Метод проектов во внеурочной деятельности
Автор: Николаева Елена Владимировна, учитель математики МБОУ СШ №2, г.Починок, Смоленская область
Описание: Коллеги, вашему вниманию предлагается описание работы учителя по применению проектного метода во внеурочной деятельности в 4-6 классах общеобразовательной школы. Материал будет полезен классным руководителям, учителям ОУ, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ОУ, начинающим применять метод проектов в своей практике.
Цель: Привлечение младших школьников к проектной деятельности.
Задачи:
образовательные: формирование учебно-познавательных и информационных компетенций;
воспитательные: воспитание ответственности, любви к природе и экологической грамотности;
развивающие: овладение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе, возможность практического применения творческих способностей школьников.
Экологический проект
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.Шоу)
В соответствии с требованиями ФГОС основным подходом при формировании УУД является системно-деятельностный подход. Одним из самых эффективных методов реализации системно-деятельностного является проектная деятельность. Проект – самостоятельная деятельность школьника, направленная на получение результата, её целью является понимание и применение конкретных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
При реализации проектной деятельности происходит обучение основам планирования, формирование навыков сбора и обработки информации, совершенствуется умение анализировать эту информацию и представлять результат в разных формах (текстовой, табличной и др.), формируется позитивное отношение к работе. Конечно, проектной деятельности нужно обучать.
Нынешние 5-6 классники получают первые навыки проектной деятельности, выполняя совместно с учителем небольшие по времени, несложные проектные работы. Классный руководитель легко может организовать работу по осуществлению группового проекта, связанного с современными проблемами экологии. Важно, чтобы создалась ситуация, когда школьники сами предлагают тему (проблему), а не учитель это делает.
«Мудрость учительского руководства в том и состоит, чтобы воспитаннику казалось, что он сам делает то, что ему хочется» (Жан Жак Руссо) В этом случае создаются неформальные, партнёрские отношения, отношения сотрудничества между обучающимися и учителем, ведь по мнению детей, учитель помогает им делать то, что они сами решили делать.
А они решили сделать для младших школьников выступление-презентацию на экологическую тему, поскольку близится особый день, который школьники называют – БУНТ (Большая Уборка Нашей Территории). Где взять информацию? Обсуждаем эту проблему, варианты: поискать в библиотеке, спросить у родителей, посмотреть в интернете.
Проходит несколько дней и уже есть какой-то материал, остается определиться, что делаем, как делаем, кто и что делает. Конечно, при выполнении первых проектных работ роль учителя велика, необходимо незаметно руководить процессом, помогать планировать и распределять обязанности. Вся деятельность ученика должна сопровождаться рефлексивным осознанием этой деятельности самим школьником, обучающийся должен видеть схему организации собственной деятельности, понимать, что делает, зачем делает. Это поможет ему в дальнейшем выполнять другой проект самостоятельно, опираясь на свой уже имеющийся опыт.
Поскольку выбранная тема достаточно широка, подобранный материал разнообразен по форме, то встает вопрос: как его структурировать, как представить в форме, понятной младшим школьникам? Сами 5-6 классники очень любят мероприятия в театрализованной форме, а кто в их возрасте не любил выступать на сцене? Итак, решено: будем выступать! Но для этого нужно сочинить сценарий, выбрать актеров, отрепетировать и – в бой! Процесс сочинительства очень сложный, творческий, но, чтобы что-то получилось, надо пробовать.
Задачи формирования творческого мышления и развитие интеллектуальных умений – всё это позволяет решать метод проектов. Конечно, первые стихи оставляют желать лучшего, многие из них можно положить в копилку учителя, чтобы достать к выпускному вечеру. Но сама возможность творить, показать свои способности, свои таланты, может быть, невостребованные на уроках! Итак, что получилось:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где природой так богат ты, человек!
Прекрасен лес, и поле, и родник,
К которому лицом сейчас приник,
И в глубине прозрачных вод
Чуть голубеет небосвод!
Прекрасно поле, полное цветов,
Дубрав прохлада, синева ручьёв,
Молчанье рыб, тигриный рык,
У берега морского чаек крик!
Но человек вредит себе и нам,
Он черной краски добавляет небесам,
А нефти – в море, реки, даже в лужи.
Природе – хуже, хуже, хуже!
И ржавой свалкой покрываются луга,
Метёт по полю мусором пурга!
Природа умирает, и ни вздоха, –
Природе плохо, плохо, плохо!
Пейзаж пустынный в холоде продрог
Среди домов коробок, свалок и дорог.
Наступит в мире ядерном зима,
Погибнут звери, птицы и леса!
Или иначе повернёт судьба,
Придёт на землю страшная жара,
Из чёрных туч польёт дождь кислоты,
И ужаснёмся я и ты.
Коль хочешь, чтобы долог был твой век,
Не загрязняй природу, человек!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока-игры по русскому языку для 5 класса
Сценарий праздника «День Святого Валентина» на русском и английском языках
Сценарий мероприятия в начальной школе к Празднику русского слова
Сценарий последнего звонка для 9 класса
Похожие статьи:
Внеклассные мероприятия в 6 классе
День славянской письменности. Сценарий для школьников
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир