В российской литературе понятие «гражданственность» и сама категория гражданственности сложна, многогранна, в ней переплетается очень многое. Под данным понятием многие авторы подразумевают соблюдение социальных норм, эмоциональную симпатию к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и его гражданами, определенную степень культуры граждан государства и общества, систему гражданских отношений, умение и готовность исполнять гражданские обязанности, активность и деятельность во благо государства и общества и другое. В истории российского общества тесно переплетены понятия «граждане», «гражданство», «гражданственность», «патриотизм». В литературе не разграничены данные понятия, и это создает объективные сложности в осмыслении социальных явлений, структурировании обоснованных научных выводов.
В российских энциклопедических публикациях определения понятий «гражданин» и «гражданственность» имеют значительные отличия. Так, понятие «гражданин» появилось значительно позже понятия «гражданственность». Сущность понятия последнего сводится в основном к умению убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать во благо родине, народа. Таким образом, гражданственность определяется как высшая ступень развития нравственной культуры личности.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля гражданин определен как «городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового...» [61]. Также В. Далем соотнесено понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Им отмечено, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему» [там же]. В данном словаре приведены определения понятий «гражданская доблесть (мирная и военная)». В словаре Далем определено: «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [там же]. Таким образом, понятие «гражданственность» можно соотнести не только с правовым статусом человека, но и с уровнем его образованности, сформированным пониманием состояния общества и с социальной нормативностью [11, С. 431].
В психолого-педагогической литературе причастность гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», под которым такие ученые-исследователи как А.В. Беляев, А.А. Гусейнов, И.С. Кон понимают социально-нравственный принцип и морально-психологическое состояние личности. В качестве социально-нравственного принципа патриотизм служит объединению, сплочению граждан для сохранения и развития Отечества как конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Морально-психологическое состояние патриотизма выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании и сочувствии за неудачи, в готовности к защите родной страны [7, С. 183].
В советскую эпоху патриотизм воспринимался обществом как побуждению людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как охрана ее от иноземных захватчиков.
При этом следует обозначить, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» не являются по смыслу одинаковыми. Сочетание свойств гражданина и патриота в личности может быть разным. Например, можно быть патриотом, но не быть гражданином, и наоборот.
Словарем современного русского литературного языка (1991 г.), определено понятие «гражданин» таким образом: «а) это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности; б) это человек служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе» [2, С. 113].
В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова приведено определение понятию «гражданский», которое имеет четыре лексических значения: первое означает «правовое положение граждан в государстве, их правовую принадлежность к государству»; второе и третье значения указывают на «существующие в обществе различия между гражданской жизнью и военной» - с одной стороны; «гражданской жизни и церковной» - с другой; четвертое значение связано с морально-этическим оцениванием образа жизни человека как гражданина. Он отличает его как сознательного и активного субъекта общества и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданская направленность» и т.д. [11, С. 435]
В энциклопедическом словаре «Политология» определено понятие «гражданственность» также многозначно. Гражданственность обозначена: во-первых, как «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых –психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов» [9, С. 59].
В Толковом словаре русского языка конца XX в. под ред. Г.Н. Скляревской раскрыты появившиеся в этот период в России новые словарные понятия: «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие», что характеризовало усугубление проблемы достижения баланса интересов личности, общества, государства, проблемы формирования граждан демократического государства, воспитания гражданственности [10, С. 94].
Проблема гражданственности в настоящее время является предметом специального изучения. В трудах ученых понятие гражданственности рассматривается неоднозначно, а в частности как: «единство правовой, политической и нравственной культуры; отношение или система отношений личности; позиция личности; качество или совокупность качеств; способность и готовность к реализации гражданских прав и обязанностей; ответственность личности; активность в исполнении гражданских обязанностей и долга; сознание и осознание личностью своего гражданского долга и ответственности; деятельность по реализации интересов государства и общества; свобода гражданина; интерес, ценность и мотив; способность исполнения гражданского долга и обязанностей; знание прав и обязанностей гражданина, истории своего государства; чувства и эмоции, связанные с любовью личности к обществу и государству; духовность, мораль и нравственность; долг, обязанность, признание» [6, С. 113].
Понимание гражданственности как явления противоречиво и многогранно. Не случайно оно рассматривается в литературе как интегративное и сложное.
Актуальность изучения истории гражданственности связано с появлением теории цивилизации, которая опирается на историю общественных отношений [21, С. 146].
Согласно мнению Е.Б. Черняка, определившего цивилизацию как целостную систему, имеющую свои собственные качества, можно выделить гражданственность как качество, а также качество граждан, определяющее среду обитания [13, С. 19].
Исследователем А.В. Беляевым предложено рассмотрение гражданственности в пяти аспектах:
«В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Она определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.
В социально-педагогическом аспекте
гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
В социально-психологическом аспекте
гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.
В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие» [1, С. 164].
Как видно из исследований ученых-педагогов, психологов, философов в гражданственности важное значение играет понимание содержания и важнейших сторон проявления этих качеств и их эмоциональное переживание. На этой основе у подрастающего поколения воспитывается чувство любви к Родине, появляются собственные взгляды, убеждения и установки поведения. Основным инструментом в решении задачи формирования гражданственности является содержание воспитания. Но для повышения эффективности в данной работе необходимо способствовать формированию у молодого поколения социально-нравственных качеств с определенной внутренней логикой [8, С.111].
Процесс обновления российского социокультурного пространства в начале XXI века сказался на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу наметил ряд вопросов, среди которых было и воспитание гражданственности в условиях новой России.
В настоящее время главное место в формировании гражданственности, как и других элементов базовой культуры личности, отведено системе образования.
Гражданственность на современном этапе развития образования имеет такую цель как приобщение подрастающего поколения к ценностям как отечественной, так и мировой культуры, а также ставит общество перед необходимостью определения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые помогли бы современной цивилизации, имеющей такие глобальные проблемы, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в положительном направлении. Однако трудности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования сложно осуществлять идеи, связанные с внедрением принципа гуманизма в теорию и практику воспитания.
Гражданственность в российском обществе предполагает постоянную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан с определенным государством, осуществляемую посредством их отношения к правам и обязанностям, закрепленным в действующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Понятие гражданственность у субъектов российского общества колеблется в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, которое в критические периоды может выходить за пределы, сдерживающие устойчивость системы страны [3, С. 52].
Педагогические исследования системы российского образования убедительно показывают, что гражданственность исполняет роль сплачивающего общество фактора, который устраняет негативные явления и процессы и является мощным стимулом положительного развития личности и общества в целом. Являясь конкретно историческим понятием, гражданственность в каждую эпоху имело различное социальное и ценностное содержание. Но первооснова его оставалась той, что и структура составляющих его элементов: родной дом - родной край (малая родина) - территория обитания народа - страна в целом.
В политическом определении гражданственность как фундаментальная основа демократии состоит из таких приоритетных ценностей как: общественное благополучие, права человека, свобода выбора на основе законопослушности, социальная справедливость, равенство всех перед законом, плюрализм позиций, взглядов и убеждений, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность [9, С. 72].
Следующее понятие тесно связанное с понятием «гражданственность» - «патриотизм». В педагогической литературе патриотизм определяется как чувство большой любви к Родине, к своему народу, гордости за его достижения и подвиги, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. В теории педагогики условно разграничивают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной понимают страну, где человек рос, живет и которая стала для него родной и близкой. Под малой Родиной понимают место рождения и становления человека как личности. Отечество – понятие близкое по значению «Родине», в которое вложено более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное [12, С. 283].
Как показывают данные педагогических исследований нашей страны за последние годы, в детско-молодежной среде участились такие негативные явления как жестокость в крайних явлениях, увеличилась и «помолодела» преступность. Многие дети оказываются сегодня вне воспитательной среды, на улице, где они осваивают нелегкие уроки воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия (особенно в 90-е годы) наша страна лишилась целого поколения, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами и формировать гражданское воспитание у современного подрастающего поколения [4, С. 85].
В результате посткризисных явлений, существующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, необходимо повышать уровень воспитания и образования нынешнего молодого поколения. Одним из главных направлений этой деятельности является формирование условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее интересы. Это делает проблему гражданского и патриотического воспитания одной из актуальных в системе российского образования.
Для воспитания патриотизма и гражданственности в системе образовательной работы педагогам нужно руководствоваться не только знаниями о его сущности и содержании, но и о его внутренних психолого-педагогических компонентах. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются: «потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты» [12, С. 399] . Таким образом, значимость изучения системы гражданского воспитания детей заключается в том, что в образовательной деятельности воспитание гражданина страны подразумевается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к гражданственности в современном образовании обусловлен необходимостью осознания сущности гражданского воспитания, как эффективного инструмента образовательной политики государства с учетом происходящих перемен и требований, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и модернизированный тип воспитанника.
Воспитание детей в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно трансформировалось положение подрастающего поколения, особенности функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации. Поэтому в современной России возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых осуществляется духовно-нравственное развитие детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее значение приобретает образ мыслей о патриотизме как о важнейшей ценности, охватывающей не только социальный, но и духовный, нравственный, идеологический, культурно-исторический, патриотический и другие компоненты.
По мнению Лихачева Б.Т.: «Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и гражданственность» [5, С. 293] .
Воспитывать гражданственность и патриотизм сложно без умения понимать, сопереживать другим людям, то есть без чуткого потенциала, под которым подразумевается интегративная характеристика личности, состоящая из целостности знаний, умений, навыков, способностей, потребностей, дающих возможность понимать, эмоционально откликаться и содействовать переживаниям других людей.
Гражданское воспитание в образовании является одним из основных направлений воспитания детей, которое подразумевает формирование патриотических, нравственных, культурных качеств с элементами активной общественной направленности, которая имеет социальный характер.
Формирование гражданственности у подрастающего поколения - это многогранный и трудоемкий процесс, который охватывает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать не только образовательные учреждения, но и семья, социальное окружение. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Таким образом, приведенные определения понятия «гражданственности» позволили сформировать некоторое представление о ее сущности в связи с процессами, происходившими в современном гражданском обществе. Под гражданственностью личности мы понимаем не только ее принадлежность к определенному государству и осознаваемую возможность обладать всеми правами гражданина, гарантированными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанное желание выполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благосостоянии и благополучии государства.
Литература
1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи :Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 1997 - 311c. РГБ ОД, 71:99-13/37-2.
2. Горбачевич К.С. (ред.). Словарь современного русского литературного языка. В 20 томах. Том 01. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1991. — 864 с.
3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. - М.: Пед. о-во России , 2007. - 459 с.
4. Грин Д. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства. - Издательство: Новое издательство, 2011. - 220 с.
5. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
6. 20. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96.
7. Князев А.М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. - 246 с.
8. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. / В.И. Лесняк. - Педагогика и жизнь. - №5. - 2010. - С. 110-114
9. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 273
10. Толковый словарь русского языка конца XX века. / Под ред. Г.Н. Скляревской / Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. - СПб., 1998. - 700 с.
11. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. Т. 1/ Под ред. Д.И. Ушакова. – М.: ОГИЗ, 1935. – 1562 с.
12. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
13. Черняк Е. Цивилизации и революции. - Цивилизации. - № 2. - M.: Наука, 1993. – С 34.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия