Конкурсная программа «Экологический серпантин» для 1-2 классов средней школы
Автор: Гашкова Вера Алексеевна, МБОУ СОШ № 55 г.Нижнего Новгорода, учитель начальных классов
Описание материала: работа предназначена для учителей начальных классов для проведения во внеурочное время или на уроках окружающего мира, дает возможность всесторонне развить в детях экологическую грамотность, бережное отношение к природе, ориентироваться в окружающем мире.
Цель: Формирование бережного отношения к природе, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, закрепление правил поведения в лесу. Воспитание любви к родному краю, заботы о его природе.
Основные задачи:
- создание условий для экологического образования;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей
к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы.
Демонстрационный материал: презентация или картинки с птицами или животными.
Ход мероприятия
Детей нужно разделить на две группы или команды. Команды могут придумать какое-нибудь название , соответствующее теме мероприятия.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит.
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о загадочном лесе.
Деревья, которые растут рядом с нами,- это великий памятник природы. Мы все хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды.
Мы начали нашу встречу с замечательного стихотворения о лесе. Вы видите, что зал украшен разнообразными пейзажами. Здесь представлены книги со стихотворениями поэтов о родной природе. Задумывались ли вы, почему поэты и художники в своем творчестве обращаются к природе? В ней они находят созвучие со своими мыслями, настроениями, в ней черпают вдохновение. Чаще всего воспевается родная природа, потому что природа и родина неотделимы друг от друга.
Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А я вот предлагаю отправиться в лес по загадки. Конечно, интересно собирать грибы, ягоды, орехи, а загадки еще интереснее искать. Что там грибы, орехи? Соберешь и успокоишься, а как загадки разыскивать станешь – так покой потеряешь. Ведь как нашел загадку – так отгадку подавай. Пока ищешь отгадку в лесу – две новые загадки найдешь. И пошло – поехало – конца не видно!
Здравствуй, лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь, мы – свои.Загадки.
1. Словно вихрь летит, спасаясь,
От врагов, пугливый...
(заяц)
2. Вместо шерсти иглы сплошь.
Враг мышей – колючий...
(еж)
3. Нору день и ночь копает,
Вовсе солнышка не знает.
Кто найдет длинный ход,
Сразу скажет – это...
(крот)
4. Среди зверей слывет царем.
Его зовут бесстрашным...
(львом)
5. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не стал пугать его Полкан...
Очень грозен был...
(кабан)
6. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза спрятав нос.
(медведь)
7. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
8. Посмотрите –ка какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(лиса)
9. В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался.
Строить новый дом собрался.
(паук)
10. В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
живет в тепле.
(белка)Игра «Что там, за спиной?»
Молодцы ребята! Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что там, за спиной?» Для этого мне нужно: одного человека из одной команды и два человека из другой команды. Одному сопернику на спину прикалывается картинка(рисунок). Все остальные игроки становятся на одну ногу, другую поджимают под колено и придерживают рукой. Ваша задача, соперник: стоя и прыгая на одной ноге, заглянуть за спину противника, увидеть и разглядеть, что нарисовано на картинке.
(проводится игра)
Молодцы, ребята! Обитателей лесных я смотрю, вы хорошо знаете. Только я хочу еще проверить, знаете ли вы птиц?
Загадки про птиц.
1. Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
(снегирь)
2. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
Он без дела не сидит:
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
3. Днем спит, ночью летает, ночью пугает.
(филин)
4. На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его...
(скворец)
5. Кто на елке на суку
Счет ведет «ку-ку...ку-ку»?
(Кукушка)
6. Он в мундире ярком,
шпоры для красы.
Днем он – забияка,
поутру – часы.
(петух)Конкурс скороговорок «Сороки – тараторки»
Ребята, а вы знаете скороговорки про птиц? А я знаю и другие скороговорки. Сейчас я вам раздам скороговорки
(работа в парах), а вы через 5 минут все вместе проговорите ее:
1.Дятел дуб долбил, да не додолбил.
2.Проворонила ворона вороненка.
Молодцы, ребята! Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
«Экологические ситуации»
( работа в группах)
1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?
2.Вы гуляете по парку и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия?
3.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы можете сделать?
4.В лесу вы увидели развороченный муравейник. Ваши действия?
Вы хорошо справились с задание, нашли правильные выходы из всех ситуаций.
"Конкурс художников"
А теперь я предлагаю вам поучаствовать в «Конкурсе художников». Вам нужно нарисовать рисунок на тему
«Природа – наш общий дом»[/b]
(проходит конкурс)
Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу?
(выслушать ответы, затем обобщить)Правила поведения в лесу:
-Не ломать ветки деревьев.
-Не повреждать кору деревьев.
-Не сбивать ногами несъедобные грибы – они нужны лесу.
-Не разорять муравейники.
-Не шуметь в лесу.
-Не разорять гнезда птиц.
-Не ловить диких животных и не уносить их домой.
-Не убивать лягушек, змей и жаб – они полезны.
-Не ловить красивых насекомых.
-Нельзя рвать паутину и уничтожать пауков.
-Не оставлять после себя мусор.
Теперь вы знаете, как нужно себя вести в лесу. И давайте произнесем клятву
«Юных любителей природы». Мы клянемся....
Подведение итогов мероприятия.
Вручение удостоверения
"Юный эколог".
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе
Сценарий экологического праздника во 2 классе
Конспект экологического занятия «Забота о лесе» для детей 6-8 лет
Конспект внеклассного занятия по экологии для детей 8-10 лет
Похожие статьи:
Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс
Конспект внеклассного занятия на тему Охрана природы для младших школьников
Внеклассное мероприятие по охране природы в начальных классах