НОД по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием ИКТ
НОД в подготовительной группе. Тема: «Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие в коррекционной логопедической группе детей с ОНР. Данный материал может быть интересен воспитателям и логопедам детского сада.
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему»
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять знания детей по лексическим темам: «Зима», «Животные севера»
Уточнить и активизировать словарь по темам.
Учить детей самостоятельно составлять последовательность рассказа в графическом изображении.
Продолжать обучать детей составлению описательных рассказов с опорой на схему.
Учит детей заучиванию стихов по мнемотаблице.
Закреплять и совершенствовать навыки слогового и звукового анализа и синтеза.
Формирование грамматической стороны речи: согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
Формирование навыков чтения и письма
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, мелкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Оборудование:
Аудиозапись песни синички, презентация «Живая мнемотаблица « Белый мишка», физминутка для глаз: « Снеговик», конверт с письмом от Зимы, слайды синички, зимы, белого медведя, ёлки; схемы-квадраты, листы белой бумаги, шарики с заданием, дощечки для звукового анализа и составления букв, подарки, 2 корзинки. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент. Логопед: Ребята, скоро вы пойдёте в первый класс, давайте с вами вспомним правила поведения в школе. К чему мы должны стремиться, чтобы быть послушными и умными первоклассниками. Дети:
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На занятье не зевать,
А работать, отвечать.
Чисто, верно говорим
И за речью мы следим! Логопед: Итак, начнём, надеюсь, вы меня не подведёте. Я в вас верю!
Сегодня мы с вами поговорим (Аудиозапись: «Песня синички»)
Ой, что это за звуки, ребята, вы слышите? Чья это песенка, как вы думаете?
(дети предполагают, отгадывают, что это поет синичка)
Давайте подойдем к окну и посмотрим, действительно ли это так?
Слайд №1 : «Синичка» Звучит аудиозапись « Пение синички» Логопед (обращает внимание на синичку):
Дети, смотрите синичка. Она принесла нам письмо.
А вы хотите узнать, что в этом письме? (Да)
Присаживайтесь на стульчики. Сейчас мы узнаем от кого же нам синичка письмо принесла? И так все уселись? Внимание!
Здесь загадка, отгадав ее, вы узнаете от кого это письмо.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? Дети: (Зима).
Слайд №2: «Зима»
Логопед: Внимательно слушайте, что нам пишет Зима.
Дорогие ребята! Я потеряла свою волшебную палочку. Помогите мне её найти. А помогут вам в этом волшебные комочки. Логопед: Что будем делать ребята? Поможем Зиме?
Дети (озадачены, где взять снежки в комнате без снега, задают вопросы). Дети: (находят листы бумаги) Логопед: Давайте вообразим, что это снег и будем делать из бумаги комочки-снежки, приговаривая волшебные слова. (Дети вместе с логопедом мнут бумажные листы, делают комочки для игры) Логопед и Дети:
«Ты снежок катай, катай
Зиме-матушке помогай!» (Дети мнут бумагу руками, превращая её в шарик.) Логопед: Ребята, предлагаю вам найти у себя на столе, то, что напоминает вам снег. Логопед: Вот наши воображаемые снежки готовы, повторяйте за мной волшебные слова:
«Ты катись, катись снежок!
Укажи нам путь, дружок.»
…Вот мы с вами и в лесу.
Слайд №3 «Зимний лес» Логопед:
Давайте поиграем в снежки.
Придумываем слова - признаки к слову снег. И бросаем снежок в корзинку.
Дети: лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, липкий, нелипкий, твёрдый, мягкий, скрипучий,глубокий, ледяной, блестящий, лебединый, ослепляющий, алмазный, жемчужный… Логопед: Какой свежий морозный воздух в лесу. Сделаем глубокий вдох носом, а выдохнем одной ноздрёй. Ещё один глубокий вдох, выдох другой ноздрёй. И ещё один глубокий вдох, а выдох ртом.
… Ой, ребята мне показалось или на самом деле стало очень-очень холодно.
Слайд №4 «Северный полюс с белым медведем»
-Да, ребята, действительно мы оказались на Крайнем севере, и нас встречает хозяин снега и льда, кто? Дети: Белый медведь. Логопед: Белый медведь ждёт нашего рассказа о нём. И мы с вами должны, самостоятельно составить схему описательного рассказа.
Я буду задавать вам вопросы, вы будете отвечать и ответы размещать в квадратиках схемы. А Белый медведь будет следить за правильностью выполнения задания. Приготовились (у каждого ребенка карточки-схемы).
Логопед (выполняет работу на доске):
- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда)
Нарисуйте в квадрате №1 снежинку.
- Какой белый медведь? Назовите слова – признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий).
Нарисуйте в квадрате №2 знак «?»
- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (Длинное, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью).
Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.
- Какая голова у медведя? Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные.
Нарисуйте в квадрате №4 треугольник, ушки, глаза и нос, острые зубы.
- Какие у белого медведя лапы?(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).
Нарисуйте в квадрате №5 лапы медведя.
- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, морские водоросли, иногда охотиться на тюленей, маленьких пингвинов).
Дети рисуют в кружочке №6 рыбок, морские водоросли, мясо.
