Конспект занятия с использованием ИТК по формированию гражданско-патриотической позиции в старшей группе ДОУ
Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста
Тема: «Как жили славяне» Автор: Потапова Анна Витальевна, воспитатель ГБОУ " Школа №2093", ДК №2, г. Москва Описание материала: познавательное занятие для детей подготовительной группы. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми старших и подготовительных групп. Задача: Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Цели: 1. Продолжать формировать представления детей о Древней Руси. Познакомить с жизнью древних славян.
2. Развивать познавательную активность и творческие способности в процессе экспериментирования.
3. Продолжать воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.
4. Прививать чувства доброты и любви друг к другу, окружающему миру. Материалы к занятию: Мультимедийный комплекс, презентация « Древние славяне». Для экспериментирования: краски растительного происхождения, овощи (луковица, морковь, свекла). На каждого ребенка блюдца, прищепки, салфетки. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок. Проведение дидактических игр. Знакомство с русскими народными играми. Ход занятия: Педагог: (Чтение отрывка из стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история».) Поначалу в жизни нашей было все не так, как надо. Много сил вложили люди, чтобы сделать Землю садом. Не было нигде тропинок, чтоб подняться в горы. Без мостов речушки были, недоступны, словно море. Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым. Не найти нигде кроватей, ни большим, ни малым… Были только у людей руки – только руки. И трудился предок наш, и не знал он скуки. Педагог: Мы уже с Вами знаем, что давным-давно, много - много лет тому назад не было наших городов. На просторах нашей Родины простирались широкие поля, густые леса, топкие болота. Первыми поселились на территории русской земли наши предки – древние славяне. (Слайд №2) Педагог: Как вы думаете, кто такие предки? Дети: Предки – это люди, которые жили на нашей земле много – много веков назад. Педагог: Славяне – были сильными, мужественными людьми. Посмотрите, как они выглядели? (Слайд №3) Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид древних славян: светлые волосы, высокий рост и т. д. Педагог: Жили древние славяне в деревянных домах – срубах. (Слайд №4)
Как Вы думаете, из какого материала строили свои жилища славяне? Дети: В Древней Руси самым доступным материалом были бревна! Педагог: Правильно. Славяне дома строили сообща, потому что бревна были тяжелыми, и в одиночку это сделать было сложно. (Слайд №5) Педагог: Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Славяне сообща защищались от диких животных и от врагов. Вокруг своих жилищ возводили частокол - высокую колючую изгородь. (Слайд №6) Педагог: Жили славяне небольшими группами – племенами. А так как жилища славян были из дерева, их поселения назывались деревнями. Педагог: Мужчины занимались охотой и рыболовством. (Слайд №7) А женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения. (Слайд №8) Педагог: В выходные и праздничные дни славяне устраивали гульбища, то есть гулянья. (Слайд №9) Давайте и мы с Вами немного поиграем! Физкультминутка. Мальчики: Мы работали, устали, (косят траву) только в праздник отдыхали – рубахи красные надевали, пояском их подвязали.(показывают) Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки) На нас, нарядных, поглядите! ( руки в стороны, выставляют ногу вперед) Девочки: А мы тоже наряжались, (руки в бока) в хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают) угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою. Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали, лапти быстро надевали и скорей к парням бежали. Педагог: Это были очень веселые гулянья. И готовились к праздникам славяне тщательно и продуманно. Женщины шили красивые одежды, готовили вкусные блюда. (Слайд № 10) Педагог: Чтобы сшить красивые наряды, требовалось вложить много труда. Сначала вырастить лен ( Слайд №11) Затем лен скосить, высушить и помять. (Слайд № 12) Далее расчесать лен. (Слайд №13) Соткать полотна. (Слайд №14) Выстирать полотна, на солнце выбелить. (Слайд № 15) Полотно готово! Из готового полотна шили рубахи, сарафаны, костюмы. (Слайд №16) Педагог: А чтобы одежда выглядела празднично, ее украшали вышивками или окрашивали в яркие цвета. Вы хотите попробовать окрасить ткань, как это дели славяне в древние времена? Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к столам, ткани красят стоя) Педагог: Как Вы думаете, чем могли красить ткани в древние времена? (ответы детей) Педагог: Что Вы видите у меня на столе? (свекла, морковь, луковица) Педагог: Как Вы думаете, как получить краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей). Педагог: Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А как получить коричневую краску? (предположения детей) Педагог: Правильно. Шелуху от луковицы необходимо долго кипятить. А теперь приступим. Педагог: Возьмите кусочек ткани и с помощью прищепки опустите в блюдце с растительной краской.
(Дети самостоятельно окрашивают ткани) Педагог: В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей) Педагог: Теперь ткани необходимо высохнуть. Вот, так окрашивали ткань или готовое изделие славяне в древние времена. Педагог: На следующем занятии мы с Вами подробно поговорим о быте, ремеслах и занятиях древних славян.