Обучение характеризуется нами как взаимосвязь учения и педагогической деятельности. Учение связано с усилиями детей, овладевающими тем или иным содержанием образования.
Мы придерживаемся взглядов В.В. Давыдова, выделившего две теории учения:
ассоциативно-рефлекторную, где ассоциации рассматриваются в качестве главного основания памяти и обучаемости человека. Ассоциации, ведущие от восприятий к представлениям и понятиям, формирующимся при многократном выполнении соответствующих действий в процессе упражнений. Содержание этих понятий идентично содержанию исходных сенсорных компонентов ассоциаций. Для более успешного осуществления этого процесса могут создаваться проблемные ситуации;
деятельностную, опирающуюся на понятия «действие» и «задача» как существенные компоненты целостной деятельности. Учение характеризуется с деятельностной позиции. Учебный материал раскрывается путем описания его преобразования в ситуации некоторой задачи.
Деятельностная теория учения в центре внимания ставит мышление, направленное на решение познавательных задач; ассоциативно-рефлекторная — опирается на память, удерживающую связи в сфере восприятия, проводит линию на управление процессами организованных упражнений. Специфическая особенность учебной задачи — овладение детьми общим способом действий в процессе ее решения. Воспитание и образование здесь выступают как всеобщая и необходимая форма психического развития детей, именно как форма организации этого процесса, а вовсе не самостоятельный процесс, происходящий наряду с развитием.
Анализ современной практики дошкольного образования свидетельствует о том, что она до сих пор преимущественно ориентируется на ассоциативно-рефлекторную теорию учения и направлена на решение прагматических задач, приспособленных к детским интересам. Множество так называемых игр и игровых материалов в основном предназначено для расширения знаний и умений, особенно умений считать, читать и писать, т.е. призваны решать узкие утилитарные задачи.
В целом ныне существующая практика дошкольного образования недостаточно приспособлена для решения современных задач развития детей, живущих в эпоху принципиально новой информационной среды и постоянно расширяющихся средств получения информации.
Источник развития личности — вариативное образование, позволяющее реализовать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Оно понимается как процесс, направленный на расширение возможностей выбора содержания, средств и способов педагогической деятельности с целевой установкой на формирование в совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками картины мира, обеспечивающей его ориентацию в различного рода жизненных ситуациях. Реализовать это возможно в условиях многофункциональных деятельностей при использовании полифункциональных средств и технологий образования, позволяющих достигать положительных результатов развития детей с меньшей затратой энергетических усилий как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Основная его задача заключается в создании интегрированного содержания образования, выступающего в качестве решения образовательных задач более экономным путем, рассматривается как путь оптимизации условий развития ребенка при уменьшении его психологических нагрузок.
Интегрирование в образовании как всеобщий принцип предусматривает объединение частей образования в одно целое. Взаимодействие частей содержания образования обеспечивает его системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект. Принципы системности и интегрирования содержания помогают осуществлять синтетический подход в образовании дошкольников и преодолевать его предметный характер, позволяют формировать представления детей о мире как едином целом.
В современной практике работы ДОУ можно выделить следующие подходы к системности и интегрированию содержания образования дошкольников:
— тематическая организация содержания образования разных разделов программы, чаще всего связанных с познавательным развитием детей. При этом интегрирование, как правило, осуществляется на основе формальной его общности, ассоциативных связей. Очень редко обеспечивается связь выделенных задач образования. Интеграция, построенная на основе внешних ассоциаций, очень часто подчиняет одни направления развития детей другим, например, познавательному — социальное, художественное. Этим нарушается целостность и гармоничность развития личности ребенка и таким образом интеграция переходит в деинтеграцию;
— интеграция содержания образования через организацию разных видов деятельности, прежде всего игры и обучения. При этом разрушается специфика как деятельностей, так и форм их организации, а значит снижается их развивающий эффект;
— обеспечение интеграции содержания образования, направленного на развитие универсальных способностей детей и организации соответствующих им действий со знаково-символическим материалом;
— интегрирование содержания образования, цель которого — обеспечение развития у детей целостной картины мира на основе интегрального построения его образа;
— традиционный принцип сезонности, в соответствии с которым развитие представлений о мире осуществляется во взаимосвязи с природными явлениями.
Наиболее обоснованно с точки зрения развития дошкольников, как нам представляется, интегрирование содержания образования на основе задач познавательного развития детей. Это связано с тем, что его содержание, с одной стороны, наиболее сложно по своей структуре, с другой — определяется целенаправленно создаваемыми педагогическими условиями.
Основанием интегрирования содержания познавательного развития могут выступать обобщенные знания детей о мире в форме таких представлений, как: качество и количество, пространство и время, причина и следствие; а также способность детей выделять такие общие отношения между предметами и явлениями, как целое и часть, отношения порядка, последовательности; способности определять сходство и различия, систематизировать и группировать объекты по разным основаниям: цвету, величине, форме, назначению; делать обобщения.
Могут быть использованы разные способы объединения задач познавательного развития детей в одно целое, связывания отдельных частей образования в целостные системы. Одни из них позволяют одновременно учитывать несколько свойств объектов и объединять их в целостность. Например, по форме, величине и цвету — мячи, кубы, кирпичи, листья деревьев, цветы и т.д. Другие способы могут конструировать целое на основе их функции: мебель, посуда, одежда и др.
Интегрирование содержания познавательного развития может быть использовано в качестве условия более эффективного развития ребенка в других направлениях: речевом, социальном, художественном и физическом. В одних случаях при решении задач познавательного развития можно использовать накопленный детьми опыт при решении задач художественного, социального и физического развития. В других случаях достижения детей в познавательном развитии можно использовать при решении задач других направлений. Например, прежде чем ставить задачу умения использовать величину, форму, цвет в качестве средства создания образа в изобразительной деятельности, детей необходимо познакомить с этими свойствами объектов в процессе специально организованных игр с дидактическими материалами и игр-занятий.
Процесс познавательного развития осуществляется в единстве с развитием речи. Именно язык позволяет детям дошкольного возраста выйти за пределы непосредственного восприятия мира, обобщать и дифференцировать представления о нем. Овладение речевыми формами общения помогает устанавливать и постепенно осознавать их взаимоотношения с другими людьми. Ориентировка детей в мире человеческих отношений, восприятие и понимание различных эмоциональных состояний взрослых и сверстников — условия социализации ребенка. Особое значение для развития имеет вера в свои возможности, постепенное понимание своего «Я». Общение детей, в частности на познавательные темы, помогает решать задачи социального развития.
Обучение как форма педагогической деятельности включает:
— непосредственное взаимодействие и общение воспитателя с детьми (прямое обучение), когда инициатива принадлежит воспитателю;
— взаимодействие и общение детей между собой (взаимообучение), когда обучение происходит в форме передачи, обмена опытом между детьми при объединении их в пары или малые группы;
— самообучение ребенка в процессе индивидуальной деятельности с игровыми материалами (автодидактизм), когда обучение проходит с помощью специально организованной среды, преобразованной воспитателем в ситуацию развития.
В реальной педагогической практике эти процессы взаимосвязаны.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы содержание обучения, отвечающее возрастным возможностям детей, преобразовать в нечто жизненно важное для каждого конкретного ребенка. А это возможно при наличии реальной взаимосвязи закономерно следующих друг за другом элементов образования: целей, задач, содержания и результатов, направленных на непрерывное развитие детей. При этом основное внимание воспитателя должно быть сосредоточено на сохранении и развитии индивидуального в ребенке. Другие элементы обучения (формы организации, педагогические технологии) выступают в качестве условий для максимально эффективного развития детей. Обучение детей невозможно без присутствия любящего взрослого. Без личностного общения взрослого с детьми невозможна связь поколений — передача традиций и не только в форме знаний, но и человеческих ценностей. Опыт и традиции передаются в процессе духовной коммуникации, межличностной трансляции духовных ценностей.
Дошкольники еще не могут самостоятельно строить объективную картину мира и находить собственное место в нем. Они зависят от взрослых. Чувство «самости» ребенка реализуется через единство с близкими ему взрослыми людьми. Индивидуальность сохраняется не через погружение в себя, а с помощью установления глубинных эмоциональных связей с другими людьми. Социализация ребенка осуществляется в единстве с его индивидуализацией, с учетом хода его саморазвития.
Воспитатель — активный участник процесса обучения детей, источник информации и опыта, к которому дети всегда могут обратиться. Однако это возможно лишь в том случае, когда воспитатель проявляет заинтересованность во взаимодействии с ребенком, а при организации обучения ориентируется на эмоциональное восприятие мира детьми. Главный мотив учения в этом возрасте — возможность реализации потребности в эмоциональном общении со взрослым. При этом развивающий эффект обучения обеспечивается прежде всего качеством такого общения.
Общение неравноправных, основанное на монологе, порождает отношение к воспитателю как к источнику информации, контроля, оценки (он непогрешим и все знает). Эти отношения порождают репродуктивную деятельность, так как без уверенности в себе невозможны самостоятельность и творчество. Атмосфера доверия — необходимые условия преодоления страха и отчуждения.
Эффективность педагогической деятельности во многом определяется способностью воспитателя осознавать ее смысл и значение. Он должен понимать и отделять свои трудности от проблем детей, оценивать последствия своего влияния на них, видеть мир как с собственной, так и с их точки зрения. Процесс саморазвития и самоопределения личности воспитателя невозможен без рефлексии. Эти способности рождают внутреннее удовлетворение своей работой, стремление ее усовершенствовать. Именно это выступает в качестве основного стимула педагогической деятельности. Осознание самоценности каждого ребенка стимулирует проявление интеллекта и воли. Реализуя себя, воспитатель наполняет содержанием мир ценностей детей.
Мы согласны с тем, что педагогическая деятельность включает элементы, неподдающиеся осмыслению, например, педагогическую интуицию. Но она также включает вербализированные знания, раскрывающие не только задачи, средства, формы, но и личностные смыслы и значения. Педагогический опыт развивается более полно, когда эти части не противопоставляются, а гармонично взаимодополняются; когда плодотворные идеи становятся частью интуитивных решений. Универсальная способность человеческого интеллекта — умение действовать различными способами. Поощряя интуитивное решение постоянно возникающих задач, следует стимулировать и развитие аналитических способностей воспитателей. Эти два «Я» (интуитивное и осознанное) должны дополнять друг друга. Важно и нужно понимать, какому из них отдать предпочтение в тот или иной момент.
Педагогическая культура обогащается в условиях стимулирования интеллектуальной деятельности каждого воспитателя. Наиболее благоприятные условия для развития детей создает воспитатель, для которого эта задача имеет личностно-значимый смысл. Опыт работы с воспитателями показывает, что они легче осознают и перестраивают свою деятельность, если новые требования постоянно включаются в их опыт и ассимилируются с ним; когда старый и новый опыты координируются в единую систему.
Овладение новыми знаниями проходит успешно, если воспитатель положительно оценивает свой опыт и эта оценка находит поддержку у коллег и родителей. В этом случае процесс образования приобретает не только логическую, но и эмоциональную форму. Положительное отношение к своей деятельности, как правило, изменяет отношение к себе и своим возможностям. Процесс образования доставляет радость как детям, так и воспитателю.
Образование должно быть индивидуально-ориентированным, направленным на поддержку самых разных возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Под целью индивидуально-ориентированного образования мы понимаем развитие ребенка, как особенного, единичного существа, представителя человеческого рода, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Неповторимость — основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность, как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.
Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном. Возрастные возможности реализуются через индивидуальные особенности детей. Особенное определяет всю гамму отношений ребенка с окружающим миром. Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуального в детях. Творческий потенциал ребенка реализуется в условиях гармонии его внутреннего и внешнего мира.
Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача образования — создание условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. При этом необходимо ориентироваться на тот внутренний опыт ребенка, который у него уже сложился. Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько воспитателю удается преобразовать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, т.е. когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Что же тут нового, скажет читатель, ведь один из дидактических принципов, которым должен руководствоваться воспитатель в процессе обучения, принцип индивидуального подхода к детям. Однако основная задача, решаемая при этом — учитывая индивидуальные особенности ребенка, — добиться полного усвоения содержания программы. Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, их относят к отстающим. Затем проводится дополнительная коррекционная работа с тем, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Индивидуально-ориентированное обучение предусматривает заботу воспитателя не только о реализации возрастных возможностей детей в полном объеме, но и в том, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои особенные качества и сохранить свою индивидуальность. Для этого можно и нужно использовать развивающую среду.
Развивающий и воспитывающий эффект содержания обучения определяется формами организации его процесса, обеспечивающих объединение его частей в систему.
Существует множество форм обучения как процесса взаимодействия и общения воспитателя с детьми. Формы организации обучения позволяют строить взаимодействие и общение его участников с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
Фронтальные формы обучения позволяют одновременно влиять на группу (20—25 детей). На первый план выступают отношения (воспитатель — группа), при которых взрослый и ребенок взаимодействуют опосредованно. Всем детям предъявляется одно задание, которое любой из них должен воспринимать как лично к нему обращенное. Взрослому трудно учесть потребности каждого ребенка. При этом чаще всего деловые взаимоотношения устанавливаются с наиболее самостоятельными и активными детьми. Элементы открытого и индивидуально-ориентированного обучения реализуются прежде всего по отношению к ним. Дети же, более всего нуждающиеся во взаимодействии со взрослым, остаются вне поля зрения воспитателя. В целом фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу образования, ориентированную на общие возможности детей определенного возраста.
Фронтальные формы работы в силу своей специфики чаще всего порождают авторитарный монологический тип общения. Они малоэффективны для решения задач интеллектуального развития дошкольников. Монолог воспитателя часто порождает псевдообщение: воспитатель занят своим делом, а дети своим. Содержание объяснения воспитателя часто не воспринимается и мало усваивается детьми, а значит, обучение, организованное таким образом, недостаточно влияет на развитие детей. Маленькому ребенку трудно воспринимать задания, лично к нему не обращенные, а если он и воспринимает их, то не полностью и неточно. Ребенок нуждается в индивидуальном общении и взаимодействии со взрослым. В связи с этим наиболее адекватной возрастным возможностям младших дошкольников выступает групповая форма организации обучения, охватывающая 8—10 детей.
Обучение небольшой группы детей можно строить на основе диалога и демократического общения. Это удовлетворяет потребность детей в личностном общении со взрослым. Все знают, что ребенок, получив какую-то новую информацию и пытаясь усвоить ее, старается воспроизвести ее в общении с другими. Например, на вопрос взрослого: «Какого цвета окошко?» тут же задает ему вопрос, указывая на следующее: «А это какое? Красное, да?»
Ведущая роль в обучении младших дошкольников принадлежит игре-занятию. Мотив участия в нем заключается в интересе детей к содержанию предлагаемой деятельности. Детям предоставляется право свободного выбора и добровольного участия в играх-занятиях, что сближает эту форму организации обучения с игрой. Однако руководящая роль в организации игр-занятий принадлежит взрослому: он определяет их цели, задачи, содержание и предполагаемые результаты. В игре-занятии создаются специальные условия для развития ребенка через организованную взрослым деятельность, а также детскую самодеятельность. Соблюдение принципа добровольного участия в обучении позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными интересами и возможностями, ибо, если предлагаемое содержание обучения не соответствует внутренним потребностям детей, они имеют право не участвовать в нем.
Развивающий эффект организованных игр-занятий определяется тем, насколько активно в них принимает участие каждый ребенок и насколько он может продемонстрировать свои результаты взрослому или сверстнику.
Особое место в образовательном процессе ДОУ занимает дидактическая игра как социокультурный феномен. Этот вид деятельности широко используется в качестве средства развития детей.
Интеллектуальному развитию способствуют формы организации обучения, учитывающие их возрастные возможности, а также предусматривающие варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребенку реализовать свои индивидуальные возможности. Предоставление детям свободы выбора содержания деятельности, а также свободы во взаимоотношениях и общении со взрослым и сверстниками позволяет включить в этот процесс и взаимообучение. Такая организация обучения дает возможность каждому ребенку решать задачи индивидуального развития в удобном для него темпе и при этом, не отставая от сверстников, выполнять единые для всех требования общеобразовательной программы. Следует помнить, что эффективность обучения дошкольников определяется прежде всего отношением взрослого к каждому ребенку, эмоциональным отношением детей к предложенной деятельности, тем, какое чувство она вызывает и как ребенок переживает свои успехи и неудачи. Излишняя регламентация поведения детей снижает эмоциональный тонус и вызывает в лучшем случае равнодушное отношение.
Наиболее успешно обучение, представляющее собой открытую систему, когда его содержание может корректироваться (дополняться или сокращаться) в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся, а также условий протекания обучения.
Свобода выбора форм и средств решения программных задач стимулирует интерес к результатам педагогической деятельности, преодоление авторитарных форм работы с детьми. Воспитатели убеждаются в том, что эффективность образовательного процесса определяется тем, насколько он связан с интересной для детей деятельностью при соблюдении принципа добровольного в ней участия. Конечно, при такой организации образовательной работы от воспитателя требуются особое мастерство и профессионализм. Каждый ребенок выбирает себе деятельность по душе, но условия для нее создает воспитатель, предусматривающий решение в них определенных задач.
Предоставленная детям свобода выбора приносит им больше радости, чем при авторитарных формах работы. И дети и воспитатели не боятся проявить самостоятельность, не испытывают страха перед возникающими проблемами.
В качестве основных принципов развивающего индивидуально-ориентированного обучения могут рассматриваться следующие:
— природосообразности, предусматривающий в ходе обучения ориентировку на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения и саморазвития каждого его участника;
— свободы выбора, предусматривающий право ребенка выбирать содержание деятельности, определять ее задачи, подбирать способы ее решения, партнера в совместной деятельности и др. Свобода рассматривается не как произвол, а как автономия «Я», желающего свободы другого, поскольку «Я» может быть свободным только при наличии свободы у других. Выбор не абсолютен, а относителен. Задача руководства процессом развития заключается в формировании у ребенка потребности в самостоятельном поиске возможностей для саморазвития. Этот принцип центральный, так как право на свободу — необходимое условие сохранения индивидуальности;
— открытости образовательного процесса, содержание которого корректируется в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей. Открытое образование не ограничивается строгими рамками, а может дополняться, изменяться по воле воспитателя или детей.
Авторы: Давидчук А. Н., Селихова Л. Г.
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Современные подходы к дошкольному образованию
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!