Дидактическая разработка занятия «Рассказ о моем домашнем любимце»
Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО "Станция юных натуралистов" г.Новокузнецка.
В разработке представлен успешный опыт формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе у младших школьников через словесное творчество на примере конкретного занятия по дополнительной общеобразовательной программе.
Данная разработка может быть полезна учителям начальной школы при организации занятий по вне учебной деятельности, уроков внеклассного чтения, а также может быть использована педагогами дополнительного образования для проведения занятий по программам художественной направленности.
Цель занятия: Содействовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе через анализ мультипликационного фильма «Живая игрушка» и словесное творчество детей.
Задачи:
1. Личностные: воспитывать доброту, умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы;
2. Метапредметные: развивать коммуникативные способности: умение слушать собеседника, вступать в диалог с учителем и учащимися, строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; оценивать высказывание собеседника и свое в соответствии с определенными критериями.
3. Предметные: актуализировать знания о правилах поведения в природе по отношению к диким животным, формировать представления о правилах содержания домашних животных, развивать умения строить письменный текст по заданному алгоритму, выступать с сочинением в устной форме.
Методы и приемы:
- фронтальный опрос
- беседа
- анализ мультфильма по сценарию Михаила Липскерова, Владимира Пекаря
«Живая игрушка» (1982г.)
- создание рисунка «Мой любимец»
- сочинение рассказа «Мой домашний любимец» по плану
- публичное выступление с рассказом
- обсуждение рассказов в группе, оценивание по критериям
Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки.
Ход занятия
1.
Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы занятия. Целеполагание: сочинить рассказ о своем домашнем животном и представить его в группе.
2.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Какой важный экологический праздник отмечается во всем мире в октябре? (Всемирный день защиты животных)
- Какого числа мы отмечаем этот день? (4 октября)
- Как вы думаете, почему люди придумали такой праздник? (потому что животных необходимо защищать и сохранять)
-Почему же животные нуждаются в нашей защите и охране? От кого и чего нужно их охранять? (в защите нуждаются и дикие животные, которые погибают и исчезают из-за браконьерства, из-за уничтожения территорий их обитания человеком, и домашние животные, подвергающиеся жестокому обращению)
- Ребята, поднимите руки, у кого дома или у родных живут домашние питомцы. Как вы думаете, есть ли правила по содержанию домашних животных? Как нужно относиться к ним?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм, который называется «Живая игрушка».
3
.Изучение нового материала.
3.1.Просмотр мультипликационного фильма
«Живая игрушка» (1982 г., сценарий: Михаил Липскеров, Владимир Пекарь)
Анализ мультфильма. Беседа по вопросам:
1.Понравился ли вам мультфильм?
2.Испытываете ли вы сочувствие к девочке, от которой убежал зайчик? Почему? (Нет, девочку не жалко, потому что она «мучила» зайчонка).
3.Почему вы считаете, что девочка причиняла зайчику вред, ведь она кормила его, пеленала, украшала бантиками ушки? (Потому что девочка кормила зайчика кашей и конфетами, а зайчику не нужна такая пища и такой уход).
4.Как чувствовал себя зайчонок, когда был в лесу с мамой-зайчихой? (он был веселый и подвижный, гонялся за бабочками).
5.Как зайчонок стал чувствовать себя под опекой девочки? (он страдал и болел).
6.Почему зайчонок страдал у девочки дома? (Потому что она за ним неправильно ухаживала).
7.Какие условия нужны зайчику для жизни? Подумайте, ребята, хорошо ли зайчонку будет жить в доме или в квартире? Почему? (зайчонок должен жить в лесу, там его дом, в квартире ему будет плохо, потому что он не приспособлен жить в таких условиях).
8.Скажите, ребята, почему мультфильм называется «Живая игрушка»? (потому что девочка – героиня относилась к животному, как к игрушке)
9.Чему нас учит мультфильм, который мы увидели? (нельзя относиться к животным, как к своим игрушкам).
10. Как вы сами относитесь к своим домашним питомцам? (с любовью, как к членам семьи).
11.Давайте попробуем определить те правила, которые необходимо выполнять по отношению к домашним животным, чтобы они были здоровы и «счастливы». Закончите предложения:
- Прежде чем завести домашнего питомца, нужно (узнать, какие условия необходимы ему для жизни).
-Кормить животное нужно тем (что этот вид питается в естественных условиях).
-Чтобы питомец не болел, нужно регулярно (проверять его здоровье у ветеринара, вовремя ставить прививки, давать витамины и т.д.).
- Питомца нужно содержать в чистоте, поэтому необходимо регулярно (выгуливать собак, мыть, чистить туалет для кошек, клетки и аквариумы, менять подстилку в клетках и вольерах; ухаживать за шерстью, если это необходимо).
- Чтобы питомец был послушным, нужно его (дрессировать, воспитывать).
