Автор: Белых Татьяна Павловна, учитель английского языка, МБОУ «Кармалинская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского района РТ
Цели:
1. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру, развивать нравственные и эстетические качества;
2. Развивать внимание, сообразительность, ассоциативное мышление;
3. Научить детей любить и уважать природу, познакомить с правилами поведения.
Форма проведения: познавательная беседа.
Этапы |
Деятельность учителя и учащихся |
I.Организационный. II. Постановка целей и задач. III. Основной этап.
1. Вступление 2. Игра в анаграммы. 3. Беседа о лесе и его достоинствах. 4.Интересные факты. 5. Физкультминутка. 6. Отгадай кроссворд. 7. Метаграммы. 8. Рассказ «Шмель и цветок» 9. Правила поведения в лесу. 10. Логогриф. 11. Беседа о теме занятия. 12. Народные приметы. IV. Заключительный этап. |
-Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте! -Я очень рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. - Ребята, на предыдущем уроке мы беседовали о животных. Сегодня я хочу продолжить эту тему и поговорить с вами о природе, о том, как мы должны ее защищать. -Стоит только задуматься, сколько на Земле различных промышленных заводов, которые в день выбрасывают несколько тонн отходов. Представьте, насколько загрязняется воздух, сколько растений и животных гибнет из-за нарушенной экологии! Да что там заводы! Дело прежде всего в нас самих, в нашем отношении к природе. Не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и ее обитателей. Послушайте, как поэт Глеб Горбовской в своем стихотворении «Мертвый лес» выразил свои чувства: Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел... Трагедию исчислил в сумме один хозяйственный отдел... Медведь ушел, удрали зайцы, хватили горя комары, в жилищах птиц сварились яйца от неестественной жары. ... Стоял, как братская могила, безрукий, безволосый лес: что ни пихта — иссякла сила, и что ни лиственница — крест. Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей... Не люди лес сожгли, не люди! — Не человек. Злодей. Злодей. - Понравилось вам стихотворение? Ребят, о чем оно нам говорит? - О жестокости. - Лесу человек обязан многим! Чем же именно нам дорог лес? Лес – наше богатство! Лес – воздух для наших легких. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – кладовая, бесплатно отдающая нам свои дары: орехи, грибы, ягоды.… И самое главное, лес – зеленый наряд нашей планеты. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Знаете ли вы, что… … Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то значит, одна сова спасает в год тонну хлеба! … У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. … Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7- - А теперь, ребята, давайте немного разомнемся.
Молодцы, садитесь. Теперь давайте разгадаем кроссворд. А называется он «Дары леса». По горизонтали: 2. Кого ни встречает – шляпу не снимает. А ты увидишь – сам поклонишься. 4. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. 5. Не балует дуб детей, Одевает без затей. Все в его семейке Носят тюбетейки. 6. Каждою весною Лапы еловые, Старые лапы Меняют на новые. По вертикали: 1. Много рук, а нога одна. 2. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдает. - Молодцы! Вы, как всегда, с легкостью справились с этим заданием. А теперь послушайте небольшую историю: «Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, а больше всего любил цветы. Но, однажды, когда шмель отдыхал на своем любимом цветке, на полянку прибежали дети, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Полетел шмель искать свой цветок и нашел среди букета в одном дворе. Цветок был не похож на себя. Он склонил свою желтую головку, не было прежнего запаха. Цветок просто умирал». - Ребята, какой поступок совершили дети? Что они сделали? - Нельзя губить цветы, рвать их. - Верно. Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости – для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь в гости. Представьте, что вы отправились на загородную прогулку или в поход. Помните, что в поле, на лугу, в лесу вы – гости. Вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь тоже нельзя вести себя как попало. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать в гостях у природы. - Ребята, может кто-нибудь из вас знает правила и может рассказать нам? - ответы детей - Запомним самые простые из них, но самые важные. Первое: Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните: они здесь хозяева, а вы – гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. Второе: Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас. Летать не умеет, зато умеет спрятаться, чтобы ее не нашел хищник. А родители обязательно найдут своего птенца. Третье: Не оставляйте мусор после себя на лужайке или у речки. Не оставляйте непогашенных костров. Все это грозит большой бедой для природы. - Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, на тему нашего занятия. Как она звучит? Правильно. Но в ходе урока мы не сказали ни слова о солнце. Как название темы связано с тем, о чем мы с вами говорим? - Когда все вокруг серое, угрюмое, грязное даже солнце улыбается не совсем радостно. А когда человек живет в гармонии с природой, т.е. если он не мусорит, относится к природе с уважением, ухаживает за ней, ведь кажется, что не только солнце, но и все вокруг улыбается. И, какая бы ни была погода, все будет хорошо. Кстати, раз уж разговор зашел о погоде, то мне хотелось бы сказать. Знаете ли вы, что в народе существует множество признаков определения погоды по явлениям в природе. Кто-нибудь из вас знает какие-либо признаки? - Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени. - Ласточки летают над самой землей. - Куры купаются в пыли. Все это признаки ухудшения погоды. - Рано просыпаются мухи. - Птицы весело поют. - Поздно вечером сильно трещат кузнечики или квакают лягушки. Все это признаки сухой, жаркой погоды. - Итак, ребята, в заключении мне бы хотелось сказать. Помните: Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой Земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кулрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить это. Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за растениями, подкармливать птиц и зверей зимой. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем нашем уроке? Я надеюсь, что наша встерча сегодня не прошла даром, вы станете настоящими защитниками природы. Всем спасибо, до свидания. |
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс
Сценарий экологического праздника в начальной школе
Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения
Наталья Владимировна Клюева # 30 марта 2015 в 14:42 +1 |