Развитие дискурсивной компетенции при изучении английского языка в средней школе
Повышение требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, интеграция российской образовательной системы в глобальное образовательное пространство приводит к необходимости переосмысления цели, задач и
содержания обучения на современном этапе социального развития. Целям повышения коммуникативной направленности при обучении иностранному языку отвечает становление компетентностного подхода.
В современной научной литературе под компетенцией понимают «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способности человека реализовать на практике свою ком-
петентность» [3, с. 69].
Приоритетной задачей при обучении иностранному языку выступает формирование коммуникативной компетенции, направленной на формирование навыков практического использования иностранного языка как инструмента реализации межкультурной коммуникации. Неотъемлемой составляющей модели коммуникативной компетенции выступает дискурсивная.
В отечественной методической, педагогической, лингвистической научной литературе всестороннее изучение дискурсивной компетенции осуществлялось в работах Е.Н. Солововой, И.А. Евстигнеевой, С.Ю. Тюриной и др. Е.Н. Соловова под исследуемой категорией понимает способность к организации речи, высокий уровень сформированности навыков логичного, последовательного, убедительного конструирования собственных высказываний, овладение приемами подачи и получения информации [5, с. 6].
И.А. Евстигнеева подходит к дефиниции и пониманию сущности дискурсивной компетенции как к «совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих строить и понимать дискурсы как объекты реальной действительности в
ходе ситуации общения в процессе ведения профессиональной деятельности» [2, с. 31].
В работах С. Ю. Тюриной под данной категорией понимается «способность
порождать и воспринимать различные типы дискурса с учетом параметров соответствующей коммуникативной ситуации» [6, с. 1–2]; овладение типами дискурсов, позволяющих продуцировать и интерпретировать социальное, академическое, предметное содержание профессиональной деятельности.
Таким образом, высокий уровень сформированности дискурсивной компетенции предполагает высокий уровень сформированности умений применять адекватные поведенческие коммуникативные стратегии в ходе реализации меж-
культурной коммуникации при максимально полном учете определенных форм интеракции между субъектами коммуникативного акта; умений порождать и интерпретировать различные типы дискурсов, умений адекватной имплементации языковых концептов, навыков организации связного текста [4, с. 75].
Дискурсивные умения в современной научной литературе понимаются немного шире, чем коммуникативные: в их структуру дополнительно включают экстралингвистические факторы, включая жанровые, стилистические, эмоцио-
нальные, психологические, социокультурные аспекты, что обуславливает актуальность формирования дискурсивной компетенции на всех этапах обучения иностранному языку.
Современный процесс обучения иностранному языку представляет собой «совокупность различных дидактических форм, методов и средств, с помощью
которых возможно воспроизвести предметное и социальное содержание профессиональной деятельности» [1, с. 93]. Выбор средств, форм и методов обучения зависит от поставленных целей и задач обучения, возрастных особенностей обучающихся и проч. В последние годы необходимость оптимизации образовательно-воспитательного процесса в целом и процессов формирования дискурсивной компетенции в частности требует широкого вовлечения инновационных
информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранному языку.
Под современными ИКТ в научной литературе понимают «различные способы произведения, получения, хранения, обработки и передачи информации посредством технических, компьютерных средств и Интернет-техноло-
гий» [2, с. 48–49]. На сегодняшний день в системе образования успешно применяются такие виды ИКТ, как проектные технологии, электронная почта, вебфорумы, блог-технологии, вики-технологии, подкасты.
Основными преимуществами современных ИКТ в системе школьного образования выступает повышение мотивации к реализации обучения; моделирование информационно-образовательной, социально-психологической среды, усло-
вия которой максимально приближены к ситуациям реального общения; высокая
наглядность предоставляемых дидактических материалов; оптимизация реализации принципов индивидуализации обучения; высокая степень интерактивности,
направленная на раскрытие потенциала, креативных способностей обучающихся; формирование навыков адекватной саморефлексии; оптимизация, повышение объективности контроля усвоения знаний, умений и навыков [2, с. 47].
Таким образом, использование современных ИКТ в процессе формирования дискурсивной компетенции отвечает целям формирования таких неотъемлемых составляющих дискурсивной компетенции, как умения применять адекватные,
социально одобряемые коммуникативные стратегии при реализации межкультурной компетенции в ситуации, максимально приближенной к ситуациям реального академического, профессионального взаимодействия.
Список литературы
1. Алешанова И.В. Развитие дискурсивной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе / И.В. Алешанова, Н.А. Фролова // Успехи современного естествознания. – 2014. – №11 – С. 92–94.
2. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз): Дис. … канд. пед. наук / И.А. Евстигнеева. – Там-
бов, 2013. – 228 с.
3. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) / И.В. Коняхина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – №11 (126). – С. 68–71.
4. Попова Н.В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции / Н.В. Попова // Иностранные языки в школе. – 2011. – №7. – С. 74–80.
5. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / E.H. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
6. Тюрина С.Ю. О Формировании навыков дискурсивной компетенции при подготовке переводчика в сфере профессиональной коммуникации / С.Ю. Тюрина // Вестник Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина». – 2007. – №1. – С. 1–3.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Рождественская книжка на уроке английского языка
Конспект урока английского языка в 7 классе «Мои летние каникулы»
План-конспект урока английского языка по теме: «Праздники в моей стране» для 6 класса
Welcome to Annovka!
Похожие статьи:
Конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме «Времена года»
Информационные технологии на уроках английского языка
Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: Хэллоуин, 5 класс
Конспект урока английского языка в 5 классе по теме: Праздники
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе