Оборудование. Рисунки или изображения различных животных (домашних и диких).
1. Конкурс экологических загадок
В начале внеклассного мероприятия учитель предлагает ребятам отгадать несколько загадок:
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
И всяк его знает. (Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
А зовут ее... (Лиса)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Погоди и не спеши,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Ночью очень часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка)
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
В детстве розовый бываю,
Но животик наедаю. (Поросенок, свинья)
Учитель: Ребята, вы догадались о ком сегодня пойдет речь? (Суждения учеников) О ком были загадки? (О зверях) Где живут эти звери? (В лесу или в зоопарке) Чем они питаются? (Лиса ловит ежей, мышей; волк охотится на зайца; медведь питается ягодами) Кто из зверей делает запасы на зиму? (Белка, ежи, кроты) Какие это запасы? (Желуди, грибы, ягоды, зерна пшеницы) Как называется жилище медведя? (Берлога) Волка ... (логово); лисы ... (нора); белки ... (дупло). Кто еще из зверей живет в норах? (Зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки)
Кто из зверей меняет цвет шубки? (Заяц, лиса, белка) Кто из зверей меняет рога? (Лось, олень)
Учитель предлагает ребятам поиграть в игру «Зоопарк».
Учитель: Давайте сделаем так: я «экскурсовод», а вы — «дети». Я буду водить детей по зоопарку и рассказывать о жизни зверей. А поможет мне рассказать о зверушке мой рисунок. Итак, проходите в наш зоопарк. В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. Я хочу вам рассказать о зайце. Подойдите к клетке.
Зайцы живут в лесу. У зайца длинные ушки, которые могут очень хорошо слушать, длинные и короткие лапки — вот почему зайчик скачет, маленький пушистый хвостик. Зайчик летом серый, а зимой беленький. Питается зайчик овощами, травкой, ловит мышей. Живет он в норке. Норка спасает от хищников: волка, лисы. У него много врагов и спасают его быстрые и ловкие лапки, цвет шерстки (лапки быстро бегают, а цвет шерстки совпадает с цветом снега). Когда зайчишка бегает, то бежит он не прямо, а зигзагами — вправо, влево. И лисе и волку трудно понять, где заяц. Весной в норке появляются маленькие зайчики. Мне очень нравится зайчишка. Он очень симпатичный и не опасный зверек.
А теперь подойдем к клетке, в которой сидит Лиса Патрикеевна. Лиса — хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Это вы все знаете. А вот почему она названа именно лисой, а в сказках еще и Пат- рикеевной, сейчас узнаете.
Слово «лиса» образовано от корня лис-. До сих пор кое- где у нас бытуют выражения лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за желтую шерсть.
А откуда странное отчество Патрикеевна? Патрикей — имя старинное, происходит от латинского «патриций», т. е. аристократ. Но в старину «ц» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось — Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь причем, ведь ей до аристократических манер далеко?
Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.
А в этой клетке находится медведь. Казалось бы, что об этом слове говорить, и так все ясно: медведь — ведающий мед. Но на самом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд, как рассказывают родители совсем маленьким деткам.
Посвятим медведю чуть больше строк, чем другим животным. Думаю, что это будет оправдано вашим интересом, а главное — чуть-чуть большим проникновением в интересную и загадочную науку этимологию.
Греческое и латинское названия медведя — арктос и урсус — прижились в языках многих народов.
Почему же наших предков не удовлетворило общее с другими языками старое медвежье имя?
Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя.
Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя — не одежда, которую можно накинуть и снова снять. Имя — часть человека, зверя, предмета; притом, может быть, — самая важная их часть. Отзвуки этих верований дошли и до наших дней, например, в поговорках. (Про серого речь — а серый навстречь.) Смысл: не называй, не произноси всуе имени опасного (или даже безопасного — убежит) существа — ты призовешь его самого. Ну а как же быть?
А надо вместо настоящего имени создать условное. Древним людям та выдумка, вероятно, представлялась верхом остроумия и даже хитроумия: страшное имя арктос они заменили очень удачным, на их взгляд, псевдонимом «медоед» (мед-у-едь, медведь). Теперь произноси сколько угодно это условное имя — никакой опасности не будет.
Но интересно, что через несколько поколений наши предки, похоже, совсем забыли про это табу, про условное имя, данное дикому зверю.
Медведь стало единственно известным, а потому снова опасным. И его понадобилось опять заменять. Можете улыбаться, но даже в наши дни некоторые охотники, выходя на охоту на медведя, стараются даже не произносить слова «медведь», заменяя его чем угодно, например, называя его просто зверем. Кстати, а вы обратили внимание на то, что в сказках нет слова «медведь»? Оно чаще всего заменяется кличками типа Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый и т.п. Может быть, это тоже попытка скрыть истинное название зверя?
Вот, оказывается, как все непросто обстоит с медведем.
Учитель: А теперь перейдем к большой клетке, в которой живут несколько птиц. Хотя эти птицы из разных стран, в нашем зоопарке они хорошо себя чувствуют и, как видите, живут в одной большой клетке. Обратите внимание — это важно ходит дрофа. Птица названа «бегающей» неспроста (драпать — «удирать, убегать», украинское дряпонути — «сильно побежать», «удрать»; древнеиндийское drapayati — «вынуждать к бегству»). Летает дрофа очень неважно, так сказать, на «троечку». Зато бегает на «пятерку».
На большой ветке расположился дятел.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На людей он не глядит,
Все по дереву стучит.
Общеславянское слово «дятел» является производным от той же основы, что и слово «долбить». Следовательно, название птице дано по характерному для нее действию. Интересно, что родственниками являются не только слова «дятел» и «долбить», но и «долото». Долото — «то, чем долбят».
Древнейшее имя птицы означало «выдалбливатель дупел». Сюда, как нельзя кстати, подходит четверостишье С. Маршака:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Толстый, длинный, сильно сжатый клюв дятла служит и ударным молотом, пробующим крепость дерева и отыскивающим гниющее место, и буравом, высверливающим из-под коры добычу. Долбит он неустанно, настойчиво. Вот и сравнивают с дятлом настойчивого до докучливости человека.
Затем учитель предлагает по очереди нескольким ребятам поменяться ролями: они — «экскурсоводы», а все остальные — «дети в зоопарке».
Учитель: Вам понравилась игра в зоопарк? Какие звери вызвали у вас интерес? С какими зверями вам не хотелось бы встретиться в лесу? Как вы думаете, дикие звери нуждаются в нашей помощи, как домашние животные? Почему нельзя заводить диких зверей в квартире? (Возможные ответы ребят)
Учитель: Какие животные живут дома — это понятно: кошка, собака, а вот какие животные живут рядом с человеком? (Лошадь, поросенок, коза, овца) Для чего люди держат животных? Их ведь надо кормить, заботиться о них, некоторых выгуливать в любую погоду. (Животные приносят пользу людям и радость) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные? (Кошка ловит мышей, собака сторожит дом, корова дает молоко, свинья — мясо, лошадь перевозит тяжелый груз) Скажите, пожалуйста, животные от людей требуют много внимания, их надо кормить, мыть, убирать за ними, выгуливать, так почему же очень многие заводят себе этих животных? (Они наши друзья и приносят радость) Животные делают нас добрее. Правда? В заключительной части внеклассного мероприятия учитель еще раз предлагает ребятам подумать и отгадать несколько загадок:
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
Мех наш ценен,
Мех наш прочен,
Шубу сшил — сто лет носи.
Он когда-то вместо денег
Расходился на Руси. (Куница)
Не брожу в полях и рощах,
Не топчу дорог.
Хоть имею, между прочим,
Очень много ног. (Рак)
Не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Овца)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Уж очень вид у них чудной:
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой,
За что она обижена?
Не даром часто злится
На всех мамаша ... (львица)
Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
И полгода без обедов
И без завтраков живу. (Медведь)
В итоговой краткой беседе учитель подводит итоги, предлагает вспомнить еще раз о домашних и диких животных и кратко рассказать об их пользе для природы и человека.
Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса. Защита природы
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения
Наталья Анатольевна Крупская # 4 ноября 2015 в 17:40 0 |
Любовь # 20 февраля 2016 в 10:00 0 |
Полностью разделяю мнение Натальи.Некоторые детали требуют доработки и уточнений.Материал из праздника можно использовать. |