Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие в 7-9 классе. Культура речи

Внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке». Сценарий для 7-9 класса
Автор: Зирина Анна Николаевна, учитель иностранного языка
Место работы: МОУ "Основная общеобразовательная школа №10" город Шуя

Краткое описание работы: сценарий внеклассного мероприятия с учащимися 7-9 классов, цель: воспитание культуры речи учащихся, профилактика чрезмерного использования в речи слов-паразитов и сленга.
Внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке».
Цель: Воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд( список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), 2 ватмана, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейки, картинки для оформления стенгазеты, опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.
Ход мероприятия:
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.

Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 40 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик "Ералаш" - Почему мы так говорим?)

Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослый по-прежнему ее не понимали бы.

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?

Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое? Слайд 2.

Слайд 3.

Слова- паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.

Вы уже разделены на 2 команды. Одна из которых сегодня будет выполнять задания связанные со словами-паразитами, а другая с молодежным сленгом.

Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.
Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов. Слайд 5.

Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, во время подготовки, их можно тоже записать в наш паразитариум.

А теперь сленговые слова. А вот примеры, которые нашла я. Слайд 6.


Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-
17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –

А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?

Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7

• 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
• Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
• Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Для снятия стресса: Слайд 8.

• 2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
• Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.

Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9

• точка на лбу между бровями
• точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
• 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше.
Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?

Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. Слайд 10-12
- Вообще ничего не говорить.
- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
( употребление слов паразитов и сленга)
- Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
- Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Делать упражнения на дикцию.
- Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
- Стараться чаще выступать на публике.
- Больше читайте, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
- Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
- Записаться в кружок ораторского искусства.

А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране. Слайд 13

Тема, над которой работала ваша группа (сленг либо слова-паразиты).
Определение этого явления, то есть, что оно из себя представляет.
Примеры ( их вы записывали в свой паразитариум).
Способы избавления от нежелательно лексики. Выберите 2-3 самых действенных способа и запишите их.
Ну и не забудьте поработать над оформлением.

Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

Подведем итоги, у каждого из вас есть небольшая табличка, в котором вы должны оценить, интересным ли для вас было данное мероприятие, как вы работали в ходе него, и что получилось в итоге. Оценочный лист можно не подписывать.

А в заключении нашего мероприятия, еще раз посмотрите на свои газеты, вспомните все о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Сценарий устного журнала для 7-9 классов Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов: «ВИЧ/СПИД – миф и реальность» Внеклассное мероприятие для 7-9 класса на тему: Дружба

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Участник №80 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Опубликовано: 3583 дня назад (30 января 2015)
Просмотров: 20032
+3
Голосов: 3
Анна Николаевна Зирина # 30 января 2015 в 18:03 0
Самоанализ внеклассного мероприятия.

Вашему вниманию было представлено внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке».
Целью данного мероприятия было воспитание культуры речи учащихся. Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.

Недавно я проводила исследование по использованию слов-паразитов, сленга, иноязычной лексики в речи современных подростков, которое выявило следующую проблему: 100% респондентов очень часто используют их в своей речи, и 95% из них, искренне верят, что в любой момент, смогут без каких-либо усилий отказаться от их использования. Поэтому, я считаю выбранную тему актуальной, доступной и соответствующей возрастным особенностям учащихся. Так же она позволяет выполнить принцип интеграции с другими образовательными областями, в данном случае с такими предметами как, русский язык, литература, риторика.
Форма проведения мероприятия - интеллектуально-творческая игра, именно сочетание элементов творческой, игровой и учебно-воспитательной деятельности позволяют добиваться поставленных задач.
Мероприятие включало в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический.
Остановимся на каждом более подробно.
Целевой компонент. В качестве вводного момента был использован один из выпусков программы «Ералаш», подходящий к заданной тематике. Так это занятие в гостях, и я не знаю ребят, а они не знают меня, это так же способствовало созданию доброжелательной, благоприятной эмоциональной атмосферы. Ребята улыбнулись, и немного расслабились. Цель урока определяется самими учащимися под руководством учителя.
Содержательный компонент: Выбранная тема дает широкие возможности для эмоционального воздействия, а вопросы, задаваемые мной ученикам позволяли достичь связи содержания с жизненным опытом обучающихся.
Оганизационно-деятельностный компонент: Включал в себя элементы
театральной и коллективной творческой деятельности.
Выполнению принципа здоровьесбережения способствовало проведение динамической паузы, когда ребята получили представления о точечном массаже, и его воздействии.
Оценочно-аналитический компонент подразумевает проведение рефлексии различных типов. В своем мероприятии я использовала интеллектуальную рефлексию, в форме систематизации полученных знаний, и создания стенгазет. А так же рефлексию деятельности при заполнении индивидуальных оценочных листов.
Оптимальность предложенного объема материала позволяла менять виды деятельности учащихся. В ходе мероприятия мной были использованы все виды работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Поскольку учащиеся находились в ситуации стресса, незнакомый учитель, члены жюри, в ходе мероприятия мной использовалась классическая музыка. Это позволило убить сразу 2 зайцев, разрядить обстановку и оказывать незаметное эстетическое воздействие на музыкальные вкусы ребят, не смотря на то что, предложенная музыка была в современной обработке, она вряд ли могла быть услышанной ими в других ситуациях.
По окончанию мероприятия я получила следующий результат, некоторые ребята поменяли свое отношение к словам-паразитам и сленгу, стали считать их более опасными, задумались над тем, а так ли легко они смогут от них избавиться, выбрали для себя несколько подходящих методов борьбы с нежелательной лексикой. Пусть не все учащиеся поменяли свое мнение, но если я донесла это, хотя бы до нескольких человек, это уже успех.
В целом, я считаю что цели и задачи данного мероприятия, были достигнуты.
Галина Анатольевна Скабара # 1 февраля 2015 в 18:20 0
Анна Николаевна, здравствуйте! Познакомилась с представленным Вами внеклассным мероприятием "На чистом, русском языке". Предложенный материал интересный, нужный, а смена видов деятельности учащихся позволит поддерживать интерес к работе. Чем богаче словарь человека, тем у него больше возможностей выбора точного, оригинального и выразительного оформления мысли. Словарный запас у подрастающего поколения очень маленький и пестрит словами - паразитами. Из Вашего самоанализа мероприятия я узнала, что ребята поменяли своё отношение к словам-паразитам, а значит задачи данного мероприятия достигнуты. Такое мероприятие - это первый шаг для устранения нелитературных слов из речи учащихся, воспитания культуры речи. Желаю творческих успехов!
Наталья Юрьевна Троеглазова # 2 февраля 2015 в 08:12 0
Анна Николаевна, какая Вы молодец! Просмотрела ваше мероприятие с самоанализом. Мероприятие необходимо, так как дети вообще не умеют правильно разговаривать, а это происходит от того, что мало читают. В вашем мероприятии столько разных видов деятельности, после которых конечно же дети должны поменять свое отношение к словам "паразитам" и научиться контролировать свою речь. Творческих ам успехов!!!!!
Фарида Фаридовна Пайвандова # 5 февраля 2015 в 14:54 0
Добрый день! Интересное и познавательное занятие.Обязательно буду использовать в своих мероприятиях.Большое спасибо.
Татьяна Викторовна Гусева # 10 февраля 2015 в 10:15 0
Здравствуйте, Анна Николаевна! Какая замечательная разработка - слов нет. Сейчас готовлюсь к Декаде гуманитарных наук, с Вашего позволения использую кое - что для своего внеклассного мероприятия. Положительные моменты:
- связь с психологией (точки для "Снятия стресса");
- не просто лекция, а диалог, который приводит к разным вариантам развития человека;
- огромный выбор упражнений, которые закрепляют навык культурного общения.
Спасибо за интересный опыт.
С уважением, Гусева Татьяна Викторовна
Наталья Васильевна Севостьянова # 24 февраля 2015 в 08:04 0
Здравствуйте, Анна Николаевна! С особым интересом ознакомилась с Вашим мероприятием "На чистом, русском языке",так как проблема актуальна в любой школе в любое время.Вами чётко сформулированы цель и задачи мероприятия.В ходе работы давались определения понятиям. Я тоже так делаю практически на каждом занятии. Дети работали в командах, но не были соперниками. Это укрепляет их дружеские отношения. Ребятам давались посильные задания. Интересные способы активации работы головного мозга, снятия стресса, улучшения настроения. Ценно то, что Вы предложили мальчишкам и девчонкам множество способов борьбы с нежелательными словами. Благодаря Вам, у них есть выбор. Спасибо!!! Желаю успехов в дальнейшей работе. С уважением, Наталья Васильевна.
Людмила Анатольевна Тимченко # 1 марта 2015 в 13:15 0
Здравствуйте, Анна Николаевна! Проблема общения детей и подростков на грамотном русском языке очень остро стоит в нашем обществе. Задача педагога состоит в том, чтобы не только формировать речь детей, но и в том, чтобы вызвать желание правильно и культурно общаться в повседневной жизни со сверстниками. Ваше мероприятие направлено на формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора, профилактику чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга. Очень полезное и содержательное получилось занятие. Примите мой голос! С уважением, Людмила Анатольевна.
Наталья Геннадьевна Романова # 22 января 2016 в 20:14 0
Добрый день, Анна Николаевна. Спасибо за вашу разработку. Непременно проведу урок по ней и во всех своих классах, т.к. современный урок литературы часто превращается в постоянную устную правку речи ученика учителем. Дети совершенно разучились разговаривать просто и ясно. Зачастую они просто не понимают насколько примитивно они выражаются. Обычные замечания не могут положительно повлиять на развитие речи ребенка, а такие занятия, как у вас, способны заставить задуматься над тем, как они говорят, мотивируют на "отслеживание" чистоты своей речи и речи товарищей. Еще раз спасибо.