Синквейн как приём реализации личностно-деятельного подхода в обучении
Автор: Николаева Елена Владимировна, учитель математики Место работы: МБОУ СШ №2, г.Починок, Смоленская область Описание: Введение ФГОС ставит педагогов перед необходимостью совершенствования урока как основного способа обучения, перехода к широкому использованию личностно-деятельностного подхода. Статья кратко знакомит с одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный характер обучения. Данный приём используется на этапе рефлексии, в частности, по сингапурской методике. Информация будет полезна учителям ОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ОУ, родителям, заинтересованным в развитии творческих способностей детей. Цель: познакомить учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования с одним из эффективных приёмов обучения (на этапе рефлексии) Задача: совершенствовать педагогическое мастерство через знакомство с многообразием приёмов обучения и воспитания, применением их в практике преподавания математики
Из опыта работы
Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Системно-деятельностный подход определяется как условие их достижения. Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения. Важной составляющей системно-деятельного подхода является собственная учебная деятельность школьников, она реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития ребёнка, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Перед учителем стоит важная педагогическая задача: проектирование и организация условий, инициирующих действие ученика. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, одним из которых является принцип творчества, означающий ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Следует отметить, что деятельностным делает урок высокая активность обучающихся на всех его этапах, их заинтересованность в результатах обучения, ориентация на успех. Не существует никаких «обязательных для всех» приёмов обучения: их подбирает учитель, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и классных коллективов.
Одним из этапов современного урока является этап рефлексии, на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения нового знания).
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например, как синквейн составлялся по теме «Проценты» (математика, 5 класс) показано в презентации.
При составлении синквейна обсуждается пройденная тема, анализируются изученные определения, выделяется главная мысль (тема синквейна). В процессе обсуждения учитель может определить уровень усвоения учебного материала по активности участия школьников: понял, разобрался – предлагает нужные слова.
Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном материале, способствует повышению уровня мотивации.
Составлять синквейн очень просто и интересно не только для школьников, но и для педагога. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает логическое и образное мышление, расширяет словарный запас, позволяет систематизировать собственные представления школьников о теме и содержании урока.
Также в презентации представлен синквейн, созданный перед днем 8 марта. Попробуйте составлять синквейны сами и с детьми, понравится! Спасибо!
Презентация на тему: Эффективные приёмы обучения. Синквейн
Елена Владимировна, благодарю вас за приглашение!
На уроках географии, начиная уже с 5 класса мои ученики составляют синквейны, которые развивают критическое мышление. Выше привела пример одного из синквейна, которые выполняют мои подопечные. Современные подходы в образовании очень важны, особенно с переходом на ФГОС. Уверена, что статья найдёт своего пользователя, мне не хватило наглядности, можно было бы представить несколько синквейнов. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Елена Владимировна, здравствуйте. В настоящее время многие педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности, а так же как метод развития речи. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Составление синквейна – это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К тому же процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного. Главное не переусердствовать с их применением. Спасибо за приглашение, за статью, голос +1! Математика
полезная, высшая
развивает, обучает, рассчитывает
математика ум в порядок приводит
Наука
Елена Владимировна, спасибо за приглашение, интересную статью. Можно этот прием использовать на любом предмете и не только при обобщении темы. Статья актуальна.(Только я не увидела презентацию почему-то).
статья
интересна, актуальна
заставляет думать и запоминать
можно эту идею себе взять
голос
Коллеги, спасибо за комментарии к статье! Так приятно увидеть Ваши синквейны! Думаю, что презентация появится, заявку я отослала, но обращаю Ваше внимание на то, что результат составления (сам синквейн) не так важен, как процесс его рождения: что говорят дети, как активно участвуют в обсуждении, поняли ли смысл материала, насколько глубоко... А какой синквейн получился? Да не очень важно, написали на доске, стёрли на перемене и на другом уроке будет другой, возможно, по этой же теме! Кстати, синквейны начинают применять с начальной школы, ко мне в 5 класс пришли дети, уже умеющие это делать, а некоторые говорят, что в детском саду составляли! Но в любом случае, приём интересный, согласитесь!
Добрый день, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! Синквейн в наше время стал популярен, что Вы правы, мы в детском саду его тоже составляем с детками подготовительной группы и им очень нравится. Мне самой нравится такой прием и метод при составлении - дети активно принимают участие и умеют рассуждать, что получается и как можно еще придумать. Все это здорово и Вы молодцы! Голосую!!!
Елена Владимировна, добрый день. Работаю в садике, воспитателем. Про синквейн, до вашей статьи не слышала. Как это познавательно, я думаю можно использовать в работе с детьми подготовительной группы. Очень хорошо развивает логику и мышление. Спасибо Вам большое.
Елена Владимировна, спасибо большое за приглашение, ваша статья очень интересная, раньше я о таком методе не слышала, для меня это полезный и нужный материал; всё чётко и доступно описано, благодаря этому методу развивается творческое мышление детей; данная статья может быть полезна учителям школ, преподавателям средних специальных учреждений, может даже и педагогам ДОУ, если упростить для детей дошкольного возраста, спасибо вам, + 1 голос от меня.
Прием обучения, действительно, очень интересный, использую его на своих уроках.
По своему опыту могу сказать, что для учеников составлять синквейны не так-то просто, особенно для пятиклассников, поэтому развивать мышление таким приемом обучения весьма полезно. Спасибо за приглашение, Елена Владимировна.
Добрый вечер, Елена Владимировна!Благодарю за приглашение. Прием синквейна-популярная в российской педагогике "фишка", к которой учителя чаще всего прибегают на открытых уроках (чтобы всех затмить). Но как правильно Вы отмечаете в своей статье, важна система применения синквейна на уроках, чтобы и процесс составления и результат был ярким и плодотворным; чтобы у ребенка был отработан алгоритм обобщения изученного материала. Спасибо за материал, желаю дальнейших успехов!
Здравствуйте, Елена Владимировна! С интересом познакомилась с методом синквейна, раньше не слышала. Думаю, что он очень полезен для общеобразовательной школы. Спасибо. Голосую.
Добрый вечер, уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Процедура составления синквейна, является эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Спасибо Вам за грамотную подачу материала. Исходя из опыта Вашей работы, я думаю Вас радуют и результаты таких уроков. Голос №10
Этот эффективный приём обучения позволяет развивать мышление и почувствовать себя творческой личностью. Вот видите, сколько педагогов уже используют его в своей деятельности и сколько заинтересовались поданной Вами идеей. Голосую.
Мне очень нравится этот прием обучения , услышала о нем только год назад , и быстро окунулась в изучение. Ваша статья очень хорошо преподносит материал. Спасибо. голос.
Доброе утро, уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с методом синквейна, он для меня не нов, сама люблю составлять такие творческие стишки по темам. Мой голос №13, жду на страницах моего блога, удачи.
Спасибо за знакомство с таким интересным приемом как "синквейн". Мне он очень понравился, сразу же вспомнилась поговорка "Краткость сестра таланта", с помощью этого метода каждый ребенок подведет итог занятия, запомнив при этом самое главное! +1
Отличная технология, ведь, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:знает содержание учебного материала темы; умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Этот эффективный приём обучения позволяет развивать мышление и почувствовать себя творческой личностью. Хорошая форма занятия с детьми. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение на статью. Может, конечно, прием синквейна и популярная "фишка" у наших педагогов, но очень хорошо, что Вы так подробно описали ее, да еще и пример привели в виде презентации, т.к., я уверена, не все знакомы с этой технологией. Думаю, что синквейн придется по душе и дома, ведь он может стать замечательным развлечением. Вы верно отмечаете в своей статье, Елена Владимировна, что нужна СИСТЕМА применения синквейна, ведь и процесс составления, и результат будет намного ярче, когда у детей отточен алгоритм работы. Спасибо за материал, желаю дальнейших успехов! ГОЛОС.
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение на статью. В своей практике не часто, но все-таки использую данный прием. Эффективно работает, детям интересно. Развивает логическое мышление, проверяет знания обучающихся. Материал замечательный! Спасибо!
Уважаемая Елена Владимировна! Спасибо за статью! Очень понравилась! Честно говоря, думала, что синквейн чаще всего используется на уроках литературы и русского языка. Была приятно удивлена! Желаю дальнейших творческих успехов!Примите мой голос.
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! С большим интересом познакомилась с вашей статьей. И теперь тоже хочу попробовать использовать данный прием при работе с старшими дошколятами. Примите голос. Желаю Вам творческих успехов!
С уважением. Ирина
Здравствуйте, Елена Владимировна! Я работую в дошкольном учреждении и первый раз столкнулась со словом синквейн. Прочитала вашу разработку и очень много взяля для себя на "вооружение". Попробую применить этот метод при обучении старших дошкольников. Спасибо! Примите мой голос +1
Спасибо за приглашение! Синквейн использую в обучении взрослых (педагогов и студентов), для того, чтобы уточнить имеющие представления о любой теме или проблеме, и выстраивать лекцию в нужном направлении. Что касается обучающихся, идея использовать синквейн для закрепления и уточнения знаний детей - это интересно, даже увлекательно. Молодцы!
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! Синквей -прием интересный и полезный. Я тоже его использую в своей практике. А если позволить детям каждому составить синквейн, то можно использовать его как своеобразную диагностику склада ума, ведь у нас нет времени на близкое знакомство с особенностями каждого из учащихся, а индивидуальные траектории строить нужно.
Елена Владимировна, спасибо за приглашение! Действительно, синквейн стал очень популярным приемом развития критического мышления. Главное, что дети очень любят их составлять, поэтому я тоже использую данную технологию в начальной школе не только на уроках, но и при проведении классных часов:
Дружба.
Настоящая, верная.
Зарождается, хранится, рушится.
Несчастен тот, кто ее не испытал.
Взаимопонимание.
Примите мой голос и пожелание успехов!
Елена Владимировна, спасибо за приглашение! Очень интересный и оригинальный подход. Очевидно, что подобный метод стимулирует познавательную активность учеников, ведь творческий подход всегда продуктивнее изучения "сухой" теории. Примите мой голос!
Елена Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Вы затронули один из этапов современного урока- этап рефлексии, на котором организуется самооценка учащегося. Эффективный приём,важный обеспечивающий деятельностный подход в обучении в рамках ФГОС.Удачи! Примите мой голос.
Добрый вечер Елена Владимировна. спасибо за приглашение.Данный прием я использую у себя на уроке особенно в 6-7 классах по географии. Ученики с большим воодушевлением составляют синквейн. Например: Балхаш (я проживаю в городе Балхаш на берегу одноименного озера).
Балхаш
Теплая, бирюзовая.
Поит, освежает, ласкает.
Жемчужина Казахстана.
Озеро.
Спасибо. Примите мой голос.
Добрый вечер, Елена Владимировна. Спасибо за приглашение. Прекрасный материал. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Творческих успехов. Голос.
Елена Владимировна, спасибо большое за интересную и актуальную статью. Сама питаю слабость к приему синквейна! Часто использую его на уроках литературы. Это замечательный вид творческой работы, не требующий больших затрат по времени, что очень актуально в классно-урочной системе! Творческих Вам успехов! Голос+
Здравствуйте, Елена Владимировна, приятно найти единомышленника по технологии критического мышления.Действительно, прием "Синквейн" - очень полезное дело, и применять его можно как на русском языке, так и на математике, нет предела совершенству. А как Вы относитесь к другим приемам технологии? Голос.
Несомненно, эффективный прием, и может применяться при изучении самых разных тем и на разных предметах, активизируя мышление и творчество, и доставляя радость самим процессом! И в тоже время учит выражать мысли "коротко и ясно"! Спасибо, Елена Владимировна, что поделились с нами своим опытом!
Успехов!+1
С уважением. Л.А.
Добрый вечер, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение!
Мне очень понравился Ваш материал про "Синквейн". Интересно! Полезно! Доступно! А первоочередное то, что вполне применимо для работы!
Желаю удачи и новых открытий!
Примите голос +1!
С уважением, ННН.
Здравствуйте, Елена Владимировна. Благодарю за приглашение, с интересом ознакомилась с Вашим материалом. Абсолютно согласна, что составление "Синквейна" развивает логическое мышление, творческое мышление, помогает ученикам закрепить пройденный материал, а так же поможет решить множество разнообразных педагогических задач! Мой Вам голос!