- А кто у маленького медвежонка мама? Как она заботится о медвежатах? Назовите слова-действия? (мама медведица заботится о медвежатах, кормит, согревает, роет берлогу из снега, учит охотиться.)
Напишите в квадрате № 7 слово мама .
- А в последнем квадрате №8 мы нарисуем книгу. Догадались почему? (Белых медведей осталось очень мало. Охота на них запрещена, поэтому белые медведи занесены в Красную книгу.)
Дети рисуют в квадрате №8 книгу. Логопед: - А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему – модель и самостоятельный рассказ детей со схемой и без неё).
Рассказ.
Белый медведь.
Белый медведь живёт на севере, где много снега и льда, в Арктике.
Белый медведь большой, сильный, ловкий, хищный. Тело медведя покрыто густой, белой, пушистой шерстью. На вытянутой морде есть маленькие овальные уши, глазки – бусинки и носик чёрного цвета. Лапы у медведя сильные и когтистые, покрыты шерстью, поэтому не мёрзнут на льду и холодном снегу. Медведь питается рыбой, водорослями и мясом северных обитателей: слабыми тюленями и маленькими пингвинами. Медведица, мама белого медвежонка заботится о своих детках. Она учит их охотиться, согревает, роет берлогу в снегу, кормит. Белых медведей осталось мало. Охота на них запрещена. Белый медведь занесён в Красную книгу России.
оФизминутка «Северная страна».
Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем
открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,
руки разводят в стороны)
и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
Логопед: Порадуем Белого Мишку. Выучим стишок. А поможет нам живая мнемотаблица.
Запись «Мишка-рыболов»
Белый мишка на рыбалку,
Не спеша идёт вразвалку.
Чует мишка-рыболов, Логопед: Отправляемся дольше за снежком. Нам же надо найти волшебную палочку.
(берёт в руки снежок):
«Ты катись, катись снежок!
Укажи нам путь, дружок.»Что богатый ждёт улов.
Слайд №5 «Ёлочка» Логопед: Ребята, какая красивая елочка. На ней ещё остались шарики.
Думаю ждёт нас задание, и правильность его выполнения поможет нам в поиске волшебной палочки.
На ваших шариках задания, постарайтесь выполнить правильно. У каждого ребёнка на шарике задание: расставить согласно цифрам буквы и вписать слово в схему.
Дети читают свои слова: зима, мороз, снег, сани, лыжи, шуба, валенки, снегоход, снеговик, холод, санки, каток.
Логопед: Молодцы, ребята. Много слов мы угадали, написали, прочитали. Все эти слова относятся к какому времени года? (Зиме).
Снимем усталость и проведем себе массаж.
Самомассаж
Вот на улице мороз! (дети потирают лобик)
Все потрите щеки, нос! (трут щеки нос)
Ни к чему нам бить баклуши, (постукивают подушечками пальцев по бороде)
Ну-ка, все потрите уши, (трут ушки)
Покрутили, повертели вот и уши отогрели. (разминают уши)
По коленкам постучали, (стучат кулачками по коленкам)
По плечам похлопали, (скрестили руки и похлопали по плечам)
Ножками потопали. (топают ногами). Логопед:
И снова в путь.
Ты катись, катись снежок
Покажи нам путь дружок!
Слайд № 6 : «Лесная школа»
Снежок привёл нас в лесную школу.
Надо выполнить задание вместе с учениками-зверятами.
Для этого нам понадобятся волшебные дощечки.
Сейчас я буду бросать вам звуки, а вы превращая звуки в буквы выкладывать их на волшебной дощечке.
Приготовились, ловить первый звук : З (Дети с помощью резиночек выкладывают данный звук.)
Второй звук: И
Третий: М
Четвёртый: А Логопед: Какое слово у нас получилось? Дети: Мы получили слово ЗИМА
Логопед: Молодцы, ребята.
Идём дальше:
Ты катись, катись снежок
Покажи нам путь дружок!
Слайд №7 « Снеговик»
Нас встречает снеговик. И он приготовил для нас гимнастику
Можно встать и выбрать для себя любое место.
Запись: Физминутка для глаз: «Снеговик» Логопед: Друзья, пока мы отдыхали на полянке вырос сугроб снега. Ой, ребята, здесь кажется, под снегом что-то есть. Дети: (откапывают волшебную палочку и корзинку со снежками) Логопед: Наконец то мы отыскали волшебную палочку Зимы. Зима будет очень рада, что мы ей помогли. А мы рады совершать добрые поступки.
Вам понравилось?
А что больше всего вам понравилось? (выслушивает ответы детей) Логопед: Но верится мне, что должно произойти ещё какое-то чудо!
Если есть волшебная палочка, то попробуем поколдовать.
(Логопед берёт корзинку с комочками из бумаги, сделанными детьми в начале занятия) Логопед: обводить вокруг корзинки волшебной палочкой
Произносит слова:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахну
И комочки снежные
В конфеты превращу.
Дети берут снежки разворачивают… и получают сюрприз (конфетка, спрятанная в снежке из бумаги) Логопед:
Нам уже пора возвращаться в детский сад.
До свиданья, зимний лес.
Много было здесь чудес,
Но и нам пора прощаться
В детский сад наш возвращаться!
Презентация на тему: Обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему