Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие в начальной школе ко Дню работников леса

Сценарий театрализованного образовательного мероприятия "Лесная школа" для учащихся начальных классов
Аннотация:
Мероприятие «Лесная школа» приурочено ко Дню работников леса, который отмечается по экологическому календарю 20 сентября.
Целью мероприятия является воспитание ценностного отношения к лесным ресурсам через углубление знаний детей о лесе как экосистеме, его обитателях и его экологическом значении.
Мероприятие может быть использовано учителями начальных классов для организации тематических классных часов, уроков окружающего мира, внеурочной деятельности; педагогами дополнительного образования и педагогами- организаторами образовательных учреждений естественнонаучной направленности.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Поздравляем вас с началом учебного года и надеемся, что во время летних каникул вы не забыли изучать природу, и, конечно, любить и защищать ее. А сегодня мы предлагаем вам совершить удивительное путешествие... Куда? спросите вы. Попробуйте догадаться сами.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем!
Ну что, ребята, догадались, о каком доме идет речь? Ну, конечно же, о лесе. Вот в лес мы и отправимся!
(Выскакивает взъерошенный домовенок с узелком за спиной)
Домовенок: Стойте, подождите, возьмите меня!
Ведущий: Ой, а это кто?
Домовенок: Я домовенок Кузя. Возьмите меня с собой в путешествие, пожа-луйста. Я всю жизнь просидел дома, никогда ничего не видел, мне так хочется где- нибудь побывать, на мир посмотреть. Возьмите меня!
Ведущий: Ну что, ребята? Возьмем с собой Кузю в лес?
Домовенок: Лес?! Ой, а что это такое?
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое лес? (ответы детей)
Ведущий: Лес - это необыкновенный город с тысячами жителей. Дома в этом городе - норы, гнезда, дупла, гайно, берлоги, а жители - звери, птицы, насекомые, растения, грибы, и все они связаны между собой.
Домовенок: Ой, как интересно! А какие растения там растут, а какие там жи-вотные живут, а люди там есть?
Ведущий: Ну, дружок, ты и в самом деле ничего о лесе не знаешь. Но не унывай! Лучший учитель - это сама природа. Ответы на все свои вопросы ты найдешь в лесной школе.
Домовенок: Неужели в лесу своя школа есть?
Ведущий: Конечно! И там тоже начался учебный год. А вот мы уже и пришли!
(Заходит Медведь)
Ведущий (детям): А это, ребята, сам директор школы - Михайло Потапович. Давайте поздороваемся.
Медведь: Здравствуйте! Сколько учеников в нашу школу пожаловало! Ну что ж, мы хорошим ученикам всегда рады, милости просим на наши уроки!
Домовенок: А какой урок первый? (прыгает от нетерпения)
Медведь: Первым уроком сегодня будет один из самых важных предметов - естествознание. Сегодня мы изучаем лес. Лес - это особое природное общество животных и растений, которые неразрывно связаны между собой.
Домовенок (подпрыгивает с места): А вы знаете у дома, в котором я живу, есть большой- большой парк, там много-много деревьев. Интересно, а лесные животные могут там поселиться? Здорово бы было - лес рядом с домом!
Ведущий (Медведю): Понимаете, уважаемый учитель, это - наш домовенок Кузя, он совсем ничего о лесе не знает, вы уж не сердитесь на него.
Медведь: Нет, малыш. Дикие звери не могут жить в твоем парке. Лес для них - это необходимая среда обитания, только в лесу они могут нормально существовать и находить себе пищу. Именно в лесу они находят укрытие и жилище. Вот зачем лес нам, животным, нужен.
Ведущий: Ребята, а нам, людям, лес нужен? Зачем?
(ответы детей)
Медведь: Вы правы, друзья! Лес в жизни человека играет очень важную роль. Только подумайте, что бы с нами было, если бы исчезли деревья, кустарники? Конечно, мы бы все просто задохнулись! Ведь леса на свету поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании люди и животные и в огромном количестве производят транспорт, фабрики и заводы. Только представьте: за 1 год всего 1 кв. км. соснового бора выделяет целых 30 тонн кислорода! А кислород необходим и людям и животным. Кроме того, лес - это главный и единственный источник древесины. Громадное кол-во древесины идет на строительство и отделку жилья человека, на судостроение, на изготовление мебели, музыкальных инструментов, бумаги и многого другого. А ведь в лесу растут не только деревья, но и растения, которые кормят и вас, людей, орехами, ягодами, грибами, дают лекарства. Да и мы, животные, живущие в лесу, нужны вам: мы даем вам мех, шерсть, перья.
Домовенок (восторженно): Вот это да! Да ведь лес - это целая кладовая природы!
Медведь: Совершенно верно, маленький друг. Жаль только, что не все люди умеют беречь эту кладовую. Но вы, ребята, я надеюсь, знаете, что лес нужно беречь и, конечно, помните все правила поведения в лесу.
Ведущий: Конечно, помним! Какие это правила, ребята?
(ответы детей)

Правила поведения в лесу.
1. Не шуми в лесу. Ты можешь напугать лесных обитателей.
2. Гуляя по лесу, старайся ходить по тропинке, чтобы не повредить лесную подстилку.
3. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви лесные цветы.
4. Не разоряй птичьи гнезда, гнезда шмелей, муравейники.
5. Не приноси домой диких животных, помни, что их дом - лес.
6. Не оставляй в лесу мусор.
7. Не оставляй в лесу горящий костер.
8. Съедобные ягоды и орехи собирай так, чтобы не повредить ветки. Грибы срезай ножичком, чтобы не повредить грибницу.
9. Из лекарственных растений собирай только те, которых в твоей местности много.
10. Не лови бабочек, шмелей и др. насекомых. Не сбивай паутину в лесу, не губи пауков.

Ведущий: Спасибо вам, уважаемый Михайло Потапович, за науку!
(Звенит звонок с урока)
Медведь: До свидания, друзья! Жду вас на своих уроках (уходит).
Домовенок: (растерянно) Неужели уже все? Уроков больше не будет? А у меня еще столько вопросов!
Ведущий: Ну почему же не будет. Просто урок естествознания закончился. Но в лесной школе еще много увлекательных предметов. Вот сейчас закончится перемена, придет учитель, и мы узнаем о лесе еще что- нибудь интересное!

(Звенит звонок на урок. Заходит учитель ботаники - Заяц)

Заяц: Здравствуйте, уважаемые ученики! Вы пришли на урок Лесной бо-таники, и, наверное, догадались, о чем мы будем говорить.
Домовенок: Ботаники - это, наверное, которые ботинки шьют!
Заяц: Нет, мой друг, ботаника - это наука о растениях. А мы с вами будем говорить о растениях леса. Что такое лес вы, конечно, уже знаете.
Домовенок (тянет руку): Я знаю, я знаю! Лес - это огромный дом для расте-ний и животных.
Заяц: Правильно.
Лес наш - лучший дом на свете
В три огромных этажа,
В этом доме можно встретить
Зайца, волка и ежа.
А что это за этажи такие вы, ребята знаете? Посмотрите внимательно (показывает иллюстрацию).
Что за растения растут на лесных этажах? Чем они отличаются?
(ответы детей)
Конечно, в лесу растут не только деревья, но и кустарники, и травы, и грибы. И у всех у них есть свое место в лесном доме, свой этаж, где они получают столько солнечного света, сколько им нужно.
Верхний ярус леса занимают деревья, и поэтому он называется древесным.
На среднем этаже растут лесные кустарники, а нижний занимают раз-личные травы, грибы и совсем маленькие кустарники. Поэтому средний ярус мы называем кустарниковым, а нижний: кустарниково-травянистым. Запомнили? А теперь давайте поиграем.

Игра “Строим лесной дом”
Сейчас мы с вами построим лесной дом со всеми этажами. Вы получаете карточку с названиями лесных растений, становитесь в одну шеренгу. По моему сигналу вам нужно быстро построить ярусы (“деревья” стоят в полный рост, кустарники выстраиваются перед “деревьями” и присаживаются на стулья, а травы и грибы садятся на корточки)

Домовенок: Извините, пожалуйста, а можно с вами поближе познакомиться? (обращается к игрокам)
Заяц: Конечно, представьтесь друзья, расскажите о себе.

(дети представляют растения по карточкам)

Кедр - это дерево называют жемчужиной наших лесов.
Домовенок: Кедр? Не слышал такого названия.
Ведущий:Но ты наверняка знаешь это дерево. Правильнее его называть “Сосна сибирская”.
Заяц:Семена этого хвойного дерева обладают прекрасными вкусовыми качествами и полезны для здоровья. Орехи кедра кормят всю тайгу: кедровок, белок, бурундуков, соболей, медведей, грызунов. Древесина дерева используется при изготовлении мебели, в которой никогда не заводится моль.

СОСНА - очень крепкое, выносливое дерево (на латыни “пинус”- скала), светолюбивое и неприхотливое к почве (может расти даже на горных скалах). Хвоя сосны выделяет большое количество веществ, которые очищают воздух, поэтому в сосновом лесу легко дышится.
ПИХТА - самое распространенное хвойное дерево в наших лесах. Дерево ценится за крепкую древесину, смолу-живицу и эфирные масла в коре. В пихтовом лесу очень темно, поэтому нашу пихтовую тайгу называют “темной...”
Домовенок (поеживается): Ой, какие страшные и мрачные деревья!
Заяц: Да, что ты, наоборот. Дерево очень красивое с пушистыми вет-ками и мягкими хвоинками. А шишки у нее, как фонарики на ветках, смотрят вверх.
Домовенок: Как же так? В них наверное дождь попадает!
Заяц: Нет, не попадает. Потому что шишки пихты крепко запечатаны смолой.
Домовенок: И вправду, необычное дерево!
Ведущий:Это хвойные растения, а бывают еще и лиственные.
ОСИНА - это лиственное дерево с зеленоватым стволом, очень изящное.
Домовенок: Я знаю такое дерево. А почему оно всегда дрожит?
Заяц: Листья у нее крепятся к веткам на гибких, сплюснутых череночках, по-этому кажется, что они дрожат, даже когда нет ветра. Очень красиво дерево осенью: оно украшено и розовыми, и желтыми, и красными, и коричневыми листьями. Очень любят осиновую кору лоси и зайцы. Из древесины осины изготовляют бумагу, спички, хозяйственный инвентарь.
БЕРЕЗА - О березе говорят: “стоит дерево цветом зелено; в этом дереве 4 уго-дья: 1 - больным на здоровье, 2 - от темени свет, 3 - дряхлых пеленанье, а 4 - людям колодец. Речь идет о березовом венике, лучине, бересте и березовом соке. Березе красивое дерево, которое быстро оживает весной. Очень любимо русским народом, воспето в песнях и стихах.
РЯБИНА - Кустарник с ярко- красными гроздями ягод, кормилица лесных птиц в зимнее время - снегирей, дроздов. Созревает в течение осени, а когда ударят морозы, становится сладкой.
МАЛИНА - кустарник с душистыми сладкими красными ягодами, настоящее лакомство для медведей, вкусное и полезное растение для людей (плоды очень полезны при ангинах и простудах). В цвету очень привлекательно для пчел. Малиновый мед необычайно вкусен.
ШИПОВНИК - Этот куст с красивыми розовыми цветами называют “дикой розой”. Плоды его - ярко- оранжевые костянки - очень полезны при заболеваниях печени и используются как средство, повышающее иммунитет. Из шиповника делают соки, сиропы и кисели.
ЧЕРНИКА - ягодный кустарник с сизо- черными ягодами, которые очень сильно пачкаются - “чернят” пальцы, губы, язык. Полезен для лечения желудочно- кишечных заболеваний. Растет обычно в сосновом лесу, кормит осенью многих лесных птиц.
КРАПИВА - все знают это растение по его жалящим волоскам на стебле и ли-стьям и по едкому соку, который щиплет кожу. Но мало кто знает о полезных свойствах крапивы. Крапива отлично останавливает кровь, заживляет раны. В ней содержаться вещества, убивающие вредные микробы. Кроме того из крапивы получаются великолепные щи.
ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ - красивое лесное растение с яркими желтыми цветами, собранными в золотые метелки на высоком стебле. На листочках у него черные крапинки, которые просвечивают на солнце - оттого и называние у него - продырявленный. О зверобое говорят - “трава от 99-ти болезней”: лечит ожоги, заживляет раны, полезен для печени, желудка и укрепляет нервную систему.
БЕЛЫЙ ГРИБ - называют царем среди грибов, очень ценится грибниками. Шляпка у него буровато-коричневая, а ножка толстая, мясистая, покрытая сетчатым узором. Но мякоть у него всегда остается белой. Отсюда и название его - белый гриб.
МУХОМОР - лесной красавец с красной шляпкой в белый горошек. Однако для людей он опасен, есть его нельзя. Но зато его очень любят лоси, косули и белки. Им он не просто в пищу годен, но и для здоровья нужен.

Домовенок: Сколько растений в лесу растет и каждое чему-нибудь служит, каждое нужно. А я раньше думал, что крапива - трава вредная!
Заяц: Бесполезных растений не бывает, дружок. А это лишь маленькая часть того растительного разнообразия, которым богат лес. Правда, ребята? А какие еще лесные деревья, кустарники, травы вам известны?
(ответы детей, звонок с урока)
Заяц: Что ж, спасибо вам, ребята, за знания и старание. Изучайте лесную ботанику!(уходит)
(В класс входит учитель зоологии- БЕЛКА. Звонок на урок).

Белка: Здравствуйте, ученики. Мы начинаем урок зоологии. Поговорим о животных леса. Вам уже известно, что лесные растения растут не в беспорядке, занимают каждое свой этаж - ярус.
Домовенок: Можно я их назову: верхний ярус - древесный, средний - кустарниковый, а нижний - кустарниково- травянистый.
Белка: Ты очень способный ученик, маленький друг! А так как в лесу все обитатели взаимосвязаны, то и животные селятся на своих этажах, где они находят себе кров и пищу. Проверим, знаете ли вы этих лесных животных.
Полетели сверху щепки,
Раздается дробный звук:
Эта птица клювом крепким
Лечит подогнивший сук.
Он в лесу здесь местный житель
И за лес стоит горой
У него любой вредитель
Не спасется под корой. (Дятел)
Правильно, дятел. Почему эту птицу называют лесным санитаром? А где этот доктор находит себе жилище? Давайте поселим его на нужный этаж.
(прикрепляет иллюстрацию дятла на нужный этаж).

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
чтоб зимою жить в тепле
Чтоб хватало в холода
И семян и ягод.
Он по осени всегда
Запасет их на год. (Белка)
(Белка кланяется)
Белка: Да, это обо мне. Я всегда делаю запасы, чтобы потом не голодать. На какой же этаж леса вы поселите меня, Белку?
(прикрепляет иллюстрацию)
Попробуйте узнать и эту птичку.
Рано-рано на рассвете
Сквозь листву затрепещу.
То спою на зависть флейте,
То, как кошка, запищу. (Иволга)
В наших лесах водится красивая птичка с ярко-желтой грудкой и спинкой, которая умеет подражать голосам других животных. Она называется иволга. Ест она насекомых и плоды ягодных кустарников. Как вы думаете, где она живет? (на среднем ярусе леса)
На среднем ярусе леса живут многие птички и насекомые. Птицы находят здесь пищу в изобилии.
Этот грызун из семейства беличьих имеет интересную окраску: на фоне свет-ло- коричневого меха проходят ровные черные полосы. Зверьки хорошо ла-зают по деревьям, кустарникам, питаются семенами хвойных деревьев и молодыми побегами на кустах. Живет этот зверек в норах, а зимой впадает в спячку (бурундук).
В каком ярусе живет бурундук?
(на среднем ярусе леса)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Лось)
Лось- не редкость в наших лесах. Это красивое парнокопытное животное достигает до 500 кг. веса. Могут нести тяжесть в 50 кг и развивают скорость, которая превышает бег лошади. Лося мы поселим на нижний ярус. Здесь он живет и питается лишайником, мхом, хвоей сосен, молодой порослью кустарников, грибами, травой. Лось может питаться на среднем этаже - объедает ветки кустарников, кору деревьев.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он
А жильцов в нем миллион.
Не найдешь на белом свете
Силачей таких, как эти,
Трудовой такой семьи!
Кто же это? (муравьи)
Они настоящие силачи - могут тащить груз, который в три раза превышает их собственный вес. Лакомой пищей для этих работяг являются мясистые отростки на семенах фиалок, чистотела и некоторых других растений. Но самое главное то, что муравьи питаются насекомыми - вредителями, уничтожая их до 100 тысяч в день. Они, конечно же, живут на нижнем ярусе.
Домовенок: Так значит, эти маленькие хищники спасают растения!
Белка: Да, Домовенок! Так же как и дятлы, они являются лесными санитарами.
Домовенок: (тянет руку) А можно вопрос, можно вопрос? Интересно, а кто же в лесу убирает все отходы - погибшие растения, трупы животных, опавшие осенью листья?
Белка:Это очень важный вопрос, Домовенок. В лесу есть свои “уборщики” - это бактерии, черви, грибы, которые перерабатывают органические остатки. Например, больше половины опавшей листвы перерабатывают дождевые черви, которые превращают гнилые листья в почву. Грибы тоже играют очень важную роль в разложении древесины - они размягчают ее для более мелких микроорганизмов. А бактерии всего за несколько недель разлагают трупы животных. Конечно, в лесу еще много зверей, птиц, насекомых, которых мы еще не назвали. Их такое огромное количество, что целого урока не хватит, чтобы их всех просто назвать. Поэтому лес можно изучать всю жизнь, не переставая удивляться все новым и новым чудесам, которые он дарит.
(Звенит звонок с урока)
Белка: К сожалению, наш урок закончился. Но я уверена, что вы не перестанете изучать обитателей леса и после школьных занятий (уходит).
Домовенок: Какой интересный предмет - зоология. Вот только я никак не могу взять в толк: неужели правда все в лесу одной ниточкой связаны - и звери, и птицы, и насекомые, и деревья, и травы, и грибы? Ведь их так много!
Ведущий: Да, дружок, все лесные обитатели составляют одно неразрывное целое.
(Звенит звонок на урок. В класс заходит Сорока.)
Сорока: Здравствуйте, ребята! Я слышала ваш разговор на перемене. И сейчас, на уроке экологии, я попытаюсь вам доказать, что все в лесу взаимосвязано.
Домовенок: “Эко - ло- гия”? какое красивое слово, а что оно означает?
Сорока: Экология - сложная, но интересная наука о связи всех живых организмов между собой и средой обитания. Название “экология” происходит от греческих слов “экос” - дом, жилище и “логос” - учение.
Домовенок: Значит, мы будем говорить о том, как связаны между собой лесные обитатели и как они связаны со своим домом - лесом.
Сорока: Какой сообразительный ученик! Только мы не говорить будем, а увидим все своими глазами. Посмотрите на наш миниатюрный лес. Вот какая красивая сосна выросла в нем. Теперь давайте подумаем, кто из этих животных питается семенами, корой или хвоей этого дерева (вызывает ребенка, который показывает фигурки животных другим детям. Дети называют животных, питающихся сосной: белка, мышь-полевка, гусеница соснового бражника.)
Прикрепим их на соответствующие места. Молодцы, ребята! А сейчас мне ну-жен еще один помощник (вызывает 1 человека). Давайте все вместе выберем тех животных, которые могут съесть мышку, гусеницу и белку, и поселим их в нашем лесу (прикрепляют на макет плотоядных животных: сову, лису, синицу, дрозда, куницу).
Ну вот, в нашем лесу уже много обитателей животного мира. У нас остается всего 2 фигурки (вызывает еще 1 участника). Это ястреб и рысь. Очень сильные и опасные хищники. Подумаем, кого они могут съесть (рысь может съесть лису, куницу; ястреб - синицу, дрозда, поймать белку.) Давайте и им определим место в лес (прикрепляют фигурки) Итак, у нас получилась экологическая пищевая сеть: в центре ее сосна, которая кормит травоядных- мышку, гусеницу, белочку. Этими животными, в свою очередь, питаются хищники и насекомоядные птицы - синица, дрозд; сова, куница, лиса. И за-мыкает эту сеть более крупные животные - рысь и ястреб. Все компоненты этой сети неразрывно связаны между собой. Представим, что в лес пришел человек и срубил сосну. Что случится с животными?
(ответы детей)
( участники убирают с макета сначала травоядных затем хищников).

Сорока:Лесу нанесен серьезный урон. Теперь вы убедились, что лес - это природное сообщество растений и животных, которые неразрывно связаны между собой. Каждое звено в этой паутинке необходимо для жизни других. Поэтому человек должен всегда помнить об опасности, которая грозит лесу, если нарушить эту крепкую связь. Берегите природу, друзья!

(Выходят Медведь, Заяц, Сорока читают стихотворение по частям).

Правила разведчиков природы

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Или очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин - кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
И тогда любой зверек -
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба -
Скажет: “Ты - мой друг! Спасибо!”

Герои: До свидания, ребята! Спасибо вам за уроки и помните наши заветы!
Ведущий: Ну что, Домовенок, понравились тебе лесные уроки?
Домовенок: Еще бы! Столько нового и интересного узнал, вот бы мне в лесную школу записаться!
Ведущий: Уверена, что ты будешь отличником! А сейчас нам пора воз-вращаться домой. Наше путешествие закончено, до встречи друзья!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе Сценарий экологического праздника во 2 классе Экологический праздник. Сценарий для 1 - 2 класса Конспект экологического занятия «Забота о лесе» для детей 6-8 лет

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс

Конспект внеклассного занятия на тему Охрана природы для младших школьников

Внеклассное мероприятие по охране природы в начальных классах

Внеклассное мероприятие ко Дню земли в начальной школе, 3-4 класс | Сценарий праздника - конкурса «Синичкин день» для старшей - подготовительной группы
Опубликовано: 2889 дней назад (27 декабря 2016)
Просмотров: 3117
0
Голосов: 0
Наталия Владимировна Беляева # 27 декабря 2016 в 19:39 0
Добрый вечер! Анна Вячеславовна- сценарий замечательный. Впереди год экологии и я обязательно воспользуюсь вашим материалом. Дальнейших вам творческих успехов!
Анна Вячеславовна Жидкова # 28 декабря 2016 в 12:20 0
Наталья Владимировна, благодарю Вас за комментарий. К сожалению, не успела отредактировать вовремя разработку и проиллюстрировать ее фотографиями.