Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню экологических знаний 15 апреля, 6-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия "Наш след на Земле", посвященного Дню экологических знаний 15 апреля
Автор: Егорова Анастасия Игоревна, педагог дополнительного образования ГБОУДОД "Областная станция юных натуралистов Тверской области"
Описание: Сценарий может помочь педагогам в проведении экологического внеклассного мероприятия, классного часа или урока по биологии, приуроченных  к различным датам экологического календаря (День экологических знаний 15 апреля, День экологического образования 12 мая, Всемирный день Земли 22 апреля, День эколога 5 июня и т.д.). Занятие рассчитано на учащихся 6-9 классов, и будет полезным, главным образом, учителям биологии, географии, педагогам дополнительного образования естественнонаучного профиля.
Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме истощения ресурсов планеты.
Задачи:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с понятием экологического следа, показать, из чего складывается экологический след отдельного человека и как его можно рассчитать;
2) Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
3) Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся, воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.

Для большей наглядности рекомендуется использование презентации.
В русском языке есть выражение «оставить свой след в чем-либо/ где-либо». Подумайте, что оно означает? (Учащиеся высказывают свои варианты)
Оно означает, какой вклад внес человек в общее дело, чем он запомнился другим людям, какую память оставил после себя. Известные писатели оставляют свой след в литературе, художники – в искусстве, политики – в истории (на слайдах появляются портреты известных личностей и их творения: Д.И.Менделеев и Периодическая таблица химических элементов, И.И.Шишкин и "Утро в сосновом бору", Этьен Фальконе и Медный всадник и т.п.). Каждый человек оставляет свой след – в своей школе, где его портрет вешают среди других выпускников, на работе, и, конечно, в истории своей семьи. Так и все люди вместе оставляют свой след на нашей планете. Но всегда ли мы можем им гордится? (Обсуждение)
Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния нашей семьи. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. Мы используем лес для производства бумаги, нефть для транспорта и медицины, уголь для отопления домов, торф и минеральные удобрения в сельском хозяйстве, металлы для производства необходимых машин и техники и многое другое. При этом производятся отходы.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой. Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», который позволяет ярко представить нагрузку, оказываемую на окружающую среду отдельным человеком или целым государством.В расчете экологического следа важнейшее значение имеет то, сколько земной поверхности занимает каждый человек.
Давайте подумаем, а сколько земной поверхности использует каждый из нас? (Дети высказывают свои предположения)
(На слайде появляются человечки с забавными подписями:
"Я-то умещаюсь всего на 40 кв.м!"  

"А у меня участок 6 соток!"

Но на самом деле всем нам необходимо намного больше, т.к. у каждого есть свой экологический след.
(На слайде возникает объяснение термина) Экологический след показывает, сколько нужно земли и водной поверхности, чтобы поддержать уровень жизни конкретного человека или государства – произвести потребляемые товары, продовольствие, утилизировать образующиеся в результате отходы. Готовим ли мы ужин дома, летим ли отдыхать за границу, делаем ли уборку в квартире или покупаем подарки близким – мы оказываем воздействие на окружающую среду. Подсчет экологического следа – это способ измерить наше воздействие.
Экологический след включает:
- площадь полей для выращивания растений, употребляемых в пищу людьми, на корм скоту, для производства материалов.(по клику мыши - появляется и исчезает соответствующая картинка с с/х полями)
- пастбища для животных, используемых для мяса, шкур, шерсти, молока (по клику - появляется и исчезает картинка с пастбищем).
-леса для древесины и целлюлозы (по клику - появляется и исчезает картинка с лесом)
- водоемы, где идет лов рыбы (по клику - появляется и исчезает картинка).
- земля, занятая под зданиями, трубопроводами, дорогами и заводами (по клику - появляется и исчезает картинка).
- энергетическая земля – площадь леса для поглощения СО2 от сжигания топлива, сбора дров, ядерных и гидроэлектростанций (по клику - появляется и исчезает картинка).
Как вы думаете, у жителей какой части света самый большой экологический след? (Ребята предлагают варианты ответа)
На территории Европы проживает всего 7% населения Земли, но его жители используют 17% мировых природных ресурсов. Экологический след европейцев в 2,2 раза превышает возможности экосистем.
Экологический след жителя России – 4,5 гектара. Почти такой же, как у европейцев!
Экологический след Лондона – города, вмещающего 12% населения Великобритании, в 125 раз больше его собственной площади.
По статистике на 2004 год население Земли составило 6,5 млрд. человек. На каждого человека на планете приходилось в среднем 1,8 га биологически продуктивной земли. Но на нашей планете, кроме людей, живут миллионы других живых существ, и им тоже необходимо место для жизни!
Мы живем в зоне умеренных лесов, но используем и другие территории. Потребляя воду, воздух, продукты питания, материалы, перемещаясь по планете, мы задействуем ресурсы даже тропических широт (на слайде - карта мира. По клику мыши появляются картинки с одеждой, продуктами питания, автомобилем и др. и стрелки, ведущие из мест их производства в Россию).
Часто люди думают, что они не виноваты в происходящих глобальных катаклизмах, происходящих на другой стороне света. Но мы все в одной лодке, живем на одной планете, и зависим от ее устойчивости.
  
Посмотрим, какой экологический след у отдельного жителя России: (на каждый клик мышкой вылетает картинка, иллюстрирующая текст)
1) это Андрей. Он с родителями живет в своем доме, в пригороде большого города. В их доме электрическое отопление. Каждый день папа отвозит Андрея в школу на своем новом большом автомобиле Лэндровер. На зимние каникулы они всей семьей отдыхали в Египте, а в следующем году полетят в Таиланд. Родители Андрея работают на другом конце города, поэтому вечером они на машине заезжают за ним в школу и часто ужинают в городских кафе. По выходным семья любит посещать развлекательные центры и часто покупают новые обновки и технику.
Если бы все жили, как Андрей и его семья, нам понадобились бы ресурсы 3,5 планет Земля.
2) это Сергей. Он живет в обычном многоэтажном доме. Его школа не очень близко от дома, поэтому он ездит на автобусе. В прошлом году семья купила много новых вещей для дома: стиральную машину, холодильник, микроволновку, сделали ремонт. По субботам они ездят на машине в огромный супермаркет, расположенный на окраине города, и покупают все что нужно на неделю. На каникулах Сергей ездил на поезде к бабушке на Украину.
Если бы все жили как Сергей, нам понадобились бы ресурсы почти 3 планет Земля.
3) это Аня. Ее школа находится совсем рядом с домом, и она ходит до нее пешком. Каникулы проводит на даче. Это маленький садовый поселок. Дедушка Ани – инженер, все свободное время он тратит на всякие изобретения и придумки. Он установил на даче ветряк, который производит электричество. Мама Ани увлечена идеями здорового питания, поэтому она старается покупать многие продукты на рынке, выбирая то, что выращено местными садоводами и фермерами. Если бы все жили, как Аня, нам понадобилось бы 1,5 планеты Земля.
Замечаем ли мы, что превышаем допустимый уровень использования природных ресурсов?
Вымирание видов животных и растений, загрязнение воды и воздуха, сокращение площади ресурсов может быть, на первый взгляд, незаметно. Но, год за годом используя больше «планет», чем у нас есть (4,5 га на человека вместо 1,8) мы не даем использованным ресурсам восстанавливаться, а значит лишаем себя своей планеты в будущем. Истощенная, неплодородная почва, загрязненные реки и моря, вырубленные леса – из чего же мы будем производить необходимые нам вещи и продукты через 50 лет? Чтобы «вписаться» в рамки планеты, нужно уменьшить экологический след.
Энергетика и экологический след
С каждым годом мы потребляем больше энергии. Большая часть этой энергии производится за счет сжигания угля, газа, мазута. При сжигании образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере и способствует изменению климата. Выделяемый при производстве энергии углекислый газ частично поглощается лесами и растениями, живущими в океане. Проблема состоит в том, что количество выделяемого нами СО2 растет, а площади лесов сокращаются.

Экологический след энергетики – это площадь леса, необходимая, чтобы поглотить выделяемый при производстве углекислый газ без нарушения климатического баланса.
Несколько лет назад энергетический экологический след составил 6,72 млрд.га, а общий экологический след составил 13,65 млрд.га. Получается, что энергетика составляет половину нашего экологического следа! (на слайде - появляется диаграмма)

Как же мы можем уменьшить «энергетический» экологический след? Сейчас много энергии тратится напрасно, например, теряется при транспортировке к потребителю! Поэтому мы можем, во-первых, уменьшить потребление, сделать его более эффективным! А во-вторых, производить энергию более эффективно, чистыми способами, не образующими выбросов. Может быть, нужно производить энергию местно, рядом с потребителями, на небольших предприятиях. А чтобы использовать меньше энергии для отопления зданий, нужно просто лучше их утеплять.
Посмотрите, что можно сделать: на слайде – полезные советы.

Продукты питания и экологический след.
Сколько места на Земле нужно для того, чтобы снабдить нас едой? Земля нужна под овощные поля, фруктовые сады, пастбища и фермы, под водоемы и участки, безопасно перерабатывающие отходы (навоз, очистки, ботву), а также под леса, которые должны поглощать излишний СО2, выделяющийся при транспортировке продуктов к нашему столу.
Некоторые из этих площадей находятся далеко за пределами нашей страны. Например, потребляя бананы, шоколад, кофе, экзотические фрукты мы «резервируем» для себя земли в тропических странах и не только:
Рассмотрим обычный гамбургер (на слайде появляется картинка). Для его доставки понадобилось больше калорий, чем есть в нем самом. (на каждый клик мыши появляются соответствующие надписи на слоях бутерброда) Пшеница из Канады, Говядина из Аргентины, масло из Новой Зеландии, молоко местное. Соус из Финляндии, вкусовые добавки  маринованные огурцы из Китая, помидоры из Голландии, соль из Украины. Булочка вполне может быть испечена в Москве. Часть ингредиентов генетически модифицирована, использованы химические удобрения и пестициды. Лук из Китая, сыр из Литвы; на топливо для доставки всего этого в Тверь щедро потрачена нефть из России.
Обычному россиянину нужно 1,2 га для выращивания продуктов питания. (на каждый клик мыши появляется картинка)
Среди них:
- цитрусовые (6 кг) – 15 м.кв.
- Кофе (1 кг) – 10 м.кв.
- бананы (6 кг) – 10 м.кв.
- овощи (77 кг) – 70 м.кв.
- растительное масло – 273 м.кв.
- сахар (37 кг) – 123 м.кв.
- картофель (119 кг) – 60 м.кв.
- хлебобулочные изделия (108 кг) – 1080 м.кв.
- молочные продукты (215 кг) – 4300 м.кв.
- сливочное масло (5 кг) – 1500 м.кв.
- говядина (25 кг) – 625 м.кв.
- свинина (12 кг) – 300 м.кв.
- птица (16 кг) – 250 м.кв.
Последствия питания можно сократить, если сократить потребление мясных продуктов, особенно свинины и говядины, а также покупать продукцию местных производителей.
А теперь проверим свой экологический след:
Анкета
Посчитай свой экологический след: в каждом блоке можно выбрать только один вариант ответа и записать, какому числу баллов он соответствует.
1) Бумага
Вы регулярно покупаете новые книги и газеты. 10 баллов
Вместо того, чтобы покупать книги и газеты, Вы заимствуете их у друзей и знакомых (берете в библиотеке). 5 баллов
2) Вода
Вы часто принимаете ванну, используете посудомоечную машину, стираете под струей воды, чистите зубы при незакрытом кране. 5 баллов
Вы, в основном, принимаете душ (или моетесь в бане), стараетесь расходовать меньше воды для бытовых нужд. 1 балл
3) Транспорт
Вы, в основном, используете общественный транспорт, ходите пешком, перемещаетесь на велосипеде. 10 баллов
Вы/ваша семья, в основном, пользуетесь автомобилем. 75 баллов
4) Электроэнергия
Вы используете, в основном, стандартное оборудование, приборы часто включены, даже когда не используются, включен режим «Standby». 50 баллов
У Вас стандартное оборудование, но включено оно, только когда необходимо, вы стараетесь ограничивать его использование. 20 баллов
У Вас установлено энергоэффективное оборудование, которое включено, только когда необходимо. 2 балла
5) Отходы
Вы производите много отходов, отправляете во вторичную переработку все, что возможно, используете многие вещи вторично, стараетесь покупать товары с меньшим количеством упаковки. 30 баллов
Вы ничего не отправляете на переработку, но стараетесь использовать вещи вторично и покупать товары с малым количеством упаковки (или используете упаковку вторично) 80 баллов
Ничего из ваших отходов не отправляется на переработку, не используются вторично вещи и упаковка 100 баллов
6) Отопление
Вы поддерживаете тепло в своем доме, используя дополнительные обогревательные приборы, стены и окна утеплены. 45 баллов
Вы обогреваете свой дом умеренно, окна, стены и двери хорошо изолированы и не происходит потерь тепла. 10 баллов
7) Пища
Вы употребляете продукты, в основном, выращенные и произведенные в вашем (или близлежащем) подсобном хозяйстве. Очень мало остатков пищи попадает в отходы. 25 баллов
Вы употребляете продукты, в основном, произведенные в Вашем регионе/стране. Очень мало остатков пищи попадает в отходы. 32 балла
Вы потребляете много продуктов питания и не обращаете внимания на то, где пища произведена. 100 баллов
8) Отдых
Как минимум, один раз в году Вы летаете в отпуск на самолете или совершаете дальние поездке на поезде/автомобиле. 65 баллов
Вы обычно проводите отпуск недалеко от места проживания. 10 баллов

Ваш экологический след в баллах:________________________

Итоги анкетирования
Если бы каждый человек жил так, как вы, то нам понадобилось бы несколько планет типа Земля. Давайте посмотрим:
около 100 баллов – нормальный экологический след (чтобы поддерживать такой образ жизни необходима 1 планета Земля)
до 200 баллов – избыточный экологический след (чтобы поддерживать такой образ жизни необходимы 2 планеты типа Земли)
до 300 баллов – огромный экологический след (чтобы поддерживать такой образ жизни необходимы 3 планеты)
более 300 баллов – катастрофический экологический след

*Комментарий для педагога: Следует учесть, что мы получим экологический след каждого конкретного человека. Для того, чтобы выяснить, каков же экологический след определенной группы людей, необходимо провести элементарную статистическую обработку.
При обработке анкетных данных вычисляется среднее арифметическое значение баллов для конкретной группы опрошенных, и делаются выводы об экологическом следе данной группы людей.
Эти баллы отражают только экологический след от личного потребления и образа жизни определенной группы людей. На экологический след сильно влияет экономика региона. Поэтому для развитых стран и регионов мы могли бы увеличить количество баллов, как минимум, еще на 50. Если среди респондентов были люди с разным уровнем и образом жизни, разного пола и возраста (т.е. выборка состоит из типичных представителей населения данного региона), то с учетом экономического состояния можно сделать выводы и об экологическом следе всех людей в конкретном регионе.
Давайте же постараемся уменьшить свой экологический след, чтобы не было стыдно перед будущими поколениями за тот след на Земле, который мы оставим.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для 1 класса Посвящение в юннаты. Сценарий Экологический проект в начальной школе Сценарий внеклассного мероприятия по экологии в начальной школе «Вода – наша жизнь»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе

Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Внеклассное мероприятие по экологии 3-4 класс

Сюжетно-ролевая игра по экологии для старших классов на тему «Цепи питания»

Сценарий внеклассного мероприятия для 5-8 классов «Нужны все на свете»

Ёлочка из конфет и мишуры своими руками | Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс
Опубликовано: 3937 дней назад (10 февраля 2014)
Просмотров: 135537
+2
Голосов: 2
Людмила Евгеньевна Гонтарёва # 10 февраля 2014 в 19:20 0
Спасибо !!!В дальнейшем мне это очень пригодится!! Моим деткам очень понравится! v
Наталья Михайловна # 11 февраля 2014 в 19:54 0
Анастасия Игоревна, ваш сценарий внеклассного мероприятия "Наш след на Земле" интересен тем, что наводит участников на размышления: как мы живем на планете Земля, правильный ли образ жизни ведем, что нужно изменить?  Несомненно способствует формированию мировоззрения обучающихся, переоценке своих ценностей к окружающей природе и к себе. Спасибо.
Наталья Владимировна Коренькова # 1 марта 2014 в 20:13 0
РЕАЛЬНО КРУТО! И познавательная часть и мыслительная деятельность активирована,и анкетирование в завершении-как продуктивная деятельность и оценка собственно себя-очень и очень ценно! Забираю в копилку даже без разрешения! Браво вам,автор!я канеш в школьниках не разумею,но это правда полезно! Спасибо вам с поклоном!
Татьяна Леонидовна Косенкова # 1 апреля 2014 в 16:18 0
Спасибо, ценный материал!!