Конспект занятия по информатике для 5-6 класса «Секреты разгадывания ребусов»
Автор: учитель информатики ГБОУ «Саратовская кадетская школа-интернат №2» Гуркина Анастасия Геннадиевна
Описание материала: Конспект предназначен для проведения занятия для учеников 5 или 6 класса. Занятие может быть факультативным (кружковым) или стать частью темы «Способы кодирования информации», изучаемой на уроках. Желательно, чтобы все рисунки учитель рисовал на доске при ребятах, а не показывал готовые на слайде (кроме последних примеров). Элемент рождения «чуда» на глазах присутствующих – дополнительный мотив сделать также у себя в тетради. На моем занятии ученики полностью переносят в свою тетрадь все записи и рисунки с доски.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Объяснение нового материала
Вопросы классу:
Для чего люди кодируют информацию?
Какие способы кодирования информации вам известны?
Что такое ребус?
Сегодня мы поговорим о некоторых секретах разгадывания ребусов.
I секрет – ЗАПЯТАЯ
Запятая заставляет убрать одну букву из слова, обозначающего предмет на рисунке. Если запятая перед рисунком – то первую, если после – то последнюю. Если запятых несколько – убираем соответствующее количество букв.
СТО
Г = сто
Л +
ПЕНЬ = лень
II секрет – ПЕРЕВОРОТ
Если предмет на рисунке изображен «вверх ногами», то нужно прочесть слово, обозначающее предмет наоборот.
Читаем наоборот слово КОТ = ток
III секрет –БУКВА ЗА БУКВОЙ, БУКВА В БУКВЕ
Взаимное расположение букв можно описать с помощью предлогов ЗА, В, НАД, ПОД и т.п. Суть секрета заключается в том, что соответствующий предлог станет частью слова наряду с изображенными буквами.
за (буквой) К (находится слог) АТ = закат
за (буквой) Б (находится слог) ОР = забор
в (букве) О (находится слог) ДА = вода
в (букве) О (находится слог) ЛК = волк
IV секрет – БУКВЫ-ЧЕЛОВЕЧКИ
Буквы изображаются в виде человечков, отношения между которыми описываются предлогами С, ОТ, К и т.п. Суть секрета – слово нужно составить из изображенных букв и соответствующего предлога.
к (букве) О (бежит буква) Т = кот
(буква) О (идет) с (буквой) А = оса
V секрет – НУМЕРАЦИЯ
Если рядом с рисунком, обозначающим предмет, расположены цифры, то следует записать слово, обозначающее нарисованный предмет, пронумеровать его буквы и взять те, номера которых записаны рядом с рисунком.
КОШЕЛЁК = лукошко
1 2 3 4 5 6 7
П Е Р О = персона
1 2 3 4
3. Разгадывание
На доске заранее заготовлены ребусы (можно на слайде). Ребятам предлагается их разгадать, записав ответ в тетради и после этого подняв руку. Первый, правильно отгадавший все четыре ребуса, считается победителем (можно вручить небольшой приз – конфетку, карандаш и т.п.)
к О П
ЛУНА = копна
ТЕР
КА ПЕНЬ Е = терпенье
к О З
ЛУНА = коза
к А Т А с Т РО
Т ФА = катастрофа
4. Домашнее задание
Создать собственные ребусы, используя изученные секреты (можно провести конкурс) или подготовить рассказ о других секретах, не рассмотренных в ходе занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока информатики для 6 класса. Что такое алгоритм
Календарно-тематический план по информатике для 6 класса к учебнику Босовой
Ребусы для школьников 6-9 классов
Игры - ребусы для учащихся 6-9 классов
Похожие статьи:
Конспект урока информатики в 5 классе. Клавиатура. Основные группы клавиш