Личностно-ориентированный подход - основа организации образовательного процесса студии ДПТ «Павлин» на базе общеобразовательного учреждения
Автор: Деркач Анастасия Сергеевна, Педагог дополнительного образования, МБОУДОД ЦДТ "Содружество", Творческое объединение "Павлин", город Новосибирск
Описание: Хочу поделиться опытом, предлагаю вашему вниманию статью "Прогнозирование личностных результатов в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Она может быть полезна учителям начальных классов в рамках внедрения ФГОС в общеобразовательных учреждениях, а также родителям, воспитателям старших подготовительных групп ДДОУ, педагогам дополнительного образования.
Личностно-ориентированный подход - основа организации образовательного процесса студии декоративно прикладного творчества «Павлин» на базе общеобразовательного учреждения
В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся, направленной на достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов. Нужно подчеркнуть, что внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, особенно в вопросе создания условий для развития творческих интересов детей и включения их, например, в художественную деятельность. В данном направлении не первый год реализуется модель сотрудничества между ЦДТ и начальным звеном СОШ № 26 на основе соглашения о сотрудничестве. В соответствие с этим документом мной, как педагогом дополнительного образования ЦДТ «Содружество», ведутся занятия с детьми начальных классов в рамках разработанной образовательной программы. Ведущая идея программы - создание комфортной среды для художественного, эстетического развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Вместе с тем анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, который прописан в ФГОС НОО, во многом соответствует ранее поставленным задачам образовательной программы студии «Павлин».
Итак, реализация программы позволяет решить комплекс задач в работе с детьми младшего школьного возраста:
- развитие интереса к познавательной деятельности;
- развитие индивидуальных когнитивных способностей (воображение, пространственное и образное мышление);
- развитие зрительно-двигательной координации и пространственно-зрительной ориентации, мелкой моторики рук;
- развитие творческого потенциала;
- обучение основам художественной грамоты (изобразительной, декоративной, конструктивной);
- приобщение к художественной культуре и искусству;
- формирование устойчивых навыков декоративно-прикладного творчества;
- социализация личности ребенка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- воспитание эстетического вкуса;
- формирование положительной эмоциональной установки;
- привитие начал самоорганизации, самоконтроля ;
- воспитание нравственно-волевых качеств: самостоятельности, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, целеустремленности.
Отбор содержания происходит с учетом личных особенностей и возможностей детей, в частности это дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий по уровню сложности. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу, а я, как педагог, стараюсь перейти с позиции дающего знания в позицию организатора познавательной деятельности обучающегося.
Для этой цели образовательная программа разработана так, что есть возможность по ходу реализации изменять, перестраивать, усложнять или упрощать содержание с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На
первом этапе дифференциации договариваемся с детьми, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. При этом каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
На
втором этапе обеспечиваю мотивацию, актуализирую опорные знания и умения. После этого объясняю, почему это нужно научиться делать, где это пригодится в учебе, в быту и почему без этого нельзя. Даю вводный контроль “тест, упражнение”, для того, чтобы восстановить в памяти все то, на чем будет строиться занятие.
Третий – основной этап. Для усвоения знаний и умений, кратко, четко и ясно, с опорой на образцы излагаю теоретическую информацию, предлагая ряд заданий и упражнений, требующих проведения анализа образца, здесь закрепляются умения и навыки. После чего учащиеся, выбрав уровень сложности, переходят к самостоятельной работе. Это может быть не только работа по образцу, но и по условию или по собственному замыслу.
Работа по условию требует от учеников творческой активности – определяется несколько условий, которые ученик должен учесть при изготовлении изделия.
Работа по собственному замыслу предусматривает самостоятельную постановку задачи и поиск ее решения. По ходу работы помогаю каждому ребенку преодолеть трудности, контролирую ход работы, поощряя самостоятельность и активность, при этом нацеливаю на лучший конечный результат.
На
четвертом этапе оцениваю работы, обобщая пройденное на занятиях, вношу коррективы в методику своей работы с учетом особенностей каждого ребенка.
Для того, чтобы лучше узнать, а затем и развивать способности, возможности, интересы каждого ребенка, веду
“Тетрадь успешности”. Это своеобразный “дневник”, в котором отражены
- индивидуальные особенности каждого ребенка, т. е его характер, темперамент, увлечения и др. – эти сведения получаю от классного руководителя, а также из анкет, тестов, наблюдений;
- знания, умения и навыки на начало работы в творческой мастерской – определяются с помощью творческих заданий, анкетирования в начале учебного года – входной контроль;
- успехи обучающегося на протяжении всего учебного года (опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, выставки);
- творческая активность (выполнение творческих работ, проектов) ребёнка;
- участие в коллективно-творческих делах мастерской (участие в оформлении кабинета , изготовление подарков на праздники, выпуск газет, приуроченных к праздничным мероприятиям и т.д.).
Используя “Тетрадь успешности”, я могу помочь каждому ребенку реализовать свои возможности в полной мере.
На занятиях стараюсь создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.
На каждом занятии стремлюсь поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса. Так же стараюсь создать
“ситуацию успеха” для каждого ребенка, предлагая такие задания, с которыми он обязательно справится, хвалю даже за самую маленькую удачу. Это внушает ребенку уверенность в собственных силах, появляется желание достичь хороших результатов, чтобы вновь ощутить радость успеха.
Замечу, что после наших занятий улучшаются отношения между детьми в классе, они охотнее помогают друг другу, становятся друзьями, все это благотворно влияет и на их психическое здоровье.
Работы детей
Выставка творческих работ 1 "б" класса
Выставка работ 1 "а" класса " Мы отправляемся в полет", посвященной Дню космонавтики
Выставка 2 "а" класса на тему "Подводный мир"
Творческая выставка 3 "б" класса на пасхальную тему
Другие выставки творческих работ учащихся 1 "б" класса
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие у старших дошкольников певческих способностей
Объемный зайчик из бумаги. Мастер-класс с пошаговым фото
Эффективные приёмы обучения: синквейн
Методическая разработка на тему: Личностно-ориентированный подход в обучении на музыкальном инструме
Похожие статьи:
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»