Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок переходит от мышления, включенного в практическую деятельность, к использованию символов-представлений, дающих возможность решать мыслительные задачи на основе образного восприятия. В процессе мышления детям предстоит сформировать представление о мире, создать условия для развития творческой личности, способной ориентироваться в информационном поле, критически анализировать информацию и действовать в соответствии с ней.

Все формы мышления имеют непреходящее самостоятельное значение в осмыслении действительности. Наглядно-действенное мышление как исходная ступень познавательного развития ребенка сохраняется в течение всей жизни человека и переходит в высшие виды «практического интеллекта» (А.В. Запорожец). Наглядно-образное мышление дает ребенку возможность познавать и отображать в форме представлений общие связи и закономерности социума. Образное мышление — одна из основ интуиции, необходимой для решения творческих задач.

Особая роль в познавательном развитии ребенка — в овладении способами:

— действий с реальными объектами и установления связи между ними;

— направленными на нахождение в объектах свойств, наиболее приближенных к сложившимся эталонам и позволяющим отнести объекты к определенному классу;

— позволяющими выделить признаки объектов, между которыми устанавливаются отношения и формируется целостный образ данного объекта.

Постепенно в процессе интеллектуальных действий ребенок учится выделять отличительные и постоянные признаки в объекте. Отличительными считаются признаки объекта (класса объектов), если они имеются только у объекта данного класса и не встречаются у других объектов. Постоянный признак имеется у объекта (класса объектов) всегда, т.е. он присущ всем без исключения объектам данного класса. Отношения между этими признаками аналогичны отношениям между достаточными и необходимыми свойствами объектов.

В отличие от интеллектуальных действий, действия перцептивные производятся не со знаковыми заместителями предметов, а с самыми реальными предметами, и используемые здесь средства служат лишь для более детального обследования воспринимаемого объекта и создания его конкретного образа. Образ создается в процессе анализа объективной действительности с помощью системы общественно выработанных сенсорных эталонов. Практические обобщения возникают на основе предметных средств решения задачи. Это основа развития речевого дискурсивного мышления. Развитие детского мышления начинается с чувственного познания действительности, далее поднимается до понятий (обобщений) и потом снова возвращается к действительности. За развитием мышления ребенка, переходом восприятия детьми действительности к более глубокому ее пониманию лежит развитие личности.

Мышление дошкольника сохраняет наглядно-образный характер, но оно может отражать и в форме представлений не только единичное, но и общее, не только внешнее свойство объектов и явлений, но и некоторые существенные отношения, имеющиеся между ними. Дети постепенно овладевают общими способами анализа объектов. Мышление развивается в процессе деятельности, направленной на преобразование объектов и достижение определенного результата. Действие, в котором выделяется ориентировочная и исполнительная части, — исходный пункт развития мышления.

Ведущая роль в развитии детского мышления принадлежит обучению, в ходе которого дети овладевают объективными критериями выделения и анализа разных параметров объектов и устанавливают между ними существенные связи и отношения. Благодаря этому дети могут выйти за границы своего непосредственного опыта.

Рекомендуем посмотреть:

Как оценить умственные способности ребенка

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Нет комментариев. Ваш будет первым!