РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА В ДОУ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.
Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на здоровье детей.
С 2015 года на базе детского сада действует Региональная инновационная площадка по теме: «Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста»
Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокийуровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.
Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения в РФ, более чем у 30 % детей дошкольного возраста наблюдаются те или иные заболевания. Увеличивается число детей с врождёнными пороками.
Актуальными проблемами детского здоровья на сегодняшний день являются:
• гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения и т.д.);
• детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки дома, излишнего шума и нервозности в детском коллективе);
• тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье)
Исходя из этого, главной задачей коррекционно-образовательной работы дошкольного учреждения является создание современной интерактивной и эффективной коррекционно-развивающей среды для оздоровления, коррекции, обучения и воспитания детей.
В рамках инновационной площадки, была составлена программа «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ГРУППЫ "РОСИНКА"»
Программа ориентирована на создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего компонента в условиях коррекционно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Наша программа предусматривает различные формы организации активной деятельности детей в разных видах образовательного и воспитательного процесса, которые мы используем ежедневно.
Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, индивидуальные коррекционные с использованием корригирующих упражнений и музыкальные занятия с элементами логоритмики, дыхательной и артикуляционной гимнастики. Педагог-психолог регулярно занимается с детьми танцевально-двигательной терапией — это эффективный и уникальный процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции ребенка.
За основу нашей деятельности мы взяли следующие технологии. Каждый день мы проводим зрительную гимнастику.
Для профилактики зрительного утомления в образовательном процессе мы используем офтальмотренажер Базарного, расположенный на одной из стен групповой комнаты. Мы проводим зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий. Также мы берём зрительную гимнастику, построенную на основе мультипликации.
Чтобы преодолеть мышечное утомление физминутки проводим в форме игрового стретчинга (растяжек). (Например: Я детей превращаю в зёрнышко, Вас посадили. Пригрело солнце и вы стали расти, тянуться к солнцу). Также физминутки мы проводим в форме ритмопластики.
В течение дня, в различные виды деятельности мы включаем песочную терапию и кинезиологическаие упражнения. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Она представляет собой учение о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические упражнения.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка легко коррегируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями, у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи. Метод кинезиологии направлен на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Благодаря спонсорской деятельности, которую осуществляет Сахалинская Энергия через конкурсы грантовых проектов и для эффективной работы инновационной площадки, нами были разработаны два грантовых проекта-это "ТИМОККО" - КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ, и «Мир, где коррекция и познание – радость», направленные на внедрение инновационных технологий в организацию коррекционно-образовательного процесса и на создание современной интерактивной и эффективной коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и закуплено оборудование.
С целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей мы регулярно используем комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» и «Буквы, цифры, цвет». В ходе систематических занятий на данных комплексах решаются такие задачи как:
Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности. Повышение скорости реакции, улучшение памяти. Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры. Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно. Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений. Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия. Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук. Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
При работе на комплексах дети активно действуют и самостоятельно принимают решения по ходу игры. Функция биологической обратной связи, которая заложена в тренажёрах, способствует тому, что дети самостоятельно контролируют свои действия при выполнении речедвигательных упражнений, им не требуется контроль со стороны взрослых. И самое главное, т.к. мы используем интерактивную доску, дети во время работы на комплексах подвижны, а не сидят за столом: они имеют возможность передвигаться по групповой комнате.
Волновой «Тренажер Агашина» используется на занятиях по физкультуре и в физминутках, кроме того, мы используем его при отработке слоговой структуры слова и других видах образовательной деятельности. Волновой «Тренажер Агашина» обеспечивает профилактику заболеваний и лечение сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, связочно-суставной и др. жизненно важных функциональных систем человека. Тренирует скоростно-силовые свойства, координацию, выносливость, точность и стабильность двигательных действий.
Кроме того, в коррекционно-образовательную среду были включены тренажёры и интерактивные пособия: арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом. Двухсторонняя тактильная панель «Звездочка». Панно «Кривое зеркало». Змейка-шагайка 10 элементов. Ручные лабиринты. Балансировочная доска-лабиринт.; тактильная дорожка; тактильные платформы. Устройство для сенсорных комнат «Сухой дождь». Пособия для интерактивной доски. Дети работают на интерактивной доске на занятиях и в свободное время.
На данный момент ожидается поставка еще двух видов оборудования по грантовому проекту, это - Зрительно-вестибулярный тренажер «ЗЕВС» и Сенсорно-дидактические кресты.
Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. В нашем же случае, в результате реализации инновационной площадки мы получили модель коррекционно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения компенсирующего вида, что позволило повысить эффективность осуществления коррекционно-развивающего процесса, улучшило психологический микроклимат, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Благодаря внедренным проектам, наша группа педагогов и специалистов организовала эффективную коррекционно-развивающую среду и освоила новые интерактивные пособия и современные тренажёры терапевтической направленности, тренажёры для снятия эмоционального напряжения.
В результате введения обновлённой коррекционно-образовательной среды и регулярных занятий на коррекционных тренажёрах и интерактивных пособиях произошло улучшение показателей коррекционно-развивающей деятельности:
более 80% детей освоили коррекционно-образовательную программу , 90% детей овладели нормативным произношением; 70 % воспитанников научились концентрировать внимание и сохранять сосредоточенность.
У детей развились коммуникативные и творческие способности; улучшилось эмоционально – психическое состояние; была выработана устойчивая мотивация к речевой самореализации.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности ряда образовательных учреждений свидетельствует о резком повышении интенсивности применения педагогических нововведений в практике их работы, но возрастает и процент нереализованных педагогических инноваций. Объяснить этот факт можно, как минимум, двумя причинами. Первая состоит в том, что инновации, как правило, не проходят необходимой экспертизы на уровне образовательного учреждения, вторая – в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в теоретико-методологическом, ни в организационно-педагогическом, ни в материально-техническом плане.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Эссе воспитателя детского сада. Педагогический подход
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников