Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа по обучению грудничковому плаванию

Авторская программа по обучению грудничковому плаванию «Ихтиандрики»
Автор: Писарева Анна Викторовна, тренер-преподаватель по водному поло МБУДО СДЮСШОР №3 г.Волгодонска
I. Пояснительная записка
1.1 Актуальность.
Грудничковое плавание – это молодая форма семейной рекреации, и развивается она довольно динамично. Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляется в домашних условиях и в детских бассейнах. При этом строго учитывается индивидуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если у ребенка имеется нормальный вес, то процесс можно начинать с 3-й недели, но только после получения разрешения врача. Регулярные занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. В сравнении с «неплавающими» детьми увеличиваются такие показатели:рост и вес, жизненная емкость легких, силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка и питание мозга кислородом. Детки, которые постигают азы плавания начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать. Водные процедуры в первые месяцы жизни ребенка требуют отдельного внимания. В этот период перед малышом решаются общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Выполняется закаливание, воспитывается привычка к воде.Ребенок приобретает положительный опыт, который освободит его,в дальнейшем,от боязни воды.
1.2 История возникновения грудничкового плавания.
Первую школу по плаванию и закаливанию младенцев организовали в 1966 г. в Австралии тренеры по плаванию, супруги Тиммермансы. Они начинали свой процесс обучения и закаливания на примере своей родной дочери. С 1966г. по 1976 г. плавание грудничков стало прогрессивно развиваться в России, Японии, Германии и США. В те недалекие времена бывшего СССР грудничковое плавание впервые организовали москвичи в 1976. Тогда же и началось проведение научного исследования по физиологии плавания грудничков, и большое количество тех данных было резюмировано при помощи российского физиолога, профессора И.А. Аршавского. В 1979 г. на базе в педиатрической клиники в Мюнхене, появился Научно-исследовательский институт грудничкового плавания. За долгий период времени богатый опыт собирался,изучался врачами и в итоге был передан тренерам-преподавателям по плаванию.Плаванию тогда обучили более 700 малышей.В итоге малыши показали высокую степень невосприимчивости к простудным заболеваниям,к тому же они развивались по многим коэффициентам быстрее своих сверстников.
1.3 Рекомендации и противопоказания.
Занятия плаванием рекомендовано с такими диагнозами как:
• гипер- или гипотонус мышц у грудничков:
• грудничковая кривошея:
• перинатальная гипотрофия у грудничков;
• избыточный вес у малышей;
• восстановительный период гипоксически - ишемического поражения ЦНС легкой и средней степеней тяжести и недоношенность детей;
• рахит у детей;
• железодефицитная анемия легкой степени тяжести у малышей;
• легкая форма недоразвития опорно-двигательного аппарата у деток;
• ДЦП у грудничков.
Занятия противопоказано со следующими заболеваниями:
• пневмония, ОРВИ и другие вирусные инфекции у деток;
• кишечные инфекции,а также расстройство кишечника у грудничков;
• кожные заболевания у детей;
• явные аллергическое проявление на коже у детей;
• острое лихорадочное состояние у ребенка;
• острые воспалительные процессы у малышей;
• стрепто и стафилококкодермия у грудничков;
• гнойные процессы у деток;
• активная форма туберкулеза у малышей;
• заболевания органов брюшной полости у грудничков;
• детская эпилепсия;
• детский судорожный синдром;
• тяжелые врожденные пороки сердца у маленьких деток;
• вывихи и подвывихи тазобедренных суставов у грудничков;
• врожденные аномалии у маленьких мальчиков и девочек ;
• острая сердечно - сосудистая, почечная и печеночная недостаточность у детей.
1.4 Цель.
Цель программы – научить младенца превращать его врождённые инстинктивные движения руками и ногами в более восприимчивые, динамичные и более эффективные, также немаловажной целью является закаливание организма, укрепление здоровья ребенка в целом и обучение младенца жизненно важному умению – самостоятельно держаться на воде. Дальнейшее обучение маленьких пловцов спортивным способам плавания, можно будет осуществлять уже через два года.
1.5 Задачи:
1. Повышение устойчивости организма ребенка к перепаду температур и укрепление его иммунитета к различным заболеваниям.
2. Воздействие на кожу и мелкие кровеносные сосуды ребенка, облегчая насыщение тканей кислородом и улучшая кровообращение всего организма.
3. Улучшение кровообращение мозга младенца, что способствует более быстрому развитию малыша в целом.
4. Проведение лечебного массажа, ведь вода заменяет грамотные руки массажиста.
5.Тренировка правильного дыхания, что способствует развитию бронхолегочной системы, координации и т. д.
1.6 Основные принципы обучения.
С учетом индивидуального подхода к грудничковым детям, программа опирается на общепедагогические принципы: систематичность, постепенность и последовательность. Систематичность. Занятия должны проводиться систематически. Во время систематических занятий осуществляется последовательность и периодичность. При регулярных водных процедурах нужно обязательно чередование нагрузки и отдыха, а также полезна смена видов деятельности. Таким образом при систематических занятиях достигаются положительные результаты в развитии детей. Последовательность и постепенность. Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде и во время простейших проводок к разучиванию определенных плавательных движений является важным условием обучения грудничковых детей. Не следует ускорять разучивание сразу большого количества новых упражнений.
1.7 Формы занятий.
Занятия должны проводятся в бассейне в присутствии мам и под чутким руководством опытного и грамотного тренера. Мама должна выполнять с ребенком все указания тренера, а дома в ванной ежедневно закреплять все ранее изученные упражнения. Каждое занятие может начинается с нежного массажа, который делают мамины ручки. Затем с малышом проводиться несколько специальных гимнастических упражнений «на суше». Далее проводятся занятия в воде и снова легкий и расслабляющий массаж «на суше». Каждое занятие проходит в определенном порядке. Такая стабильность дает ребенку точно знать, что от него требуется. Любое занятие включает в себя несколько повторяющихся циклов, каждый цикл длится 3-5 минут. Количество циклов с возрастом увеличивается. Продолжительность каждого занятия строго зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
1.8 Реализация программы.
Приступать к водным процедурам необходимо только с разрешения врача, начиная с 3-й недели жизни ребенка. Первоначальная продолжительность занятий напрямую зависит от массы тела ребенка при его рождении. Если масса тела ребенка 2, 5 – 3 кг, то это 10 минут занятий, а если масса тела 3 - 4 кг, то продолжительностью является уже около 15 минут. Каждый месяц пребывание в воде может увеличиваться на несколько минуты и к концу курса обучения составляет уже 45 минут. Условным знаком к окончанию занятия может послужить недовольство ребенка, проявляется оно по-разному. Необходимо контролировать настроение малыша. Занятие может уменьшаться по времени, но увеличивать его недопустимо. Занятия проводятся через 1-1, 5 часа после приема пищи, если ребенок здоров и в хорошем настроении.
1.9 Врожденные рефлексы новорожденных.
Известно о двигательных сегментарных и спинальных двигательных автоматизмах, в организме ребенка они хранятся всего лишь несколько месяцев. Среди двигательных сегментарных рефлексов выделяют частную группу - оральные (ротовые) автоматизмы новорожденных детей. Сегменты ствола мозга, отвечающие за их появление, обеспечивают малыша принятия приемом пищи. А вот рефлекс под названием сосательный, проявляется у ребенка в ответ на любое раздражение ротовой полости. Малыш сразу же приступает к приему пищи, т.е. к сосательным движениям. Этот немаловажный рефлекс присутствует у новорожденного и сохраняется он в первый год жизни.
Хоботковый рефлекс - выпячивание губ малыша в виде "хоботка" в ответ на быстрое и отрывистое прикосновение к ним пальцев. Рефлекс вызывает автоматическое сокращение мышцы рта ребенка - одного из главных "сосательных" мускулов. Обычно этот рефлекс сохраняется в течение 2-3 месяцев жизни, затем ослабевает.
Поисковый рефлекс Куссмауля - еще один оральный автоматизм, свойственный новорожденным. При поглаживании пальцем взрослого в области угла рта малыша, и в результате он начинает активно искать материнскую грудь: при этом его нижняя губа опускается, тянется в сторону раздражителя, туда же и отклоняется язык грудничка. Рефлекс Куссмауля сохраняется 3-5 месяцев жизни, но возможно он будет работать и дольше. Последний из оральных автоматизмов – это ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его такова: мягкое надавливание на ладонь малыша (подушечками пальцев рук) побуждает ребенка открывать рот и выполнять движение своей головы вперед, по направлению к взрослому. Обычно этот рефлекс ярко выражен до 2 месяцев, затем он начинает ослабевать. Следующая группа безусловных рефлексов новорожденных и грудных детей - это спинальные двигательные автоматизмы. К ним относится защитные рефлексы новорожденного.
Рефлекс ползания Бауэра - еще один из спинальных автоматизмов, присутствующий у ребенка с первых часов жизни. Положив ребенка на живот и приложив к его подошвам ладони, ребенок будет стараться отталкиваться от опоры. И будет продвигаться вперед.
Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона - автоматизмы, их суть заключается в содействии крепкой связи с матерью. У новорожденных происходит автоматическое сжимание пальцев ладоней, если в них что-либо вкладывается. В некоторых случаях такой захват бывает таким крепким, что малыша, ухватившегося за пальцы взрослого, можно даже и поднять в воздух (рефлекс Робинсона). Хватательный рефлекс держиться до 4 месячного возраста - далее он исчезает.
Рефлекс Галанта проявляется в изгибании спины ребенка в ответ на прикосновение его кожи в околопозвоночной линии. Малыш выгибает спину, образуя при этом дугу, открытую в сторону раздражителя. Этот рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни ребенка. Рефлекса Переза. Исследуя этот рефлекс, врач с небольшим нажимом проводит пальцем по коже над остистыми отростками позвоночника. И в ответ на такое раздражение ребенок должен разгибать туловище, сгибать руки и ноги и поднимает голову.
Рефлекс Моро - последний из спинальных автоматизмов. Вызвать его можно разнообразными способами: первый из них - хлопок ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно справа и слева от его головы; второй - внезапное разгибание ножек лежащего ребенка; ну и третье - приподнимание нижней половины его туловища на выпрямленных ногах. Ответная реакция ребенка происходит в две фазы: прежде всего ребенок быстро отводит ручки в стороны, при этом одновременно раскрывая свои кулачки, а затем - как бы охватывает себя руками.
1.10 Ожидаемые результаты.
К концу курса обучения малыш должен уметь:
- плавать на спине с активной работой рук и ног около 3-4 минут;
- плавать на груди с активной работой рук и ног около 3-4 минут;
- пытаться доставать игрушки со дна;
- делать вдох и выдох на поверхности воды при плавании.
1.11 Новизна.
Новизна работы состоит в уникальном проведении водной процедуры, а именно: на протяжении всего занятия звучит классическая музыка (Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и др. исполнителей музыки), ведь известно, и научно доказано, что такая музыка оказывает положительное влияние на детей грудного возраста, а это в свою очередь, способствует качественному и эффектному педагогическому процессу обучения.
1.12 Влияние плавания на организм человека.
Человек, оказавшись в воде, начинает чувствовать потребность в движении, а именно: возникает желание поплавать, понырять и поработать руками и ногами. Это происходит из-за возбуждения нервных окончаний, заложенных в коже, при этом возникает высокий поток импульсов, поступающих в мозг, а оттуда уже во внутренние органы, рождая энергию и бодрость.
Плавание считается идеальным видом движения, и конечно же, ни один вид спорта не может похвастаться таким огромным гигиенически - оздоровительным и лечебным эффектом, как плавание. Это объясняется некоторыми факторами, а именно : водная среда и образованные ею физическое, механическое и температурное влияние являются причиной множества положительных реакций организма, обеспечивающих профилактику и лечение различных заболеваний.
Плавание улучшает функциональные возможности центральной нервной системы, ее вегетативных функций, повышает подвижность нервных процессов. Преимущественно оно полезно для тех детей, у которых в избытке возбужденность. Положительная температура воды оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, делая ребенка более спокойным, и обеспечивая малышу крепкий сон. Когда тело человека погружается в воду, создаются своего рода условия для работы сердца и всей сердечно - сосудистой системы в целом. Сердце увеличивается в объеме и перекачивает намного большее количество крови. Давление воды на весь уровень тела способствует движению венозной крови от периферии к сердцу.
Занятия плаванием — это самая лучшая тренировка для дыхательной системы. При вдохе происходит напряженная работа дыхательных мышц, ведь им приходиться справляться с давлением воды, давящая на поверхность грудной клетки. И при выдохе происходит тоже самое что и при вдохе, т.е. он также затруднен. Такие регулярные упражнения для дыхательной мускулатуры делают ее намного крепче, а это в свою очередь увеличивает подвижность грудной клетки.
Во время плавания происходят изменения и в составе крови. Известно также, что плавание закаляет весь организм человека, повышает его устойчивость к температурных колебаний, так же происходит повышение иммунитета к простудным заболеваниям. Еще вода оказывает на кожу как механическое, так и термическое влияние. Она смывает с кожи грязные частицы, пот, кожное сало, верхний слой эпителия.
Плавание напрямую влияет на рост и вес ребенка.
Плавание – это необходимое средство для создания мышечного корсета ребенка.
Занятия плаванием оказывает содействие к уменьшению лишних жировых отложений. Вместе с тем у очень худых детей эти занятия ведут к увеличению подкожного жира, а с увеличением силы мышц происходит улучшение осанки.
Скачать Авторская программа по обучению грудничковому плаванию «Ихтиандрики»

Рекомендуем посмотреть:

Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания

Похожие статьи:

Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет

Планирование работы групп детей 7-9 лет НП в спортивном плавании | Женщина-тренер в спорте
Опубликовано: 3364 дня назад (21 августа 2015)
Просмотров: 11131
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!