Беседа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "В дружбе народов-единство России". Конспект с презентацией
Конспект беседы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста
Тема «В дружбе народов – единство России». Цель: Формирование у детей интереса и уважительного отношения к истории и культуре народов, живущих в родном городе. Задачи:
1. Продолжать формировать гражданско-патриотическую позицию и чувства к сопричастности к семье, городу, стране, культурному наследию России.
2. Развивать наблюдательность, память, диалогическую речь.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, любовь к родному краю, Родине. Оборудование: Презентация «В дружбе народов –единство России», проектор, компьютер. Для русской игры «Колечко, колечко выйди на крылечко»- колечко или другие мелкие предметы, олицетворяющие кольцо (монетка, крышка от бутылки и т. д.)
Ход беседы
Педагог:(чтение стихотворение В. Степанова «Необъятная страна».)
Если долго-долго-долго в самолёте нам лететь, если долго-долго-долго на Россию нам смотреть, то увидим мы тогда и леса, и города, океанские просторы, ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, и поймём тогда, какая, наша Родина большая, необъятная страна. Педагог: Ребята, как вы думаете, о какой стране идет речь в этом стихотворении? (ответы детей)
Педагог: Посмотрите, это географическая карта мира. Карта – это чертеж поверхности Земли. На ней мы видим материки, моря, океаны. Материки поделены на небольшие части – это страны. (Слайд №2) Педагог: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – это самая большая страна в мире! (Слайд №3) Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата Россия, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Мы все с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов. А народов в нашей стране очень много. Педагог: Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Дети: Более ста девяноста национальностей. Педагог: Да, ребята, очень много народов проживают в России. Это русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши и т.д. Каждый народ говорит на своём языке. Педагог: На каком языке общаются между собой народы России? (ответы детей) Педагог: Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Педагог: Каждый народ России имеет свою историю, культуру и традиции. Педагог: Что такое народные традиции? (ответы детей). Это то, что передается от родителей детям, внукам. Все это бережно сохраняется и передается из поколения в поколение. Бережное отношение к родной земле, к людям, родному языку, памятникам истории и культуры. Например, это народные праздники, свадебные традиции. Педагог: На протяжении многих столетий народные игры разных народов были главным весельем в праздниках и гуляньях. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры передавались от поколения к поколению.
Педагог: Мы сейчас с вами тоже поиграем. Русская народная игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
Дети садятся на стульчики в ряд. Педагог выбирает небольшой предмет, олицетворяющий колечко (монета, крышка от бутылки и т. д.), просит детей сложить ладони «лодочкой», оставив небольшую щель. Педагог обходит всех участников игры, делая вид, что опускает колечко в ладони игроков. Никто не должен знать, кому на самом деле досталось колечко. Игрок, получивший кольцо, тоже делает вид, что ничего не знает. Все игроки тут же смыкают ладони, чтобы никто не смог увидеть, у кого кольцо.
Педагог отходит на середину комнаты и говорит: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Игрок, получивший колечко, быстро встает и выбегает на середину комнаты. Дети должны быть бдительны и внимательно следить за соседями. Если игроку с колечком удается беспрепятственно покинуть свое место и выбежать на середину комнаты, он становится ведущим. Педагог предлагает детям пройти на свои места.
Педагог: Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей) Педагог: Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. (Слайд №3)
Педагог: В нашем городе вместе с русскими проживают армяне и украинцы. Армяне – один из древнейших народов мира, история которого насчитывает около трех тысяч лет. (Слайд №4) Посмотрите, какие национальные костюмы носят армяне.
Педагог: У украинцев тоже очень красивые национальные костюмы, украшенные вышивкой, как женский, так и мужской. (Слайд №5).
Педагог: Армяне, украинцы и русские в Тарусе торжественно и красиво отмечают праздники. Мы дружны, и с уважением относимся к культуре и традициям друг друга.
Педагог: Ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (Слайд №6) Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? Дети: Блины, оладьи, пирожки. Педагог: У армян национальная еда – долма. Это голубцы в виноградных листьях. Но армяне используют для начинки рыбий фарш с гречкой. Очень вкусное блюдо! (Слайд №7) Педагог: Самые вкусные вареники готовят украинцы. (Слайд №8)
Педагог: У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ лучше или хуже другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. (Слайд №9)
Педагог: Самое главное, ребята, вы должны запомнить, что все мы живем в одной большой могучей стране России, и не важно какой мы национальности. Все мы Россияне. И должны дружить и любить свою Родину. Когда мы едины – мы непобедимы!