка для заправки бензином-...;
от снега очищает-...;
воздух очищает-...;
воздух увлажняет-...;
груз поднимает-...;
воду возит-...;
бензин возит-...;
цемент возит-...;
мусор возит-...
Игра « Наоборот».
Игра для расширения словаря антонимов.
В эту игру можно играть с группой детей. Дети строятся в шеренге. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним ( сказать наоборот) и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к ведущему.
Существительные:
день-...;
утро-...;
восход-...;
зима-...;
весна-...;
добро-...;
друг-...;
герой-...;
награда-...;
холод-...;
веселье-...;
расставание-...
Глаголы:
надеть-...;
согреться-...;
давать-...;
забыть-...;
здороваться-...;
бросать-...;
говорить-...;
выиграть-...;
встать-...;
найти-...;
начинать-...
Прилагательные:
умный-...;
добрый-...;
здоровый-...;
новый-...;
быстрый-...;
гладкий-...;
высокий-...;
чистый-...;
толстый-..;
пустой-...;
горячий-...;
передний-...
Наречия:
налево-...;
мягко-...;
редко-...;
случайно-...;
громко-...;
поздно-...;
глубоко-...;
широко-...;
ярко-...;
полезно-...;
трудно-...;
тяжело-...;
лучше-...
Игра «Кто этим занимается?»
Упражнять в обозначении лиц по их занятиям.
Ведущий:« Кто учит? Учитель.»
летает-...;
трубит-...;
пишет-...;
воспитывает-...;
читает-...;
переводит-...;
работает на почте-...;
играет на скрипке-...;
играет на пианино-...;
играет в волейбол-...;
играет в шахматы-...;
играет в шашки-...;
играет в теннис-...;
ездит на велосипеде-...;
играет в хоккей-...;
играет в баскетбол-...;
играет в футбол-...;
занимается гимнастикой-...;
занимается фигурным катанием-...
Игра «Кто что делает?»
Закреплять название профессий.
Ведущий:«Что делает часовщик? Чинит часы»
бетонщик-...;
пильщик-...;
каменщик-...;
сварщик-...;
стекольщик-...;
пасечник-...;
точильщик-...;
водопроводчик-...;
регулировщик-...
Игра « Мы спортсмены».
Закреплять название спортсменов.
Ведущий: «Кто ходит на лыжах? Лыжник»
бегает на коньках- конькобежец;
стреляет из винтовки- стрелок;
стреляет из лука-лучник;
плавает- пловец;
играет в шашки- шашист;
играет шахматы- шахматист;
занимается туризмом- турист;
прыгает-прыгун;
бегает-бегун;
занимается гимнастикой- гимнаст;
занимается борьбой- борец;
играет в хоккей- хокеист;
играет в футбол-футболист;
играет в волейбол- волейболист;
играет в баскетбол-баскетболист;
занимается боксом- боксер;
занимается фигурным катанием-фигурист;
ездит на велосипеде- велосипедист;
ездит на мотоцикле- мотоциклист;
занимается акробатикой-акробат;
прыгает с парашюта-парашютист.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
Логопедические кубики для автоматизации звука [Р]
Похожие статьи:
Игры на развитие речи ребёнка
Интеграция образовательной области «Коммуникация» в ДОУ