- Помните: благополучие и жизнь домашнего животного зависят от (нас самих, хозяина).
3.2.Сочинение рассказа «Мой домашний любимец» по плану.
Слова педагога: Итак, ребята, мы определили с вами общие правила ухода и содержания домашних питомцев, выяснили, что мы отвечаем за здоровье и жизнь своих «братьев меньших». А теперь давайте попробуем изобразить ваших питомцев, подготовить о них интересный и содержательный рассказ и «заочно познакомить» со своими любимцами сверстников.
Задание:
1.Нарисовать вашего питомца цветными карандашами или фломастерами на альбомном листе.
2.С обратной стороны написать о своем питомце рассказ, опираясь на план:
1.Вид домашнего животного, его кличка, возраст.
(Можно написать, почему питомцу выбрали такое имя).
2.Внешний вид питомца, характерные особенности облика.
3.Образ жизни, повадки, характер питомца, его пристрастия, любимые игры и т.д.
4.Интересный случай из жизни питомца (по желанию).
5.Ваши взаимоотношения с питомцем, ваши чувства друг к другу, совместное времяпрепровождение.
На доске вы можете увидеть рисунки и рассказы ваших сверстников из других школ.
Обратите внимание на то, что при обсуждении ваших рассказов будут оцениваться оригинальность вашего сочинения, полнота раскрытия темы, выразительность языка, ваша авторская позиция, то есть отношение к своему питомцу. Для образности, выразительности языка следует употреблять эпитеты – прилагательные, которые характеризуют какой-либо предмет, создают его образ, яркое представление о нем.
Давайте подумаем, какие прилагательные могут помочь в описании характера ваших питомцев, назовите их (шустрый, резвый, игривый, ласковый, гордый, величественный, пугливый, бойкий, задиристый и т.д.).
Какими словами и выражениями можно описать ваши отношения с домашним животным? (настоящие друзья, я испытываю нежные чувства, очень люблю, скучаю, когда долго не вижу, с нетерпением жду встречи, всегда забочусь, ухаживаю за ним и т.д.).
2.3. Представление рассказов в группе, их обсуждение и оценка.
Итак, ребята, кто хотел бы познакомить нас всех со своим домашним любимцем? Давайте будем внимательно слушать друг друга, не перебивать, не мешать рассказчику. Попробуем оценить ваши замечательные рассказы по следующим критериям:
1.Информативность, содержательность рассказа, полнота раскрытия темы.
2.Образность, выразительность языка изложения (наличие прилагательных, характеризующих облик и повадки животного).
3.Выраженность авторской позиции (отношения рассказчика к питомцу, описания эмоций, чувств к животному и т.д.).
4.Оригинальность содержания рассказа (интересный случай из жизни, необычная форма подачи материала, своеобразный авторский стиль и проч.).
Важное правило: благодарить друг друга аплодисментами за выступление.
4.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
1.Понравилось ли вам занятие? Отметьте наиболее удачные моменты работы.
2.Какие моменты показались сложными?
3.Чему вы сегодня научились? Что нового для себя узнали?
4.Какие выводы в конце занятия мы можем сделать?
(Главный вывод: необходимо беречь, любить, бережно относиться к животным рядом с нами.)
Методические советы по организации и проведению занятия:
1.Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста: 1-4 классы. Для учащихся постарше (3-4 классы) наряду с просмотром и анализом мультфильма можно использовать анализ литературных произведений о кошках и собаках (А. Дмитриева, Э. Асадова, С.Есенина и др.)
2. Тема домашних животных вызывает неизменный интерес и положительный эмоциональный отклик у детей. Если у ребенка нет домашнего животного, можно предложить ему нарисовать и описать то животное, которое ему хотелось бы иметь.
3. Если ребенок не умеет рисовать, следует ему помочь, или заготовить заранее листы-раскраски с изображением домашних питомцев.
4. Важно обратить внимание, что главное - не "красота" рисунков, а отражение доброго отношения детей к тому, кого они изображают и описывают.
5. Необходимо заранее обговорить с детьми правила слушания рассказов друг друга, написать критерии взаимооценки рассказов детей на доске.
6. Непреложным условием успешного проведения занятия является предоставление возможности КАЖДОМУ ребенку рассказать о своем питомце и продемонстрировать его изображение публично.
7. Положительную эмоциональную атмосферу, высокий уровень мотивации к словесному творчеству обеспечивает также оформление выставки детских работ в классе, на стенде в школе и т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Как научить ребенка беречь природу
Круглый стол в начальной школе на 1 сентября - День знаний "Россия - Родина моя"
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии в начальной школе
Конспект внеурочного занятия для воспитанников детского дома 7-10 лет
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экономике в начальных классах
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа Боднарука
Внеучебная деятельность в начальной школе
Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова», 4 класс