Познавательное занятие на тему: Весна для учащихся начальных классов
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника.
Оборудование: большая картина леса, плакаты об охране природы.
Учитель. Сегодня на машине времени мы перенесемся в самое удивительное время года — Весну. Мы с вами оказались в лесу в березовой аллее. Как красиво и светло вокруг от белоствольных берез! Но что это? Вы видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол. Что вы предлагаете делать, чтобы не погибали березки? (Ответы детей.)
Нарисуйте плакат, призывающий к охране березок, организуйте зеленые патрули! Вот только что мы получили телеграмму из леса: «Мы — первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень». Какой ответ мы пошлем на эту телеграмму? Сможем ли мы оказать помощь деревьям и какую? (Ответы детей.)
Продолжим путешествие, мы уже устали, давайте сделаем привал, развернем скатерть-самобранку. И какой только еды здесь нет: и вареная картошка, и соленые огурчики, и все запаковано в полиэтиленовые пакеты. Осторожнее с пакетами, их нужно забрать с собой, так как они не разлагаются несколько лет и портят почву.
Мы немножко отдохнули, и сейчас, ребята, пойдем к озеру. Как хорошо поют лягушки! Эти весенние «хоры» известны всем. Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить себе лес без них. Люди обижают лягушек, считают, что от них бородавки, а ведь все это не так. Вот и написали жалобу лягушки: «Мы, лягушки, прудовые и озерные, жалуемся на мальчишек, которые бьют нас палками. Не бейте нас! Мы вам еще пригодимся. Лягушки».
И действительно. «Даже хрустнувший под колесами жук — укор человеку», — так говорил писатель В. Песков. На нас, людях, лежит нелегкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле. Это обязанность сильного.
Лягушки и жабы должны жить, так как в природе все связано одно с другим. Например, в пищевых цепях у них очень важное место. За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счет. Хотя бы такой: одна травяная лягушка за сутки съедает до 700 насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. Представь себе пищевую цепочку: комары — лягушки — аисты. Попробуйте мысленно ее разорвать: вообразите, что исчезли лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их становится все меньше и меньше. Нет, пищевые цепи нельзя рвать. А люди рвут. И не только тогда, когда уничтожают лягушек. Даже однократная обработка лесов ядохимикатами снижает численность лягушек, жаб, тритонов и ящериц в 2—3 раза. Будем надеяться, что с этими бедами человек справится. Хорошо будет жить лягушке, мы ее будем оберегать. Часто лягушки гибнут и на автодорогах. Какой дорожный знак вы нарисуете? Давайте проведем конкурс на лучший дорожный знак и отнесем его в ГАИ.
Детям выдают листы бумаги и фломастеры. Проводится конкурс.
Учитель. Вот здесь, под кочкой, мальчишка заметил слабого лягушонка, пожалел его и взял домой.
Хорошо ли жилось лягушонку у мальчика дома? Правильно ли он поступил? (Ответы детей.)
А теперь немножко разомнемся.
Учитель проводит физкультминутку.
Викторина для всезнаек
1. Кто из семейства кошачьих бегает быстрее всех? (Леопард)
2. Кто в львиной семье занимается охотой? (Только самка.)
3. Как самец утконоса может защититься от врагов? (На задних лапах у самца утконоса имеются ядовитые шипы.)
4. Самое большое млекопитающее на Земле? (Синий кит.)
5. Какие представители семейства кошачьих живут семьями? (Львы)
6. Какая обезьяна самая большая? (Горилла)
7. Дикобраз — хороший пловец. Что помогает ему удержаться на плаву? (Колючки у дикобраза полые и наполнены воздухом, они действуют как поплавки.)
8. Кто, по отношению к длине своего тела, прыгает дальше: блоха или кенгуру? (Блоха)
9. Зачем степной кошке сервалу длинные ноги? (Чтобы смотреть поверх травы.)
10. Что делают осьминоги и кальмары, когда на них нападают? (Они выбрасывают чернильные струи.)
11. Какая рыба плавает не горизонтально, а вертикально? (Морской конек.)
12. Кто быстрее: дельфин плавает или страус бегает? (Страус при движении развивает скорость до 70 км/час, а дельфин до 40 км/час.)
13. Какая рыба путешествует за счет других рыб? (Прилипала )
14. Зачем тюленю усы? (Чувствительными усами тюлень ощупывает предметы под водой.)
15. Лосось — это морская рыба или речная? (Морская и речная.)
16. Что в зимний период делает лягушку похожей на медведя? (Лягушка тоже впадает в спячку.)
17. Как реагирует на опасность ядовитая «рыба-шар»? (Надувается изнутри водой и выставляет наружу колючки.)
18. Как охотятся миноги? (Миноги прилипают к добыче присосками и сверлят ее зубами.)
19. Как самец морского конька охраняет икру от хищников? (Он носит икринки во рту.)
20. У морского ежа нет ног. Как он ходит по дну? (Морской еж передвигается при помощи колючек.)
Подведение итогов занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников