Воспитание культуры речи у детей
Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением и родителями.
Речевое поведение человека — сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т. д.) с одной стороны, и с другой — в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях. К этому добавим и неречевые (невербальные) средства коммуникации — жесты, мимику, тональные особенности.
Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстановке общения, в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение.
Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т. д.
Следовательно, речевое поведение человека — это разновидность и составная часть его социального поведения.
Детская речь прекрасно описана Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»; речь детей изучают психологи и психолингвисты. Однако и без специального исследования каждый отличит речь ребенка от речи взрослого.
Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш, например, говорит: «Приходите к нам вчера», «Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т. п. Подобное словотворчество не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей родного языка.
Вот почему педагоги и родители должны понять, что вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детской речи. Разговаривая с ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое развитие.
Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи как следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление рассказывать может пропасть.)
Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих, как образец для маленьких.
Важно уметь отличать развязаность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения.
Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке, сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил, вылепил, нарисовал, смастерил.
Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения. Особого внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как недостает этой способности нашим детям! В практике же как раз и наблюдается пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают взрослые или спит малыш и т. п.). Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.
Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
С детства нам говорили о том, что существуют «добрые, волшебные слова»: «извините», «спасибо», «пожалуйста», — и мы свято верили в их магическую силу. Но проходили годы и мы все чаще убеждались, что многие люди практически не обращают на них внимания. Вера в волшебство этих слов уходила вместе с детством. В слове — суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникают следующие задачи воспитания:
— формировать у ребенка культуру речи;
— учить его четко и ясно произносить слова;
— правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
— вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
— не перебивать говорящих;
— внимательно выслушивать указания старших;
— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
— не вульгаризировать речь словами-сорняками;
— спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того,
какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением — и, подражая, копируют услышанное.
В детском саду воспитатели и дома родители должны следить за тем, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи? Все это и многое другое необходимо понять в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях.
Если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.
Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье.
Важно знать, что наша речь — это не только набор слов, передающий информацию, эти слова составляют звучание, причем разное: громкое, тихое, резкое, мягкое, красивое мелодичное или обрывистое. Малыш по этим признакам с первых дней начинает «калибровать» Вашу речь и сначала именно чувствует, что Вы хотите сказать, какое у Вас настроение и что Вы собираетесь делать. Какие у него помощники? Сначала ушки, потом уже глазки. Причем обратите внимание, когда ребенку непонятно или интересно то, что Вы говорите — он смотрит именно на Ваши губы — это они являются тем инструментом, который наигрывает новую песенку: «Подойди сюда»» — это одна песенка, «Подойди, пожалуйста, к маме» — это другая, немного длинней. Лучше учить сразу ее.
Автор: Черенкова Елена Феликсовна
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Как написать характеристику на ребёнка в детском саду
Обучение в развитии детей дошкольного возраста
Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий