Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эффективные приёмы обучения: синквейн

Синквейн как приём реализации личностно-деятельного подхода в обучении
Автор: Николаева Елена Владимировна, учитель математики
Место работы: МБОУ СШ №2, г.Починок, Смоленская область
Описание: Введение ФГОС ставит педагогов перед необходимостью совершенствования урока как основного способа обучения, перехода к широкому использованию личностно-деятельностного подхода. Статья кратко знакомит с одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный характер обучения. Данный приём используется на этапе рефлексии, в частности, по сингапурской методике. Информация будет полезна учителям ОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ОУ, родителям, заинтересованным в развитии творческих способностей детей.
Цель: познакомить учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования с одним из эффективных приёмов обучения (на этапе рефлексии)
Задача: совершенствовать педагогическое мастерство через знакомство с многообразием приёмов обучения и воспитания, применением их в практике преподавания математики
Из опыта работы
Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Системно-деятельностный подход определяется как условие их достижения.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения. Важной составляющей системно-деятельного подхода является собственная учебная деятельность школьников, она реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития ребёнка, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Перед учителем стоит важная педагогическая задача: проектирование и организация условий, инициирующих действие ученика. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, одним из которых является принцип творчества, означающий ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Следует отметить, что деятельностным делает урок высокая активность обучающихся на всех его этапах, их заинтересованность в результатах обучения, ориентация на успех. Не существует никаких «обязательных для всех» приёмов обучения: их подбирает учитель, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и классных коллективов.
Одним из этапов современного урока является этап рефлексии, на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения нового знания).
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например, как синквейн составлялся по теме «Проценты» (математика, 5 класс) показано в презентации.
При составлении синквейна обсуждается пройденная тема, анализируются изученные определения, выделяется главная мысль (тема синквейна). В процессе обсуждения учитель может определить уровень усвоения учебного материала по активности участия школьников: понял, разобрался – предлагает нужные слова.
Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном материале, способствует повышению уровня мотивации.
Составлять синквейн очень просто и интересно не только для школьников, но и для педагога. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает логическое и образное мышление, расширяет словарный запас, позволяет систематизировать собственные представления школьников о теме и содержании урока.
Также в презентации представлен синквейн, созданный перед днем 8 марта.
Попробуйте составлять синквейны сами и с детьми, понравится!
Спасибо!
Презентация на тему: Эффективные приёмы обучения. Синквейн

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Применение метода проектов во внеурочной деятельности в 4-6 классах
Опубликовано: 3402 дня назад (31 июля 2015)
Просмотров: 10941
Рубрика: Статьи
+39
Голосов: 39
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 31 июля 2015 в 13:54 +3


Елена Владимировна, благодарю вас за приглашение!
На уроках географии, начиная уже с 5 класса мои ученики составляют синквейны, которые развивают критическое мышление. Выше привела пример одного из синквейна, которые выполняют мои подопечные. Современные подходы в образовании очень важны, особенно с переходом на ФГОС. Уверена, что статья найдёт своего пользователя, мне не хватило наглядности, можно было бы представить несколько синквейнов. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 31 июля 2015 в 14:03 +3
Елена Владимировна, здравствуйте. В настоящее время многие педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности, а так же как метод развития речи. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Составление синквейна – это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К тому же процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного. Главное не переусердствовать с их применением. Спасибо за приглашение, за статью, голос +1!
Математика
полезная, высшая
развивает, обучает, рассчитывает
математика ум в порядок приводит
Наука
Наталья Геннадьевна Завалишина # 31 июля 2015 в 14:05 +3
Елена Владимировна, спасибо за приглашение, интересную статью. Можно этот прием использовать на любом предмете и не только при обобщении темы. Статья актуальна.(Только я не увидела презентацию почему-то).
статья
интересна, актуальна
заставляет думать и запоминать
можно эту идею себе взять
голос
Елена Владимировна Николаева # 31 июля 2015 в 14:36 +5
Коллеги, спасибо за комментарии к статье! Так приятно увидеть Ваши синквейны! Думаю, что презентация появится, заявку я отослала, но обращаю Ваше внимание на то, что результат составления (сам синквейн) не так важен, как процесс его рождения: что говорят дети, как активно участвуют в обсуждении, поняли ли смысл материала, насколько глубоко... А какой синквейн получился? Да не очень важно, написали на доске, стёрли на перемене и на другом уроке будет другой, возможно, по этой же теме! Кстати, синквейны начинают применять с начальной школы, ко мне в 5 класс пришли дети, уже умеющие это делать, а некоторые говорят, что в детском саду составляли! Но в любом случае, приём интересный, согласитесь!
Наталья Сергеевна Мыжевских # 31 июля 2015 в 15:02 +1
Добрый день, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! Синквейн в наше время стал популярен, что Вы правы, мы в детском саду его тоже составляем с детками подготовительной группы и им очень нравится. Мне самой нравится такой прием и метод при составлении - дети активно принимают участие и умеют рассуждать, что получается и как можно еще придумать. Все это здорово и Вы молодцы! Голосую!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 31 июля 2015 в 15:06 0
Да, материал очень интересный , важный для всех учителей. Думаю многие работают с этим приемом. Спасибо за ваш опыт!
Марина Александровна Новоселова # 31 июля 2015 в 15:21 +1
Елена Владимировна, добрый день. Работаю в садике, воспитателем. Про синквейн, до вашей статьи не слышала. Как это познавательно, я думаю можно использовать в работе с детьми подготовительной группы. Очень хорошо развивает логику и мышление. Спасибо Вам большое.
Ирина Александровна Старцева # 31 июля 2015 в 15:34 +2
Елена Владимировна, спасибо большое за приглашение, ваша статья очень интересная, раньше я о таком методе не слышала, для меня это полезный и нужный материал; всё чётко и доступно описано, благодаря этому методу развивается творческое мышление детей; данная статья может быть полезна учителям школ, преподавателям средних специальных учреждений, может даже и педагогам ДОУ, если упростить для детей дошкольного возраста, спасибо вам, + 1 голос от меня.
Наталия Леонидовна Никитенко # 31 июля 2015 в 16:21 +1
Прием обучения, действительно, очень интересный, использую его на своих уроках.
По своему опыту могу сказать, что для учеников составлять синквейны не так-то просто, особенно для пятиклассников, поэтому развивать мышление таким приемом обучения весьма полезно. Спасибо за приглашение, Елена Владимировна.
Валентина Сергеевна Вешкина # 31 июля 2015 в 18:07 +2
Добрый вечер, Елена Владимировна!Благодарю за приглашение. Прием синквейна-популярная в российской педагогике "фишка", к которой учителя чаще всего прибегают на открытых уроках (чтобы всех затмить). Но как правильно Вы отмечаете в своей статье, важна система применения синквейна на уроках, чтобы и процесс составления и результат был ярким и плодотворным; чтобы у ребенка был отработан алгоритм обобщения изученного материала. Спасибо за материал, желаю дальнейших успехов!
Ольга Александровна Чернакова # 31 июля 2015 в 18:20 +1
Здравствуйте, Елена Владимировна! С интересом познакомилась с методом синквейна, раньше не слышала. Думаю, что он очень полезен для общеобразовательной школы. Спасибо. Голосую.
Ольга Константиновна Макарова # 31 июля 2015 в 18:47 +1
Спасибо за интересный материал, успехов вам! +1
Инна Николаевна Евсейчик # 31 июля 2015 в 18:57 +1
Здравствуйте, Елена Владимировна! Познакомилась с Вашим материалом. Интересно. Этот метод я использую уже несколько лет. Детей очень привлекает этот приём работы. +1.
В свою очередь приглашаю Вас познакомиться и с другими приёмами работы
https://ped-kopilka.ru/blogs/ina-nikolaevna-evseichik/statja-didakticheskie-pri-my-na-urokah-literatury.html
Людмила Николаевна Медведкова # 31 июля 2015 в 20:36 +1
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Очень полезная и интересная идея! Обязательно применю на практике со своими учениками! Голосую!
Надежда Евгеньевна Скорых # 31 июля 2015 в 21:27 +3
Добрый вечер, уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Процедура составления синквейна, является эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Спасибо Вам за грамотную подачу материала. Исходя из опыта Вашей работы, я думаю Вас радуют и результаты таких уроков. Голос №10
Людмила Ивановна Федорова # 31 июля 2015 в 23:05 +1
Этот эффективный приём обучения позволяет развивать мышление и почувствовать себя творческой личностью. Вот видите, сколько педагогов уже используют его в своей деятельности и сколько заинтересовались поданной Вами идеей. Голосую.
Вера Васильевна Жуматаева # 1 августа 2015 в 05:00 +1
Спасибо за приглашение! Очень хороший материал. Примите мой голос.
Татьяна Александровна Трубина # 1 августа 2015 в 06:16 +2
Мне очень нравится этот прием обучения , услышала о нем только год назад , и быстро окунулась в изучение. Ваша статья очень хорошо преподносит материал. Спасибо. голос.
Любовь Сергеевна Новоселова # 1 августа 2015 в 06:26 +2
Доброе утро, уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с методом синквейна, он для меня не нов, сама люблю составлять такие творческие стишки по темам. Мой голос №13, жду на страницах моего блога, удачи.
Воспитатель # 1 августа 2015 в 10:51 +2
Спасибо за знакомство с таким интересным приемом как "синквейн". Мне он очень понравился, сразу же вспомнилась поговорка "Краткость сестра таланта", с помощью этого метода каждый ребенок подведет итог занятия, запомнив при этом самое главное! +1
Мария Владимировна Шемардина # 1 августа 2015 в 20:31 +4
Интересная статья про использование синквейнов для рефлексии. Мой голос вам +1!
Надежда Васильевна Быкова # 3 августа 2015 в 12:44 +5
Елена Владимировна, добрый день! С интересом познакомилась с новым для себя методом. Попробую применять в своей работе. Примите голос!
Гульназ Юнусовна Сибгатуллина # 3 августа 2015 в 13:46 +6
Отличная технология, ведь, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:знает содержание учебного материала темы; умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Наталья Владимировна Чахно # 3 августа 2015 в 14:06 +6
Интересный прием, попробую применить его с детьми в детском саду.
Ирина Юрьевна Ручина # 3 августа 2015 в 18:13 +7
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Этот эффективный приём обучения позволяет развивать мышление и почувствовать себя творческой личностью. Хорошая форма занятия с детьми. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Светлана Ивановна Куприй # 4 августа 2015 в 13:12 +6
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение на статью. Может, конечно, прием синквейна и популярная "фишка" у наших педагогов, но очень хорошо, что Вы так подробно описали ее, да еще и пример привели в виде презентации, т.к., я уверена, не все знакомы с этой технологией. Думаю, что синквейн придется по душе и дома, ведь он может стать замечательным развлечением. Вы верно отмечаете в своей статье, Елена Владимировна, что нужна СИСТЕМА применения синквейна, ведь и процесс составления, и результат будет намного ярче, когда у детей отточен алгоритм работы. Спасибо за материал, желаю дальнейших успехов! ГОЛОС.
Наталья Благодарова # 4 августа 2015 в 16:20 +6
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение на статью. В своей практике не часто, но все-таки использую данный прием. Эффективно работает, детям интересно. Развивает логическое мышление, проверяет знания обучающихся. Материал замечательный! Спасибо!
Ольга Валентиновна Полежаева # 4 августа 2015 в 17:42 +5
Уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за статью! Очень понравилась! Честно говоря, думала, что синквейн чаще всего используется на уроках литературы и русского языка. Была приятно удивлена! Желаю дальнейших творческих успехов!Примите мой голос.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 4 августа 2015 в 20:13 +5
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! С большим интересом познакомилась с вашей статьей. И теперь тоже хочу попробовать использовать данный прием при работе с старшими дошколятами. Примите голос. Желаю Вам творческих успехов!
С уважением. Ирина
Ирина Юрьевна Бобылева # 4 августа 2015 в 20:41 +3
Здравствуйте, Елена Владимировна! Я работую в дошкольном учреждении и первый раз столкнулась со словом синквейн. Прочитала вашу разработку и очень много взяля для себя на "вооружение". Попробую применить этот метод при обучении старших дошкольников. Спасибо! Примите мой голос +1
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 22:09 +3
Спасибо за приглашение! Синквейн использую в обучении взрослых (педагогов и студентов), для того, чтобы уточнить имеющие представления о любой теме или проблеме, и выстраивать лекцию в нужном направлении. Что касается обучающихся, идея использовать синквейн для закрепления и уточнения знаний детей - это интересно, даже увлекательно. Молодцы!
Галина Васильевна Наконечная # 5 августа 2015 в 08:03 +2
Интересный материал, возьму на заметку. Голос!
Надежда Анатольевна Ващенко # 5 августа 2015 в 13:55 +3
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! Синквей -прием интересный и полезный. Я тоже его использую в своей практике. А если позволить детям каждому составить синквейн, то можно использовать его как своеобразную диагностику склада ума, ведь у нас нет времени на близкое знакомство с особенностями каждого из учащихся, а индивидуальные траектории строить нужно.
Светлана Александровна Шаравьева # 6 августа 2015 в 11:58 +3
Елена Владимировна, спасибо за приглашение! Действительно, синквейн стал очень популярным приемом развития критического мышления. Главное, что дети очень любят их составлять, поэтому я тоже использую данную технологию в начальной школе не только на уроках, но и при проведении классных часов:
Дружба.
Настоящая, верная.
Зарождается, хранится, рушится.
Несчастен тот, кто ее не испытал.
Взаимопонимание.
Примите мой голос и пожелание успехов!
Алина Алексеевна Гончарова # 6 августа 2015 в 14:16 +1
Елена Владимировна, спасибо за приглашение! Очень интересный и оригинальный подход. Очевидно, что подобный метод стимулирует познавательную активность учеников, ведь творческий подход всегда продуктивнее изучения "сухой" теории. Примите мой голос!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 августа 2015 в 14:21 +1
Елена Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Вы затронули один из этапов современного урока- этап рефлексии, на котором организуется самооценка учащегося. Эффективный приём,важный обеспечивающий деятельностный подход в обучении в рамках ФГОС.Удачи! Примите мой голос.
Рашида Хабибуловна Саурикова # 6 августа 2015 в 16:43 +1
Добрый вечер Елена Владимировна. спасибо за приглашение.Данный прием я использую у себя на уроке особенно в 6-7 классах по географии. Ученики с большим воодушевлением составляют синквейн. Например: Балхаш (я проживаю в городе Балхаш на берегу одноименного озера).
Балхаш
Теплая, бирюзовая.
Поит, освежает, ласкает.
Жемчужина Казахстана.
Озеро.
Спасибо. Примите мой голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 8 августа 2015 в 21:23 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна. Интересный, актуальный материал Вы предложили. Надо будет попробовать со своими детьми. Творческих успехов! голос
Раиса Фёдоровна Холкузиева # 10 августа 2015 в 20:26 +1
Добрый вечер, Елена Владимировна. Спасибо за приглашение. Прекрасный материал. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Творческих успехов. Голос.
Елена Ивановна Ткаченко # 10 августа 2015 в 20:37 +1
Елена Владимировна, спасибо большое за интересную и актуальную статью. Сама питаю слабость к приему синквейна! Часто использую его на уроках литературы. Это замечательный вид творческой работы, не требующий больших затрат по времени, что очень актуально в классно-урочной системе! Творческих Вам успехов! Голос+
Тамара Васильевна Енина # 11 августа 2015 в 18:40 +1
Здравствуйте, Елена Владимировна, приятно найти единомышленника по технологии критического мышления.Действительно, прием "Синквейн" - очень полезное дело, и применять его можно как на русском языке, так и на математике, нет предела совершенству. А как Вы относитесь к другим приемам технологии? Голос.
Светлана Олеговна Часовских # 11 августа 2015 в 18:45 +1
Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с новыми приемами обучения. Голос.
Любовь Анатольевна Судьбина # 18 августа 2015 в 11:08 +2
Несомненно, эффективный прием, и может применяться при изучении самых разных тем и на разных предметах, активизируя мышление и творчество, и доставляя радость самим процессом! И в тоже время учит выражать мысли "коротко и ясно"! Спасибо, Елена Владимировна, что поделились с нами своим опытом!
Успехов!+1
С уважением. Л.А.
Наталья Николаевна Никонова # 18 августа 2015 в 21:07 +1
Добрый вечер, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение!
Мне очень понравился Ваш материал про "Синквейн". Интересно! Полезно! Доступно! А первоочередное то, что вполне применимо для работы!
Желаю удачи и новых открытий!
Примите голос +1!
С уважением, ННН.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 23 августа 2015 в 18:09 +1
Здравствуйте, Елена Владимировна. Благодарю за приглашение, с интересом ознакомилась с Вашим материалом. Абсолютно согласна, что составление "Синквейна" развивает логическое мышление, творческое мышление, помогает ученикам закрепить пройденный материал, а так же поможет решить множество разнообразных педагогических задач! Мой Вам голос!
Анна Викторовна # 3 ноября 2015 в 23:01 0
Помогите пожалуйста составить «Синквейн» на тему «Я реализую системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО».